Это чудо великое – дети

(открытие новой средней школы в Весьегонске)

«В районе всегда проявлялась забота о воспитании и образовании подрастающего поколения. Посточнно развивалась сеть общеобразовательных учреждений, укреплялась их материально-техническая база, готовились педагогические кадры. В 1961 году в районе имелось 47 начальных школ, шесть семилетних, четыре восьмилетних, две средних и три одиннадцатилетних. В 1962-1963 учебном году все школы перешли на работу по новому учебному плану. В районном бюджете на 1962 год на просвещение выделялось почти 735 тысяч рублей – даже чуть больше половины всех планировавшихся расходов города и района.

После войны в районе плодотворно трудился целый отряд мастеров педагогического искусства. Среди них бывший крестьянин деревни Никулино И.А.Петрушкин, окончивший педагогические курсы ещё до Октябрьской революции. Она застала его учителем Перемутской школы. В первые годы Советской власти (1920 – 1921 гг.) Иван Андреевич был членом ВЦИК, встречался с В.И.Лениным – руководителем государства. Долгие годы Петрушкин работал учителем, потом директором макаровской семилетней школы.

Добрую память о себе оставил известный весьегонский краевед К.В.Манжин.

Более четверти века он проработал в Мосеевской школе учителем, а затем полтора десятилетия был директором. Константин Васильевич успешно сочетал педагогический труд с увлечённой работой по сбору карельского фольклора. Он был непревзойдённым знатоком карельского языка и обычаев этого народа.

Заметный вклад в дело образования весьегонцев внесли Ф.В.Степухин, М.И.Петровых, Т.И.Родионова, О.И.Образцова, Е.А.Степанова и многие другие. Депутатами Верховного Совета РСФСР была избрана З.С.Белякова. 3 октября 1965 года в стране впервые торжественно отмечался День учителя. В весьегонске его праздновали 347 учителей и воспитателей, которые обучали 5716 школьников, не считая 226 учащихся щколы рабочей молодёжи и 251 заочника. За успехи, достигнутые в воспитании и обучении детей, были награждены значком «Отличник народного просвещения» А.И.Одинцова, В.П.Ланенкина, А.В.Кузнецова, П.И.Иванова, А.А.Белякова, директор Весьегонской средней школы N1 И.М.Седов удостоился звания заслуженного учителя школы РСФСР.

Год за годом в городе и районе возводились новые типовые здания, что позволяло расширять сеть средних школ. В 1970 году построена Ивановская средняя школа на 320 учащихся. В 1976 году новоселье справили учителя и ученики Чамеровской средней школы. Её особенность – огромный микрорайон обслуживания учеников в радиусе до 20 километров. Ребята проживали на территории трёх сельских округов, где функционировали 18 сельскохозяйственных кооперативов. Школьников доставляют в Чамерово школьными автобусами с четырёх направлений.

В новое двухэтажное каменное здание переехала Весьегонская средняя школа N2. В этом же году новоселье справили и учащиеся Большеовсяниковской средней школы. Они стали учиться в здании, рассчитанном на 192 человека. В спальном корпусе могли поселиться 80 учащихся из дальних деревень.

Когда-то село Кесьма было довольно крупным населённым пунктом. Четверть века здесь размещался районный центр. В 1936 году в Кесьме была основана средняя школа. Много достойных граждан своей родины получили здесь образование и воспитание. Но время берёт своё, старое здание обветшало.

Начало нового учебного года 1 сенября 1984 года ребята встретили в новом школьном здании. Здесь были созданы все необходимые условия для эффективного обучения и воспитания. Оборудовали 14 кабинетов, учебные мастерские, столовую, спортивный зал, разместили библиотеку.

С 1961 года работает Любегощская средняя школа.  До этого она называлась Горской, размещалась в приспособленном старинном здании в деревне Попово. В 1991 году вступило в строй новое здание в Любегощах. К услугам учителей и учеников 14 учебных кабинетов, компьютерный класс, мастерские.

В 90-х годах прошлого столетия новый облик приобрело ведущее учебное заведение района – весьегонская средняя школа N1. Благодаря огромным усилиям коллектива деревообрабатывающего комбината она получила новое современное типовое здание. В школе 15 учебных кабинетов, четыре производственные мастерские, спортивный и актовый залы, столовая, гараж, тир, компьютерный класс.

В течение многих лет здесь работает стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив. Плодотворно трудились в школе А.Н.Титкова, Л.Ф.Ризен, Н.Н.Антонова, В.П.Кирпичёв, Л.Л.Степаненко, Р.И.Филиппова, Л.И.Кудрина, А.И.Апрятова, П.Д.Смирнова, В.П. Веркунин и многие другие. Современные педагоги используют в работе новые технологии. Разработаны интегрированные уроки. Создана методическая копилка открытых уроков и внеклассных мероприятий.

Большое внимание уделяется общественно-патриотическому воспитанию учащихся. Оно осуществляется на материалах краеведения, историях школы, жизни знаменитых земляков. Воспитывается уважительное отношение к труду своему и других. Развитию трудовых навыков подчинена и работа кружков, летняя практика на пришкольном участке.

В районе использовались самые различные формы трудового воспитания. И они давали хорошие результаты.

В 1969-1970 учебном году в районе были созданы три производственные бригады из учащихся Кесемской, Любегощской и Чамеровской средних школ. В них трудилось 355 ребят. Кроме того, в восьмилетних школах организовали семь производственных звеньев с охватом 312 учащихся. В Тимошкинской школе действовало школьное лесничество, в котором состояло сто учеников.

За производственными бригадами закрепили 25 гектаров земли, а за звеньями – 16,5 гектара. Ребята выращивали картофель, лён, кормовые культуры, брюкву, капусту. Звенья и бригады проделали значительную работу на колхозных и совхозных полях, а также на пришкольных участках. Первенствовала производственная бригада из Любегощей, а на пришкольном участке – ребята из Чамерова.

Хороший опыт был накоплен в Любегощской средней школе. Здесь на пришкольном учебно-опытном участке в три гектара, созданном по инициативе учителя-биолога М.И.Тупицына, лично им и его юннатами было посажено 74 вида деревьев и кустарников, 36 видов полезных декоративных растений и цветов. Среди них были самые редкие, выписанные из разных концов страны. М.И.Тупицын многое сделал, чтобы Любегощская школа в 1969-м и 1970 году была участницей ВДНХ СССР, а ученики занимали в районе первое место. Фронтовик много лет был директором школы. Он скончался в 1988 году.

Глубокие и прочные знания даёт Весьегонская средняя школа N2, которая в 2003 году отметила своё пятидесятилетие.

Здесь трудились мастера своего дела И.М.Седов, М.И.Петровых, З.С.Белякова, В.И.Бобина, М.И.Савина, Н.В.Верхоланцева, А.И.Брагина, С.Д.Соколов, Г.В.Смекалова. Учебный план школы построен на основе базисного, но с усилением преподавания математики, физики, химии, литературы, русского языка, иностранного языка. Организовано профессиональное обучение по специальностям «Автодело», «Швея-мотористка».

В Ивановской средней школе, кроме государственных образовательных программ, по всем предметам реализовались региональные программы по краеведению и граждановедению, «Эстетика и быт», обучение школьников начальных классов на дому. На пришкольном участке в 2,3 гектара имелись отделы: овощной, цветочно-декоративный, хозяйственный, сад, дендрарий. В саду растут яблони, сливы, черноплоджная рябина, смородина, облепиха, барбарис, ирга, канадская и войлочная рябина.

Каждый год с овощного отдела школьники собирали большой урожай свёклы, моркови, кабачков, капусты, огурцов, помидоров, зелени. Это позволяет разнообразить питание ребят. Гектар картофеля даёт 6 тонн клубней. Ежегодно школа выращивает рассаду цветочных и овощных культур для своих нужд и продажи населению.

С 1984 года в школе работает школьный театр, которым руководит Г.М.Кошелева. Участниками спектаклей являются ученики, их родители, учителя, бывшие выпускники. Ведётся фотолетопись выступлений коллектива.

Хотя в классе всего три машинки старого образца, девочки умеют хорошо шить. Программу «Культура дома» ведёт учитель Г.Б.Абрамова. Осуществляется широкая экологическая программа. Заслуженным авторитетом пользуются учителя Г.М.Кошелева, В.Г.Фомичёв, Н.Г.Вересова, Е.Н.Елизарова.

Кесемской школой плодотворно почти четверть века руководил В.В.Гнедин. Особое внимание уделялось повышению профессионального мастерства учителей, преемственности в работе. Поддерживаются инновации, способствующие развитию личности школьника, его адаптации к жизни. Педагогический коллектив настойчиво работает над темой «Практическая направленность преподавания и воспитания».

В школе уделяется большое внимание физическому воспитанию учеников. Усилиями большого энтузиаста своего дела учителя физкультуры В.М.Жукова здесь была создана лучшая в районе спортивная база. За спортивные достижения школьники получили более ста дипломов и почётных грамот.

Много интересного было в работе других школ района. Их выпускники 60-80-х годов успешно поступали в техникумы и институты, трудились во всех отраслях производства и культуры.

Активно решалась проблема дошкольного воспитания подрастающего поколения. Особое внимание обращалось на размещение ребят в детских садах и яслях. Во многих городах эта проблема была очень сложной. Но в Весьегонске её решили ещё в начале 80-х годов. В те годы полностью исчезла очередь в детские сады и ясли.

В то же время увеличилась рождаемость. 1982-1984 годы в городе и районе были отмечены рекордным рождением малышей – почти на 20 процентов больше, чем в предыдущие три года. То же наблюдалось и в последующие три года. В результате в городе образовалась небольшая очередь в детские ясли, снова было начато строительство детских дошкольных учреждений. Райком партии и райисполком держали это строительство под неослабным контролем».

Источник:

Липин В.П. Возрождение вторая жизнь Весьегонского района / В.П. Липин; [обществ. совет: Г.В. Стученков (руководитель) [и др.]. - Тверь: Тверская областная типография, 2010. - 349 с.

Подготовила Елена Волгина, библиотекарь ДИЦ

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей