А дорога серою лентою вьется… Николай Егорович Калятин

Сколько разных дорог пролегло на Земле,

И как много людей неспокойных на свете!

Я о тех, кто рассветы встречает в седле,

Я о тех, обгоняющих солнце и ветер.

Очень часто на жизненном пути встречаются люди на первый взгляд ничем не примечательные. Но это только на первый взгляд. Ведь если разговориться с человеком, узнать его поближе, то порою такими гранями заиграет его судьба! Довелось мне однажды в дороге встретить такого человека. Это - шофер колхоза имени М. Горького Николай Егорович Калятин.

Мне срочно надо было попасть в город и добираться пришлось с шофером молоковоза. Дорогой разговорились. Оказалось, что Николай Егорович уже более 30 лет за баранкой. Из них последние 12 водит молоковоз. А это значит: каждый день, и в праздники, и в будни, и в дождь, и в знойную жару летом, в стужу и метель зимой, он в точно определенное время отправляется в путь. Его задача - как можно скорее доставить молоко с семи ферм колхоза на Весьегонский маслосырзавод. Никто не может отменить этот нужный не только колхозу, но и всей стране рейс. Вот и приходится в свободное от рейсов время заниматься профилактическим осмотром машины, устранять неисправности. И машина его всегда готова к рейсу.

В наш атомный век машину водить умеет почти каждый. Хотя, если подумать, многим в своей жизни Николай Егорович обязан технике, и работе на ней. Он всегда любил и берег машины. За это и награждало его не раз правление колхоза Почетными грамотами, ценными подарками. Награды, уважение людское - все добыто в работе не только на автомашине. В молодости он был и трактористом.

...Мчит машина по дороге. Мелькают за стеклами кабины знакомые перелески, поля, луга, усыпанные ромашкой, красными пахучими головками клевера. Все здесь близко и дорого ему. Знаком, как поется в известной песне, «каждый поворот и косогор». В далекие послевоенные годы приходилось ему мерить эти версты пешочком: не на чем было до города добираться, куда его, офицера запаса, часто вызывали в военкомат. Тогда и зародилась у него мысль стать шофером.

Теперь жить люди стали богаче. У каждого достаток. В селе в домах обстановка не хуже городской. У многих - стиральные машины, холодильники. телевизоры. Почти в каждой семье есть личный транспорт: у одного это-  мотоцикл, у другого - машина. Так что другой раз и подвезти некого. Приходится одному со своими думами наедине коротать дорожное время. Всплывают в памяти прожитые годы, далекое детство. А оно у Коли было голодным и безрадостным. Семья в поисках лучшей жизни завербовалась и переехала на Дальний Восток. Но поездка эта стоила жизни отцу, кормильцу семьи. Он умер от цинги. Мальчику с 10-летнего возраста пришлось выполнять мужскую работу в доме (в семье у матери были еще две сестренки). Закончив пять классов. Коля был вынужден бросить школу и помогать матери зарабатывать на хлеб.

Затем коллективизация. Жизнь вроде бы наладилась. Дети в семье Калятиных подросли. Но грянула новая беда, беда для всего народа - война. Она все в жизни поломала. Но не поставила на колени советский народ.

Николаю шел 19-й год. когда она разразилась. Его призвали в армию. Окончил курсы младшего командного состава. затем - командирские. Потом - фронт.

В эти тяжелые для страны дни и молодому лейтенанту Калятину пришлось не раз испытать и радость побед, и горечь поражении. Здесь, на фронте, он. как и многие бойцы в то время, пишет заявление о приеме в партию Ленина, становится коммунистом. О его боевых заслугах говорят многие боевые награды, среди которых - медаль «За отвагу».

Но недолог был боевой путь Калятина. В 1943 году, во время атаки у реки Ловать. что в Новгородской области, он был ранен. После госпиталя готовил кадры для фронта, затем работал в военкомате.

Демобилизовавшись в 1947 году, бывший солдат держал путь в родные весьегонские края, в родной колхоз. Окончились военные дороги, начались мирные. Вначале сел на трактор (соскучились по мирному труду руки солдата), а потом стал шофером.

Вместе с мирной жизнью пришла к Николаю любовь. Женился. Вырастил трех дочерей. дал им образование. Теперь они живут самостоятельно. Каждое лето они с семьями слетаются в родной дом, и тогда он, как и прежде, наполняется звонкими детскими голосами. Правда, теперь это голоса внучат. И голоса эти наполняют радостью сердце ветерана, который по-настоящему молод душой, который с удовольствием встречает рассвета пусть не в седле, как говорится в эпиграфе моего рассказа о беспокойном человеке, а в кабине своего желтенького молоковоза, на котором он исколесил уже свыше 400 тысяч километров. Иными словами, десять раз обогнул земной шар! А сколько изъезжено за все годы водительского стажа?!

- Говорят, что скоро в нашу сторону и асфальтовую дорогу будут прокладывать, тогда легче шоферам работать будет, - говорит Николай Егорович.

Так пусть же и впредь любимое дело приносит ветерану радость!

 

А. Шерстнев

"Ленинский завет", 1980 год

Air Max

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей