Долгожители д. Лопатиха

Смородинова А.Г. родила 11 детей, но в живых остались только 3 дочери, одна из них Прасковья Ивановна (Жинкина)

Савинов В.Н. - трое детей: Михаил, Геннадий, Екатерина. Работал всю жизнь в колхозе по наряду.

Лумпанова (Савинова А.Н.) - пятеро детей: Николай (умер в 17 лет), Галина, Мария, Константин, Анатолий. Работала в колхозе по наряду.

Булаева (Савинова) М.Н. - четверо детей: Александра, Лидия, Михаил, Екатерина. Работала дояркой и по наряду.

Лумпанова (Жинкина) Мария Ефимовна – пятеро детей: Иннокентий, Алексей, Михаил, Николай, Александр.               

Работала в колхозе до пенсии. Прожила 94 года.

Смородинова Агафья Герасимовна прожила 104 года.

Савинов Василий Николаевич прожил 97 лет.

Лумпанова Анастасия Николаевна прожила 94 года.

Булаева Мария Николаевна прожила 94 года.

Лопатиха - деревня очень интересная. Здесь была своя «Тройка» - Начальник НКВД, прокурор и судья. Так подростки прозвали трех старых бабушек, которые любили по вечерам сидеть втроем на лавочке, вспоминать о прожитом и пережитом, рассуждать о настоящем. Это Голубкова Степанида (1893 г.р.), Голубкова Фекла (1885 г.р.). Сергеева Устинья (1871 г.р.).

Баба Устинья еще гадала на бобах не только в своей деревне, ходила и в Вельское, Дуброву.

Жил здесь и Король, и Мадам Тю-лю-лю, дед Мазай и Белый.

Перед войной 1941-1945 гг. Смирновым Дмитрием было сочинено большое стихотворение про всю свою деревню, про каждого хозяина дома, подметив его особенности.

(Юрчикова Т.И. и Калинкина В.К. вспомнили часть его)

У Николая есть передник (Савинов Н.И.),

Тут и Гришенька комедник (СавиновГ.М.),

У Григория есть колун,

Тут и Ванюшка кашлюн (Голубков И.П.),

У Ивана есть топчан,

Тут вот Коля-горлопан (Булаев Н.С.),

У Николая есть голик,

Тут и Коля-домовик (Скобелев Н.С.),

У Николая есть забор,

Тут живет Никитка-вор (Коппалов Н.Д.),

У Никиты есть дрова,

Тут и Оленька вдова (Архипова О.П.),

А тут живет Юрчиков,

Он продает огурчики.

У Глеба есть картуз (Кузнецов Г.И.),

Тут вот Федька толстопуз (Жинкин Ф.П.)

По определению Орлова В.И., большого шутника в нашей деревне, даже у петухов разные песни.

В начале деревни хозяева вставали управляться к скотине рано, и петухи пели: Фиг-и-и-гли нам не жить! (правда, применялось здесь словцо из других трех букв).

В середине деревни вставали чуть позже и у петухов была другая песня: Ка-а-а-к- нибудь проживем..!

В конце деревни хозяева поднимались позже, и петухи пели: Ка-а-а-к бы нам дожить...!

В Лопатихе жили трудолюбивые огородницы, сажали много огурцов и с этими огурцами они ездили в Весьегонск на рынок. В колхозе им выделяли сначала гужевой транспорт (быка, лошадь) - это в 50-е годы. После предоставляли и машину. Транспорт отправлялся по колхозным делам в город и заезжал в деревню за женщинами с огурцами. Такая практика существовала до 80-х годов.

Лумпанова Анастасия Николаевна умела языком доставать соринку или мошку из глаза; могла теплой водой и массажем с мылом выправить несложный вывих, растяжение; могла снять «доспешку».

Булаева Агафья Ивановна умела со специальной молитвой обратиться к лесу, чтобы он отпустил пропавшую скотину. Эти знания она передала Стронгиной Лидии Николаевне, к которой знающие об этом люди, обращались за помощью.

Здесь жили люди, которые делились с нуждающимися святой Милостыней, которые могли поделиться на Пасху молоком, которые могли поддержать родных и соседа в трудную минуту, просто могли дать в долг, которые умели радоваться успехам других. Были здесь и люди, которые знали, что надо делать, чтобы корова привыкла к новому двору, чтобы во время пастьбы стадо не разбредалось...

Но, увы, жили здесь и другие, те, кто умел посылать «килы» на скотину и людей. Умели делать, чтобы в огороде был неурожай. Во время свадьбы подкинуть под кровать коровий послед, чтобы невеста в первую ночь кричала от боли и болела. Дурной славой пользовалась Терехина Анна.

Был в деревне и «тайный агент», от которого страдали богатые, доставалось от него и бедным и вдовушкам.

Бесславно закончились дни тех, кто сеял зло.

Здесь жили обыкновенные деревенские жители, пахали землю, растили хлеб, детей, уважали своих родителей, любили свою деревню.

Князева Зоя Петровна (1931-2013), 2011 год

Лумпанов Иван Федорович с женой Марией Яковлевной, Алексей, Мария, Федор, мал. Толя. 1939 год

Иван Федорович, Мария Яковлевна, Мария, А. и Анна - дочь Григория Лумпанова. 1947 год

Дер. Лопатиха 1956-57 гг. из архива Цугульской В.А.

(Толя, бабушка Матрена, моя мама и я. И еще какая-то старушка)

Лумпанова М., Яшины Анна и дети, Лумпанова М.Я.

Лумпанов Николай с женой Ольгой (г.Уфа, 50-ые годы)

Июль 1948 года Лида Булаева, Нина Булавкина

(д. Бельское), Зоя Жинкина, Валя Жинкина

Толя Лумпанов, Тоня Тимофеева, Миша Булаев, Катя Булаева, Нина Лосева

Моя мама, бабушка и дедушка 1947-48 гг.                   

Мама, папа и Толя 1949г.

Мария Федоровна Жинкина            Нина Белякова                Мария Михайловна Булаева

8 июля 1959 года. Катя Булаева, Надя Тимофеева

Катя Булаева, Мария Савинова

Лумпанов Николай Михайлович, Сергеев Александр, Лумпанов Михаил Михайлович

Фото в день свадьбы Калинкиной

Иринья Фомина, Василиса Скобелева, Шура Голубкова, Иринья Савинова, Настя Лумпанова, Вова Стронгин

Список источников

  1. Г.Ларин.Весьегония. Словарь - справочник. 2010 г. стр. 143.
  2. Весьегонск. Краеведческий альманах. 2009 г. Выпуск Зий, стр. 81,83,85.
  3. Н.М. Шеховцов. Древний край Весьегонский. 1997г. стр. 88 - 89.
  4. Б.Купцов. Весьегонск. Вехи истории. Книга вторая. 2007г. стр. 30.
  5. Архив Весьегонского р-на Похозяйственные книги за 1920, 1934 г..
  6. Книга Памяти жертв политических репрессий Калининской обл.. Мартиролог 1937-1938 г..
  7. Книга Памяти. Тверская обл. 1993 г., стр.23-138.
  8. А.Головкин. История Тверской Карелии. 2001г. стр. 44, 50
  9. Газета « Весьегонская жизнь»
  10. Воспоминания жителей д.Лопатиха и их родственников

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей