Деревня Малое Фоминское

Малое Фоминское - деревня (сельцо, приселок) бывшего Чамеровского с/п, 10 км к северо-западу от с.Чамерово.

Название составное. Первая часть от "малый" - выполняет функцию различения с названием д. Большое Фоминское. Вторая часть от м.л.к.и. Фома - "близнец" (древнеевр.). 
Расположена на дороге Иваново - Дюдиково. Северо-восточная подошва Овинищенской возвышенности с высотами до 120 м. Почвы суглинистые. Расположена на берегу ручья. В "Атласе Тверской области" 2007 г. ручей именуется р.Суховеткой, у Менде - р.Шипенкой, в "Сборнике статистических сведений" - речкой Алешковкой.
 
 
 
Первое упоминание "сельца Фоминского" относится к 1562/63 г., когда оно вместе с сельцом Суково было заложено Андреем и Иваном Васильевичами Рыкуновыми московскому Симонову монастырю за 20 рублей, причём кредит этот был не первым. "И то им сельцо Фоминское... за рост пахать, и сено косить, и лес сечь, и всякими угодьи кладёт... по старым кабалам по хлебным и по денежным". Через некоторое время, в 1564 году, владельцы вновь взяли 50 рублей у монастыря на очень короткий срок - "от Благовещеньева дни да до Петрова дни". Когда наступил срок возвращения долга, дегег, видимо, не оказалось, и была оформлена новая закладная на срок "от Петрова дни... да до Покрова святей Богородицы". В случае невозвращения долга в указанный срок права на сельцо Фоминское и другие селения переходили к монастырю.
 
Так и произошло. По истечении указанного срока между монастырем и Иваном Васильевичем Рыкуновым была заключена "данная с отводом", т.е. дарственная с указанием границ дарения. По ней бывший владелец от своего имени и имени своего племянника Андрея Андреевича (Андрей Васильевич к тому времени умер) передаёт монастырю "отца своего и свою старинную вотчину селцо Суково да селцо Фоминское, а меж тех селец церковь Введенье пречистые Богородицы на погосте... со всякими угодьи... по своём отце Василье, да по своей матери Ирине, да по своей братье по Ондрее, да по Игнатье, да по Иване, и по себе душам их и своим душам на поминок в наследье вечных благ, впрок без выкупа, да и за свой и за братен долг за хлебной и за денежной по кабалам..."
 
Монастырской деревня оставалась до секуляризационной реформы Екатерины ll в 1764 г. После этого перешла в ведение коллегии экономии, а в 1841 г. под управление министерства государственных имуществ. С 1866 г. в общей системе сельского управления.
 
Во второй половине 19 века многие крестьяне занимались плотницким ремеслом.
С 1880-х гг. в селе размещалась Суковская земская школа.
 
До 1918 г. относилась к Суковскому приходу (в некоторых документах приход назван Мало-Фоминским, т.к. приходские церкви стояли между этими селениями).
Число хозяйств и численность населения:
Годы       Кол-во хоз-в    Числен.насел.
1858                  24                      170
1889                  46                      219
1931                  60                      215
1963                  33                        72
1993                  13                        25
2008                    9                        19
 
Рядом с селением располагаются два памятника историко-культурного наследия - Тихвинская и Введенская церкви. С названиями этих двух храмов при их паспортизации в 1970-е гг. произошла путаница. Кладбищенская церковь, освященная после завершения строительства в 1856 году во имя Тихвинской иконы Божией Матери, названа в охранных документах церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, а расположенная в 100 м от кладбища и освященная в 1705 году как Введенская теперь именуется Тихвинской.
 
 
 
Кладбищенская церковь, именуемая теперь Введенской, на рубеже 20-21 вв. усилиями уроженца этих мест, петербургского предпринимателя Антонова Л.А. построена вновь. Тихвинская церковь (прежде Введенская) в эти же годы была хоть и грубо, но отреставрирована.
 
С архитектурной точки зрения наибольший интерес представляет самое древнее культовое сооружение современного Весьегонского района (ныне округа) - церковь Тихвинской иконы Божией Матери (изначально - Введения во храм Пресвятой Богородицы).
 
 
 
Построена в 1705 г. в русском стиле, сильно обновлена в 1880-90-х гг. Рублена в обло, обшита профилированными досками на кованых гвоздях, имитирующих ленточный руст. Обшивка первоначально (в 1890-е гг.) была побелена известью. Цоколь гранитный. Композиция состоит из храма типа "вочьмерик на четверике", трапезной и притвора, равных по ширине, и прямоугольной апсиды. Церковь имеет три входа с гранитными крыльцами (южное утрачено). Завершен храм приземистым восьмигранным шатром, увенчанным луковичной главкой на высокой уширенной кверху шейке. Шатёр в основании украшен трёхчастными килевидными кокошниками (утрачены при реставрации в начале 2000-х гг.). Каждая грань восьмерика оформлена прямоугольным ложным окном с рамочным наличником. Декоративное убранство фасадов представлено также архивольтами полуциркульных окон, треугольными полуфронтонами с круглыми окнами, профилированным венчающим карнизом и угловыми лопатками с упрощенными базами и капителями. От колокольни, расположенной над притвором, сохранился лишь четверик первого яруса, подкарнизная доска-фриз которого украшена прямоугольными выступами, имитирующими мутулы.
 
Перекрытие храмовой части плоское, современное, выполнено при приспособлении здания под клуб. В трапезной и апсиде потолки оформлены тянутыми штукатурными карнизами. Оконные проемы и широкий проём, соединяющий трапезную и храм, обработаны профилированными штукатурными наличниками. В интерьере сохранились также печь, облицованная белым кафелем, и несколько двухстворчатых филенчатых дверей со стрельчатой расстекловкой в верхней части.
 
 
 
В настоящее время деревня жилая (жителей не много), летом приезжают дачники. В храме по праздникам ведутся богослужения.
 
Источник: Ларин Г.А. Весьегония: словарь – справочник.- М.: Ключ-С, 2010.
 
Фото - Снетков Никита
Подготовила Татьяна Снеткова, библиотекарь Чамеровской сельской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей