Чистая Дуброва. Живи, мое село родное
Село Чистая Дуброва Весьегонского муниципального округа расположено в 35 км к югу от Весьегонска и в 6 км к северо-западу от села Чамерово, находится на берегу речки Смородинка, на шоссе Весьегонск – Брейтово (в 19 веке Ярославско-Моложский почтовый тракт). От Твери 200 верст. Севернее подошва Овинищенской возвышенности с высотами до 120 метров. Ручьи Смородинка и Ботья, он же Малиновский (Менде) - правые притоки реки Черной (у Менде - Лиственки). К северу и северо-востоку - крупный лесо-болотный массив. В непосредственной близости от селения торфяное месторождение. Расчистки с запасами торфа 74000 м. куб. Почвы от супесчаных до глинистых.
Название деревни - две части по характеру лесной растительности. Название составное, от чистый - «светлый, ясный» и дуброва - «дубовый лес с примесью других лиственных пород»; «густой, дремучий лес»; «чаща леса»; «чистопородный лиственный лес»; «лесной покос»; «заповедная роща». Еще говорят, называлось так якобы потому, что здесь была усадьба с дубами. Вероятно, возрождено карелами-переселенцами в 1630 - 50-е годы на месте более древнего, но запустевшего к началу 17 века одноименного селения. Поскольку о карелах-старообрядцах Тверской губернии и до сих пор нет полноценных исследований, позволю себе привести названия карельских старообрядческих сел и деревень, из материалов Лебедева А.И: …Чистая - Дуброва Весьегонского района. Коренных карелов, по мнению местных жителей в 1980 годы уже не осталось. В 1682 году было уже селом с деревянной Покровской церковью. Село Чистая Дуброва состояло, по воспоминаниям старожилов, из двух посадов. По левой стороне находился Красный посад – «левая восточная сторона, лучше, чем на правом посаде». Другие старые названия частей села: Пошехонье, Горка, где на праздник Тихвинской иконы Божьей матери устраивалась ярмарка, и середка, сгоревшая в 1937 году, вокруг существовавшей и поныне кирпичной колокольни. В 1930-1940 годах переселенцами из затопленных русских деревень Замоложья была построена новая часть села - Поселок.
История деревни - это прежде всего история рода и местных кланов старопоселенцев.
На вопрос, как поселились здесь карельские деревни, сразу начинают вспоминать и перечислять фамилии старожилов и их родственников. Меньше всего сохранилась память о социальном происхождении деревни. Мало кто из сельчан, даже старшего возраста, мог сказать, кем были ее жители: крепостными, удельными или монастырскими, не всегда могли назвать фамилию местного помещика, хотя еще их деды были крепостными крестьянами, и скорее всего, рассказывали детям и внукам о прежней жизни.
Много лет, до войны и после нее, председателем сельского совета работал Комаров Александр Дмитриевич. После него - Александра Андреевна Парамонова. В начале 90-х – Калинкина Валентина Кузьминична (на фото), а после нее - Савина Нина Борисовна. В 90-х годах сельский совет перевели в Чамерово.
В 1919 году в селе имелись школа, клуб, лавки.
В 1950 году в селе имелись молокозавод, пекарня, кинотеатр, колхоз, медпункт, школа, библиотека, клуб, почта.
В довоенные и послевоенные годы в магазине работала Комарова Анна Павловна. Зорина Анна Петровна (60-70 годы).
В канун Нового 1985 года распахнули двери два торговых зала нового магазина в селе Чистая Дуброва. Продавцами здесь работали Комарова Любовь Ефимовна и Васильева Антонина Ивановна (70-80 годы), Калинкина Галина Васильевна (1992 -2007), Лумпанова Надежда Владимировна (2007-2020) (на фото).
Безручкина Антонина Федоровна
Федина Вера Петровна
Сергеева Галина Николаевна
Козлов Алексей Анатольевич
Пекарня.
До 1990 года в селе Чистая Дуброва работала пекарня. Хлеб славился на весь район. Здесь работали:
Гугушкин Алексей Алексеевич
Кудрявцев Николай Петрович
Калинкин Николай Михайлович
Кабанов Василий Александрович
Карсин Николай Петрович
Канюшкин Виктор Михайлович
Проскуряков Владимир Николаевич
(позднее, кооператив «Пример»).
Достопримечательности
Колокольня церкви Покрова (последняя четверть 19 века).
Стоит в центре села на площади у самой дороги – старинного тракта, соединявшего Весьегонск с Мологой. Очень высокая, она заметна издалека при подъезде к селу. В 18 веке здесь находились две деревянные церкви – Покровская с приделами Георгия Победоносца и Алексея Человека Божьего и Ильинская, сгоревшие в 1797 году. В 1797 – 1813 гг. на средства прихожан сооружена деревянная Покровская церковь с отдельно стоящей колокольней. Сначала была выстроена трапезная, в которой в 1799 году освятили придел Георгия Победоносца. Главный престол и расположенный в храме придел Ильи Пророка освятили только в 1813 году. Храм представлял собой ярусное сооружение: двусветный четверик нес два последовательно уменьшающихся восьмерика с шатровой кровлей и луковичной главкой на небольшом барабане. К четверику примыкали равные ему по ширине более низкие пятигранная апсида и почти квадратная в плане трапезная, объединенная с западным притвором двускатной кровлей. Перекрытие трапезной опиралось на четыре столба. Композиция столпообразной шатровой колокольни включала приземистый четверик и высокий почти глухой восьмерик. Рядом с деревянным храмом на средства прихожан в 1865 – 1873 гг. была выстроена каменная Покровская церковь, внутренняя отделка которой затянулась еще на несколько лет (придел Георгия Победоносца в трапезной освящен в 1874 году, главный престол и придел Тихвинской Божьей Матери – к 1882 году.). Колокольня выстроена с некоторыми отступлениями от проекта, утвержденного в 1864 году: верхние ярусы колокольни вместо восьми сделаны четырехгранными. Деревянная церковь в начале 20 века была разобрана, но в 1910 году на сельском кладбище построили деревянный храм Ильи Пророка и всех Святых (есть фото). Не позднее середины 20 века пятиглавый храм Покрова и трапезная были разрушены. Сохранилась только примыкавшая с запада к трапезной колокольня, стены которой сложены из кирпича, оштукатурены и окрашены светлой охрой, декор выделен белым цветом. Характерный памятник провинциальной архитектуры периода эклектики, в облике которого формы классицизма сочетаются с элементами русского стиля. Особенности пропорционального строя и наивность в использовании ордерных элементов выдают руку местного мастера. Колокольня имеет невысокий цоколь, облицованный гранитными блоками. Ее композиция состоит из трех уменьшающихся по величине четвериков, завершенных небольшим шатром с килевидными кокошниками в основании. По объемной структуре и системе фасадного декора нижний ярус противопоставлен верхним. Его большая высота подчеркнута делением фасадов на два этажа. Широкие двухъярусные филенчатые лопатки на углах начинаются гораздо выше цоколя, опираясь на плоские кронштейны; широкий фриз, украшенный ширинками, отделяет высокий аттик, играющий роль своеобразного постамента для более легких верхних ярусов. Арке западного входа, обведенной арочным наличником, на боковых фасадах соответствуют высокие арочные окна. Объединенные общим подоконником три арочных окна второго этажа, за исключением единственного светового проема над входом,- ложные, с нарисованными переплетами рам. Пилястры, декорирующие стены верхних ярусов, имеют разную ширину(угловые вдвое уже тех, что фланкируют арки звона), а профилированные карнизы в их завершении дополнены широкими фризами. Первый этаж нижнего четверика перекрыт крестовым сводом , остальные перекрытия – плоские» (Добровольский, стр. 150-151 ; Краеведческий словарь, стр.93; Памятники архитектуры., стр.171; Храмы Весьегонского района, стр. 48 – 49).
В 1901 году служили:
Священник Петр Иванович Знаменский, 34 года, на службе с 1888 года, священником с 1890 года, состоял учителем пения церковно-приходской школы, в 1915 году продолжал службу.
Дьякон Иоанн Георгиевич Сокольский,43 года, на службе с 1885 года, дьяконом с 1885 года, в 1915 году продолжал службу.
Псаломщик Владимир Павлович Никольский, 31 год, в должности с 1889 года. К 1915 году его заменил Николай Мухин, 30 лет.
Церковный староста Иван Андреевич Смородинов, в должности с 1887 года.
Придорожная часовня – копилка, начало 20 века.
Стоит в 200 метрах к западу от колокольни. Созданная, вероятно, местным мастером, стилистически близка архитектуре модерна и представляет собой исключительно редкий по типу памятник архитектуры малых форм. Невысокая, около одного метра, она вытесана из серого гранитного блока, поверхность которого чисто обработана. По композиции часовенка представляет собой слегка сужающийся кверху прямоугольный в плане пилон на расширенном основании с завершением, имитирующим двухскатную кровлю. В нижней части западного фасада – глубокая ниша для кружки, закрытая железной дверцей с прорезью для монет. Над ней – прямоугольное углубление – киот для иконы. В тимпане фронтона, образованного из двух расположенных друг над другом щипцов, помещен простой равноконечный крест. Таким же крестом украшен тимпан на восточном гладком фасаде» (Памятники архитектуры, стр.172). Придорожная часовня – копилка найдена, установлена и освящена в 2009 году. Она уникальна по своему назначению и архитектурной форме. Такая архитектурная форма символизирует церковь. Часовня – копилка принадлежала Покровской церкви села Чистая – Дуброва. Каждый путник молился и опускал деньги в прорезь ниши, надеясь на удачу в пути. Денежный сбор в копилке служил пожертвованием для церкви. Сейчас она не утратила своего первоначального назначения. До сих пор люди молятся и считают своим долгом опустить пожертвование в часовню – копилку.
Село Чистая – Дуброва – родина Лебедева Петра Васильевича (архиепископа Павла).
Лебедев Петр Васильевич - архиепископ Казанский Павел (12(24).12.1827- 25.04(05.050) 1892)- духовный деятель.
Сын причетника церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Чистая – Дуброва. Окончил Санкт – Петербургскую духовную академию, был ее инспектором, ректором нескольких семинарий, архиепископ Выборгский и Ладожский. До 1881 года – архиепископ Кишиневский и Хотинский. В этом качестве в 1887 году в присутствии императора Александра второго благословлял русскую армию в поход за Дунай в русско-турецкой войне. В 1881 – 1887 гг. – экзарх Грузии, в 188 -1892гг.- архиепископ Казанский и Свияжский . Духовный писатель Его сочинения, несмотря на сложное богословское содержание, отличались высокой публицистичностью. Умер и похоронен в Казани 25.04.1892.года. (Ларин Г.А. «Весьегония», стр.341).
Чисто-Дубровская кладбищенская деревянная церковь
На кладбище села Чистая-Дуброва находилась еще одна деревянная церковь. Здание церкви деревянное, построенное в 1890 году. Страховая оценка 10 000 рублей. На учете памятников архитектуры не состоит. Размер помещения церкви был 77 метров. Указанная церковь после длительного перерыва возобновила свою деятельность в 1943 году. 3.03.1951 года при пожаре полностью сгорела. Имущество церкви спасти не удалось.
Священнослужители церкви
1. Соболев Иван Александрович – 09.1943- 29.05.1944.
2. Соколов Алексей Васильевич- 29.11.1944- 29.11.1945.
3. Свенцицкий Тихон Корнеевич – 10.05.1946- 2.02.1948.
4. Курников Николай Николаевич- 23.04.1948- 3.10.1949.
5. Григорьев Петр Васильевич- 23.04.1948- 28.10.1949.
6. Булыгин Арсений Федорович - 28.10.1950 – 3.03.1951.
Булыгин А.Ф. отсидел 10 лет.
Об истории села еще очень много есть материала, надо ознакомиться и проверить их достоверность.
- Головкин А. Н. История Тверской Карелии. 2-е доп. изд. - Тверь: ЧуДо, 2001.-302 с.
- Головкин А. Н., Карелы: от язычества к православию. Тверь. Издательство Студия-С, 2003—175 с.
- Лебедев А. И. Тверская Карелия. Рукопись. 1980-1984// ГАТО. Ф. Р-1523. Ед. хр. 5. Л.59.
- Протоколы Весьегонского Уездного Земского Собрания за 1872 год.
- Д. Рихтер. Списки тверских карельских деревень за 1873 год. Хельсинки, 1904 г.
- Тверская губерния. Административно-территориальное деление (1917-1929 гг.): Справочник / Сост. В.Н.Середа. Тверь, 1992. - 292 с.
Материал подготовила Татьяна Ивановна Орлова