Дорога Каменка в деревне Иваново

 (Фото - Интернет)

До обидного мало известно нам о российских дореволюционных дорогах. Разве что вспоминаются слова Гоголя об одной из главных российских бед, пушкинское «Ни огня, ни чёрной хаты…» да живописная картина с разбитой сельской колеёй. У дороги всегда есть два начала и два конца, которыми она определяется.

Булыжная мостовая в деревне Иван Погост начиналась с южной стороны  от здания сельсовета и направлялась на север до дома «Короля». Так в деревне называли  Королева Александра.

Булыжными называют мостовые, устраиваемые из мелкого валунного камня – “кругляка” (или булыжника в его естественном виде) или крупного грубо колотого камня.

В каком году построили мостовую в нашей деревне  - сегодня не скажет никто, очевидцев не осталось. Только дети военной поры помнят, как в кровь сбивали босые ноги. Это сейчас, почти за вековую историю, камни отполировались  и стали гладкие,  по ним приятно пройтись босиком.  А  вот в те времена они торчали острыми краями и создавали определенные неудобства для пешеходов.

Смею предположить, что строительство мостовой началось в 30-е годы 20 века.

Историческая справка.

Мощение дорог в России началось с  введения всеобщей повинности на сбор камня и обустройство мостовых в Москве и Санкт-Петербурге. Долгое время преобладающим материалом для мощения был булыжник и необработанный гранит или габбро-диабаз, которые укладывались непосредственно на грунт и лишь со средины XIX века для укладки стали использовать песчаную подушку.

Настоящую активность в дорожном строительстве и замене деревянных мостовых на каменные из камня и  габбро проявил Петр I. При возведении Петербурга царь изначально задумал со временем покрыть булыжником абсолютно все его дороги – для чего по личному его указу камень к будущей столице свозили со всей страны. Более того, в 1718 году был издан Указ, согласно которому каждый житель был обязан засыпать территорию перед фасадом песком и «замостить гладко камнем» — причем с последующей поддержкой такого покрытия в надлежащем состоянии. Даже после смерти царя Петербург продолжал моститься камнем, а в 19 веке первым городом, пошедшим по его стопам, стала Одесса. И по сей день в этих городах сохранились небольшие участки той, первой гранитной брусчатки, которая была уложена на песчано-гравийную подушку в год их основания.

По-настоящему массовая замена древесины на камень начала проводиться в обеих столицах только при Временном правительстве, а потом при большевиках.

В 1935 году было принято постановление об образовании Калининской области. Новый регион обладал 33 400 км дорог, из которых только 5% имели каменное покрытие. Во второй половине 30-х годов внимание к дорожному делу в Калининской области усилилось. При строительстве и ремонте дорог широко использовался труд населения - трудоспособные граждане были обязаны 6 дней в году бесплатно отработать на дорожном строительстве.

В деревне Иван Погост  дорогу называли  «каменкой». Это название сохранилось и до сих пор. Камень для дороги свозили  на лошадях со всех сторон, благо его очень много в наших окрестностях.  Говорят, много камня было в реке Кесьма.

Мощение булыжником включало  в себя следующие операции: подготовка основания, сортировка булыжника по высоте и ширине; укладка булыжника, расщебенка пустот, трамбовка, засыпка песком и укатка.

Участок дороги от сельсовета  до крестов (центр деревни) был сделан более качественно, камни были  некрупные и округлые.  Дальше были уложены  более крупные и ребристые камни. Возницы предпочитали проделать этот путь пешком, ведя лошадь под уздцы, так как тряска на телеге была ужасной. И все же деревенские были рады  каменке. В пору осенней и весенней распутицы дорога в деревне стала проезжей, а не так  как, например,  в соседнем Привороте. Там в эту пору через дорогу невозможно было перейти, чтоб не начерпать грязи в сапоги.

Сегодня  от «каменки» осталось совсем немного метров.. От сельсовета до центра ее засыпали гравием, а дальше до конторы колхоза – спрятали под асфальт.

И кстати, когда в деревню хлынули переселенцы с затопленной территории и стали возводить дома с северной стороны  деревни, мостовую  решили продолжить. Но война прервала эти  планы. Только  метров  100 как разот дома Короля до избушки бабушки Фроси Степиной  проложили. Вот эти 100 метров и сохранились.

«Каменка» д. Иваново октябрь 2023г.

Один блогер в интернете написал: «Я собираю фотографии уцелевшей брусчатки в России. Считаю, что каждый метр старинных мостовых должен был взят под государственную охрану как памятник истории».

Подготовила  Наталия Давыдова, библиотекарь Ивановской сельской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей