Дороги, дороги.

   

В краеведческом разделе центральной библиотеки  есть неприметное издание  Александра Дмитриевича и Екатерины Александровны Виноградовых - "Тверь. Легенды и были", но крайне любопытное. Предлагаем вам, дорогие читатели, с ним познакомиться на примере одного из рассказов. Отметим, что в них повествуется о некоторых легендах, бытовавших в Твери, и о степени их достоверности. Часть рассказов посвящена известным событиям и людям, принимавшим в них участие.

Работа выполнена на основе сохранившихся документов, как-то: Тверской летописи и Рогожского летописца, писцовых и переписных книг XVII - начала XVIII вв, как введённых в научный оборот, так и изданных. Для написания рассказов были использованы менее значительные, но не менее ценные рукописные документы московских древнехранилищ (воеводские "Росписные списки", таможенные документы, жалобы, прошения и т.д.).
 
 
ДОРОГИ, ДОРОГИ

Так уж сложилось исторически, что нашему народу приходилось жить на обширных пространствах, когда проехать не только от востока до запада, но даже от середины государства всегда далеко.

Потому дороги в жизни нашей страны имели во все времена громадное значение.

В старину большинство дорог проходило лесами да болотами, весной и осенью становившимися вообще непроезжими.Со времён Ивана IIпоявляются известия об

устройстве дорожного дела на Русской земле. Тогда именно возникли «ямы», т.е станции для смены лошадей и для отдыха путешественников.

 

 

Слово «ям» перешло в русский язык из монгольского.

«Ячми» - означает гонец, проводник.

В XVIIвеках ямской двор состоял из нескольких изб, сенников, амбаров и конюшен, обнесённых забором. Ямская гоньба, после военной службы, была самой тяжелой: в пути подстерегали многие беды – морозы, бураны, лошади выбивались из сил и случалось замерзали вместе с ямщиками – потому в ямщики набирались только «охотники», люди смелые и решительные, но и те, после нескольких лет службы, иногда и сбегали.

Весной и осенью при плохом состоянии дорог лошади быстро «безножили» и после двух, трёх поездок выходили из строя. Ямщикам за трудную службу и потери в лошадях давалась земля, покосы, разрешалась беспошлинная торговля. Кроме того, ямщики получали деньгами 20 рублей в год да «погонные» - три деньги за каждые 10 вёрст.

Взамен они обязывались держать две тройки лошадей, которые должны быть «в сытости и всегда к гоньбе готовы».

Скорость движения по дорогам была весьма значительна.

Посол Герберштейн отметил, что его подчинённый проехал от Новгорода до Москвы за 52 часа (1517 год).

Посол Юстус Юль от Твери до Клина – 90 вёрст – проехал за 14 часов, из них 3 часа кормили лошадей (1709 год). Но так было зимой.

Пользоваться ямскими подводами и кормом на ямах дозволялось только по особому документу – подорожной, и строго было расписано какому чину сколько повод следовало выделять.

В 1493 году послал Иван IIIс послом Мазовецким подьячего Елку и была выдана дорожная. Приведём несколько строк из неё: «… от Москвы по дороге, по нашим землям, по московской земле и по тверской земле, по Твери по ямам ямщикам: послал еси с Мазовецким послом с Иваном в приставах Елку подьячего, и вы бы Елке давали на посла по семи подвод, а ему по две подводы»…

 В Твери Елка пересел в лодки и поплыл по Тверце через Торжок, Волочек, Мстою до Великого Новгорода.

 К концу XVIIвека в Тверском уезде насчитывалось до 700 ямщиков и ведали ими непригодные к службе дворяне. Так в 1626 году приказчиком был «Кузьма Степанов сын Озорной», на войне потерял руку, но службу знал и всю эту вольницу «держал в руках».

 Дороги всегда были под надзором и в особых случаях по Государеву указу могли быть перекрыты.

При появлении где-нибудь эпидемии или при поимке разбойника, скажем, как при Борисе Годунове ловили Гришку Отрепьева, на дорогах выставлялись заставы, и тогда связь между перекрытыми районами вообще прекращалась. Н, как мы помним, только теоретически.

Так, из объятой эпидемией Москвы пришла в Тверь родственница, старательно обойдя заставы, после чего Тверь потеряла каждого пятого жителя (1654 год).

Особенно большое внимание дорогам уделял Пётр I. Натерпевшись бед при походе на Нарву из-за бездорожья, великий созидатель закрепил за главными дорогами деревни для их ремонта и даже велел поставить красные верстовые столбы и посадить деревья.

По тверским писцовым книгам XVIIвека ямские дворы стояли по современной топографии от церкви Воскресения на улице Вольного Новгорода и до Советской площади, где проходил в XVIIвеке острог.

После пожара 1763 года под Ямскую слободу отвели место в районе нынешней улицы Вагжанова, там ямщики и стали селиться.

Это лихое племя дорожных бродяг, пробитое морозами, не раз заметённое вьюгой, беззаветно любившее свою надежду – лохматых лошадок, донесло до наших времён не только название Ямских улиц, но и легенды и песни о своей беспокойной жизни, в них и тоска и «раздолье удалое», а в целом – беспримерная широта русской души.

Рассказ "Дороги, дороги" из книги А.Д.Виноградова и Е.А.Виноградовой "Тверь. Легенды и были"

Ирина Рачковская, библиотекарь читального зала центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей