«Дюдиковская сторонка» Жизнь Дюдиковская…

Как уже известно, из предыдущих заметок, в прежние годы жизнь в деревне, как говориться бурлила, работы хватало и в колхозе, да и с домашними делами нужно было управиться: почти в каждом дворе мычали, хрюкали и кукарекали, прося внимания хозяев. Не все жители деревни работали в колхозе, кто-то трудился в лесхозе, иные плотничали, была бригада рыбаков. В общем, рабочих профессий хватало, но была в деревне и интеллигентская прослойка: врачи, учителя, клубные работники, продавцы, библиотекари – эти профессии считались более легкими, с точки зрения физических затрат, поэтому часто работники культурных заведений привлекались к колхозным работам.

Как протекала культурная жизнь в деревне до революции сказать сложно, но в тридцатые годы прошлого века в Дюдиково были открыты народный дом и изба-читальня. Дом Тютиных был экспроприирован у зажиточных крестьян и сначала там был сельский совет. Затем переднюю часть дома отдали под избу-читальню, а на задворках расположился медпункт. Библиотека и поныне в этом доме работает, а медпункт переехал в другое здание.

Надо сказать, что библиотека в те далёкие времена участвовала во всех сферах жизни: и народ просвещали, и грамоте обучали, и колхозам помогали в проведении полевых работ. Так весной 1933 года  в архивных документах сохранился информационный лист Дюдиковской избы-читальни о подготовке к весеннему севу, по которому вынесены следующие решения:

- организовать ежедневно радио - слушания;

- провести в агрокружке беседы на с\х темы;

- поставить постановки в клубе на тему весеннего сева;

- в каждом населённом пункте организовать массовые собрания;

- в колхозе «Красная заря» организовать бригаду имени «осавиахима», в задачу которой ложиться работа по протравливанию семян.

 В результате культурно – массовой работы имеем: вновь организованных колхозов – 4, 80 хозяйств, всего колхозов – 8. Обеспечение семенами на 100%, вывоз навоза, сбор золы – свыше 100%.

Там же сказано, что изба-читальня включается в областной конкурс на лучшее проведение культурно – массовой работы в период весеннего сева и летних работ.

            Следующий текстовый отчёт о работе политико – просветительских учреждений, датирован уже 1941 годом, говориться в нём следующее: «Работа в избах-читальнях ведётся по плану, утверждённому советом изб-читален. Каждая изба-читальня выписывает не менее одной центральной, одной областной, одной районной газеты»

            Библиотека работает и поныне, по мере сил просвещая жаждущих, образовывая страждущих, рада любым читателям, по - настоящему любящих книгу и чтение.

            Другим культурным объектом, открытым новой властью был народный дом, или клуб, как его называем мы сейчас.

До революции на этом месте была церковно-приходская школа, после революции школу переоборудовали в сельский клуб, но здание было старым, и в тридцатые годы, усилиями колхозников был построен Народный дом. Он был «собран» из нескольких домов, прежде принадлежавших зажиточным крестьянам. Здание прослужило много лет, вероятно служило бы  дольше, но было принято решение о переводе клуба в другое место, и сейчас очаг культуры располагается в доме, изначально построенном колхозом для детского  сада и просуществовавшем в нем короткий промежуток времени. После закрытия детского сада здесь какое-то время проработала начальная школа, затем открыли магазин, ну а сейчас в этом помещении Дюдиковский Дом культуры. Сравнивать старое здание и новое нет резона: в прежнем клубе было просторно, хватало места и для зрителей и для артистов, проводились киносеансы. Вроде и давненько это было, а вспоминается легко: выступления кружка самодеятельности в праздники, новогодняя елка, бал-маскарад, танцы до упада, трансляция новинок киноиндустрии. Да, мало ли воспоминаний, связано у жителей со старым клубом, но все течет, все меняется и уже новое поколение «Дюдиковцев» пишет свою историю про новый клуб, с которым у них связаны свои воспоминания. Главное, чтобы не прервалась эта нить, и у нового поколения детей и подростков была возможность скоротать свободные минуты в этом доме досуга.

            По воспоминаниям жителей медпункт в деревне был всегда. Вероятно, он был образован одновременно с сельским советом, в здании, где сейчас библиотека, только на его задворках. Так оно выглядит сейчас, а раньше принимало огромное количество посетителей со всех окрестных деревень.

 

В конце семидесятых, начале восьмидесятых, когда началось активное строительство, был построен двухквартирный дом, в одной квартире расположился медицинский пункт, в другой – начальная школа, ранее работавшая в деревне Сиротка. Медпункт работает и поныне в этом здании, а вот школа уже давно закрылась, дети ездят учиться в Чамерово.

            Как уже говорилось выше, школа в деревне давно не работает, если быть точным с 2000 года. После того, как прекратила свою деятельность церковно-приходская школа советская власть открыла школы в деревнях Огнишино и Беняково. Позже школу открыли в деревне Новое, затем перевели детей начальных классов в деревню Сиротка, и только в восьмидесятых школа заработала в Дюдиково. Почему так долго не открывали школу в центральной деревне колхоза, сказать не могу, но долгие годы ребятишки бегали за знаниями по окрестным деревням. Впрочем, пешие тренировки шли им на пользу, потому что следующие годы они добирались до школ, расположенных в Прозорово и Чамерово, куда «школьные» автобусы не возили, а рейсовые не всегда охотно забирали школьников. У каждого жителя деревни есть своя история о тернистом пути обретения знаний.

            Есть у нас в деревне еще одно здание, необходимое каждому жителю – магазин. Это в городе сюда ходят только за покупками, а в деревне он выполняет еще и другие нужные функции. Магазин и ныне служит местом сбора свежих новостей, а раньше был еще и своеобразным центром сбора людей с окрестных деревень. Посетители магазина,  придя за покупками, встречали здесь давних знакомых и начинали делиться последними новостями, радостями и печалями, сплетничали, и прощались до новых встреч: ведь увидеться в следующий раз они могли и нескоро. Здесь происходили битвы за дефицитный товар и радостные встречи с давно невиданным приятелем, здесь можно было купить продукты и ружье, а можно было поругаться за лишние полкило хлеба. Да, хлеб пекли большими буханками, весом до двух килов, а распределялся он по числу домочадцев. Да, были и такие времена, а были и другие, когда хлеб набирали мешками и кормили им скот. Так что магазин наш помнит много историй и веселых, и печальных, и трагических.

            Был когда-то давно в Дюдиково дом бытовых услуг. Там можно было заказать себе и близким пошив одежды, или «достать» через него обувь, пошить шторы. Такой своеобразный деревенский «дом мод». От него не осталось даже и самого здания, но когда то все это было частью деревенской жизни, его основа, гарантия будущей жизни деревни. Сейчас, даже трудно сказать, как долго продолжат свое существование оставшиеся очаги культуры, поддерживающие жизнь в деревне, но пока они работают, живет и деревня, пробуждаясь в праздники и «хлебные» дни. Живи дольше, сторонка наша, Дюдиковская!

текст подготовила Людмила Колачева

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей