Что имеем — сохраним?

На пути из Твери в Весьегонск расположено небольшое село Баскаки с красивой белой церковью, виднеющейся издалека. Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы - один из лучших весьегонских храмов, некогда центр богатого прихода. До наших дней сохранился купол с кровлей и часть красивейших росписей.

К сожалению, своды трапезной рухнули, и практически все росписи в этой части храма уже погибли.

Разрушение, начатое людьми, продолжили природа и время. Корни деревьев образуют трещины в фундаменте, прорастая в крыше, дают доступ влаге, размывающей крепкую кирпичную кладку. Такое происходит повсеместно, каждый год мы утрачиваем какую-то часть исторического наследия прошлого. Но все же, благодаря энтузиастам, некоторые храмы удается восстановить или хотя бы остановить их разрушение. Идут такие работы и нашем крае.

Так несколько лет назад Центр «Сельская церковь» начал работы в церкви Преображения Господня в селе Никола Высока.

А в рамках деятельности Центра по проекту "Сельские церкви - духовный каркас России", реализующегося при поддержке Фонда президентских грантов, проходят волонтерские субботники.

Состоялись такие субботники и в Успенском храме села Баскаки. Первый - в мае этого года, еще один - в прошлую субботу, 15 октября.

Их главными участниками стали ребята молодёжного движения «Преображение» из Рыбинска, Ярославля, Москвы, Тутаева. Присоединились к работам и краеведы Весьегонска.

Молитва перед началом работ, рассказ об истории храма, инструктаж по технике безопасности и бережном отношении ко всему, включая осколки росписи, которые могут лежать под ногами.

Общими усилиями выпилили деревья, очистили центральный и боковой вход Успенской церкви, выкосили бурьян, пилили и выносили из храма обгоревшие доски полов. Волонтерам было непросто работать в угольной пыли, водружать на место каменные плиты ступенек, валить высокие тополя. Но понимание важности и нужности этой работы, общество единомышленников помогли справиться с поставленными задачами.

Вот и вся история Успенского храма связана с инициативными и неравнодушными людьми, благодаря которым он возник и выстроен таким красивым.

В 1843 году, когда стала ветшать деревянная Николаевская церковь, прихожане стали хлопотать о построении нового каменного храма, представив на строительство наличную кошельковую сумму в 2300 рублей.

Денег было недостаточно, и начавшееся в 1863 году строительство затянется надолго. За его ходом жители будут тщательно следить, стремясь построить красивый храм на совесть и на века.

Когда выстроят холодную церковь с трапезной, крестьяне увидят, что если продолжить строительство колокольни по их плану, то она окажется не пропорциональна церкви, слишком низкой и тонкой, а, главное, колокольный звон не будет далеко слышен, поэтому они обратятся с прошением изменить проект колокольни, что и будет сделано.

8 ноября 1873 года состоялось долгожданное освящение одного из престолов нового храма в честь Святителя Николая Чудотворца. Второй престол в честь Преподобного Сергия Радонежского был освящен 25 сентября 1878 года. В главном храме в честь Успенья Божией Матери освящение состоялось только 29 сентября 1885 года.

На каменной трёхъярусной колокольне, высотой 17 саженей, с высоким шпилем, обитым белой жестью и с вызолоченным крестом, разместили 6 колоколов.

Большой колокол в 214 пудов и 15 фунтов был куплен в 1889 году на Нижегородской ярмарке и повешен во втором ярусе.

В 1896-1899 году к паперти было пристроено крыльцо из дикого камня, ступени которого расходятся на три стороны. С южной и серверной стороны тоже были сделаны входы с высокими ступенями.

Храм целиком расписали чистыми звучными красками мастера одной артели, работавшие в академической манере. Был он расписан и снаружи, но от этих росписей почти ничего не сохранилось.

​Вот что говорит участник волонтёрских субботников Иван Крылов: «Находясь на руинах прекрасных храмов, видя с каждым днем исчезающую красоту росписей, стараешься понять, почему же наше общество так равнодушно, а борются за их спасение лишь немногие энтузиасты... Отказ от прошлого, бегство с обжитых мест и страх привели к тому, что сейчас большинство россиян не знают ничего о своих предках дальше прадедов…

​Я рад, что мне удалось внести свой вклад в дело спасения этих замечательных храмов. Есть надежда, что все больше людей будет узнавать об этих забытых и оставленных цивилизацией шедеврах. А, узнавая, будут задаваться вопросом: «Как их спасти?»

Светлана Демидова

 

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей