Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Николая Чудотворца)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Николая Чудотворца) расположена в ныне не существующей деревне Никола-Реня.

Стоит на правом берегу реки Реня, на открытой ровной местности, в 200 метрах от дороги.

В начале 18 века здесь существовал, находившийся в вотчине Краснохолмского Антониевого монастыря погост с двумя деревянными церквями – Дмитрия Солунского (1690) и Успения с приделом Николая Чудотворца и колокольней.

Во время пожара 1743 г.  Успенская церковь сгорела. Выстроенная по указу 1747 года, она снова сгорела в 1773г.

Успенская (Никольская) церковь (с. Никола-Реня (Фёдорково)). Фото И.Я. Билибина нач. XX в.

Новый храм Успения с приделом Николая Чудотворца и колокольней был сооружён в 1777-1979 гг. Придел Дмитрия Солунского был устроен, вероятно, при расширении трапезной в 1878 г. (церковь Дмитрия Солотунского к тому времени, вероятно, уже на существовала.

Отдельно стоявшие храм и колокольня, а также часовня составляли выразительный комплекс с характерными для местного деревянного зодчества чертами.

К храму типа «восьмерик на четверике» примыкали равные ему по ширине пониженные пятигранная апсида, включавшая два престола, трапезная и притвор с крытым крыльцом. Довольно необычной особенностью храма были круглые окна четырёх граней восьмерика, расположенных по странам света. Высокий глухой восьмигранный столп отдельно стоящей колокольни завершался повалом, над которым размещался открытый ярус звона, окружённый 16 резными столбами. На столбы опирался пологий восьмигранный шатёр с небольшой главой.

Восьмигранная шатровая часовня, возможно, была разобрана в 1914 году, а вместо неё на средства прихожан в 1915 году возведена существующая церковь Успения с приделами Николая Чудотворца (в храме) и Дмитрия Солунского (в трапезной).

План

Построена она предположительно, по проекту известного тверского архитектора А.П. Фёдорова. Инициативу по строительству взяли на себя крестьяне деревни Косодавль Г. И. Смирнов и И. Ф. Калинин. Строительство прервалось в 1914 г. из-за Первой Мировой войны и возобновилось в 1918, когда инициаторы вернулись с фронта. Завершение строительства и освящение храма произошло в 1924 г.что само по себе делает церковь уникальной не только в масштабах Тверской области, но и в масштабах всей России.

Стены здания выполнены из кирпича с лицевой кладкой фасадов, цоколь – из гранита. Главы приделов утрачены.

Съёмка 2012 года. Фото Дмитрия Гурина

Кирпичное неоштукатуренное здание является характерным примером культовой постройки начала ХХ в., относящейся к ретроспективному направлению русской архитектуры этого времени. Объемная композиция памятника отличается компактностью и изяществом силуэта.

«Объёмная композиция складывается из одноглавого четверика храма, к которому с юга и с севера примыкают пониженные приделы, с востока — три полуциркульные разновеликие апсиды, с запада небольшой притвор и колокольня. Массивный первый ярус вытянут в поперечном направлении. На него поставлен приземистый четверик, служащий основанием для восьмигранного яруса звона. Венчает колокольню небольшой шатёр с декоративными слухами и луковичной главкой...

Наружное убранство фасадов разнообразно, но стилистически едино. В основу его положены архитектурные формы русского культового зодчества XVII в., но сильно упрощённые и огрублённые. Боковые фасады приделов имеют трёхосевую композицию. Углы закреплены лопатками, которые украшены ширинками и кокошниками над венчающим карнизом. Арочные проёмы обрамлены полуколоннами с перехватами и фигурными килевидными навершиями, объединёнными горизонтальной тягой. Профилированные карнизы с поясками ширинок, городков, тяг и раскреповок, килевидные архивольты и кокошники, лопатки и полуколонки — все эти элементы повторяются и варьируются на остальных частях здания.

Планировка и внутренняя структура церкви необычны для памятников своего времени. Невысокое квадратное в плане пространство храма, перекрытое крестовидным сводом, сообщается широкими арками с помещениями приделов и притвора. Приделы перекрыты коробовыми сводами. В отделке интерьеров использованы тянутые карнизы и живописные растительные орнаменты». Сюжетная роспись храма отсутствовала изначально. Церковь была действующей до нач. 1950-х гг. В 1970-х гг. подверглась разграблению. К настоящему времени из внутреннего убранства ничего не сохранилось.

Храм не закрывался вплоть до 1950-х годов.

 

В настоящее время разграблен и заброшен.

Использованная литература:

1.     Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. - 772 с.

2.     Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: ИД "Ключ-С", 2010. - 450 с.

3.     Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 3. /От вред. Г. Смирнов - М.: Индрик, 2013. – 752 с. : ил. 

Nike Air Max 90 Candy Drip

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей