Фёдор Васильевич Степухин (1880 – 1962)

Предлагаем вашему вниманию статью Зои александровны Образцовой о легендарном учителе географии Весьегонской школы Федоре Васильевиче Степухине.   

Всё поражало нас, школьников 30-х годов, в этом уже немолодом человеке: и природный ум, и широкая образованность, и спокойная, целеустремлённая энергия. Поражал даже сам внешний вид его, всегда собранного, подтянутого. Помню его высокую фигуру, шествующую по тротуару Ярославской улицы по направлению к школе в неизменном картузе и сером френче с обилием карманов. Лицо сосредоточенное, с подстриженной бородкой и усами, глаза живые, взгляд внимательный, в левой руке стопка ученических тетрадей. И все, кто попадался ему навстречу – мужчины, женщины, пожилые и молодые, почтительно кланялись, а старики снимали с головы шапки, и он всякий раз дотрагивался рукой до картуза: «Доброго здоровья, доброго здоровья».

Да, Фёдор Васильевич умел поддержать свой авторитет, и прогулка от дома до школы у него превращалась в «выход». Но всеобщее уважение к себе он снискал прежде всего своим беззаветным служением школе, нашему городу, своей малой и большой Родине.

Для меня и моих сверстников уроки Фёдора Васильевича были чрезвычайно интересны и не только по существу преподаваемой им географии. В молодые и зрелые годы учитель много путешествовал по стране, и на уроках мы заворожённо слушали о его поездках по Волге, Крыму и Кавказу, в Москву и московские школы. Например, изучая Волгу и Волжский речной бассейн, мы слушали рассказы о Степане Разине, Фёдоре Шаляпине, Максиме Горьком, царевиче Димитрии и т.д. И невольно оживали хорошо известные песни: «Есть на Волге Утёс», «Дубинушка», «Из-за Острова на стрежень». Ощущалась связь географии с историей и литературой страны.

Выпускник Весьегонской школы далёкого 1925 года крупный инженер-механик Павел Кириллович Соколов (1906 – 1993) вспоминает:

«В выпускном классе школы шло последнее занятие, Ф.В. Степухин беседовал с выпускниками, впервые называя каждого по имени-отчеству: «Каждый из вас будет работать в той или иной сфере человеческой деятельности и обязан приносить пользу своему Отечеству. Для того, чтобы принести больше пользы, нужно больше знаний, следовательно и дольше нужно учиться в ВУЗ-е. В каком? Для этого нужно решить вопрос – к чему тебя больше влечёт: к машинам и технике, к людям или же к природе?.. В зависимости от решения этого вопроса и нужно выбирать высшее учебное заведение и от этого зависит самое главное в вашей жизни: 1) как скоро каждый из вас найдёт своё место в обществе; 2) сколько пользы вы сможете принести обществу и Отечеству за время своей деятельности.»

Затаив дыхание, слушали ученики своего Учителя. Не знаю, все ли сделали необходимые выводы, а мне эти слова запомнились на всю жизнь. В этот день я определил направление моей жизни, я стал инженером.»

Уроженец д. Пореево Весьегонского уезда, Фёдор Васильевич ещё до войны 1914 года окончил Череповецкую учительскую семинарию, а позднее – Петербургский учительский институт. Несколько лет учительствовал в разных школах Петербургского уезда. Во время первой мировой войны был на военной службе, а с 1919 г. начал работать в качестве преподавателя истории и географии (позднее только географии) в Весьегонской средней школе, которой отдал более 40 лет педагогического труда.

Не одно поколение учеников выпустил в жизнь Фёдор Васильевич. Среди них известные учёные и работники культуры, учителя и врачи, инженеры и общественные деятели. Упомяну лишь тех, кто под влиянием его личности избрал своей специальностью географию: видный учёный-картограф и эколог Московского университета С.Е. Сальников, кандидат географических наук геоморфолог Уфимского пединститута Г.Н. Заплатина, хорошо известные в нашем городе краеведы Б.Ф. Купцов и М.М. Верхоланцев, влюблённые в свой предмет учителя-географы Г.И. Одинцов и А.Н. Середова, выпускница Казанского университета М.В. Поленова и многие другие.

Кроме собственных впечатлений и материалов о Ф.В. Степухине, любезно предоставленных мне для ознакомления Весьегонским архивом, я располагаю воспоминаниями о нём выпускников средней школы от 20-х до 50-х годов. Ряд статей о Фёдоре Васильевиче был опубликован в журнале «География в школе», издаваемом по инициативе члена-корреспондента АН СССР профессора Н.Н. Баранского (автора хорошо известных учебников географии), с которым Фёдор Васильевич был хорошо знаком и дружил. Обстоятельную проникновенную характеристику для представления Ф.В. Степухина к званию «Заслуженный учитель республики» написала его многолетняя коллега по школе О.И. Образцова (моя мама).

В газетах публиковались его яркие, самобытные речи на XVIIЧрезвычайном съезде Советов, где Фёдор Васильевич был делегатом от Калининской области, на IVВсесоюзной конференции сторонников мира, на чествовании профессора Н.Н. Баранского в МГУ, на педагогических чтениях в Калинине, на трибунах Весьегонска и т.д. Не буду писать обо всём, что сделал за свою полувековую трудовую жизнь Фёдор Васильевич, да это и невозможно в рамках одной статьи. Ведь помимо учительской работы, он ещё многие годы занимался ликвидацией безграмотности среди населения, выступал с лекциями и беседами на самые разнообразные темы, оказывал постоянную методическую помощь молодым учителям, для которых составлял в нескольких экземплярах очерки вновь появляющихся на карте краёв и областей СССР и рассылал их в школы района, организовывал при школе курсы учителей-географов, увлекательно вёл географический кружок в школе, с помощью которого осуществлял во время Великой Отечественной войны переписку с фронтовиками, и многое, многое другое делал Фёдор Васильевич для школы и города.

Не могу не привести краткий отзыв о профессионализме Фёдора Васильевича, написанный его талантливым учеником – выпускником школы 1939 г. Сергеем Евгеньевичем Сальниковым: «Ф.В. Степухин постоянно прививал нам знание карты, демонстрируя приверженность тезису «Карта – это основа географии». По его заданиям я готовил из толстого картона очертания границ государств, по этим шаблонам ученики изображали их на доске, а затем должны были отметить местонахождение столицы, главнейшие города, основные реки, пути сообщения и т.д. Учитель обладал удивительной яркостью речи, живостью изложения материала и широтой охвата фактов, подчас выходящих за пределы программы. Он умел вызвать в нас соревнование на знание карты мира, крупных стран и СССР». К этому можно добавить, что наши тетради по географии пестрели зарисовками частей света и государств, краткими, но ёмкими записями, продиктованными учителем, и его развёрнутыми рецензиями, в которых, кроме замечаний, содержались похвалы и даже поощрения в форме художественных открыток. Всё это вызывало интерес к предмету.

На уроки часто приходили учителя городских и сельских школ и создавалась особая, как бы праздничная атмосфера: «смотрите, слушайте, думайте!»

Опыт и плодотворная деятельность Фёдора Васильевича Степухина были оценены не только в Весьегонске и в Калининской области, его знали географы Москвы и Ленинграда, среди которых были и видные учёные. Так, в журнале «География в школе» за 1954 г. М. Телегин писал: «Спросите студентов Географического факультета МГУ, знакомо ли им имя Ф. В. Степухина, и их лица озарятся улыбками. Профессор Н. Н. Баранский, начиная курс лекций студентам Iкурса, рассказывал им о благородном примере служения Родине и науке весьегонского учителя». Да многие из студентов МГУ и сами слышали яркие выступления Фёдора Васильевича, а коллектив кафедры географии зарубежных стран университета в конце 50 годов обращался к нему с просьбой поделиться опытом народного учителя, написав полезную и нужную для молодёжи книгу. Этому не суждено было осуществиться. Фёдор Васильевич был слишком загружен текущей работой, да и годы брали своё.

Выступая в МГУ перед географической общественностью страны на 70-летнем юбилее члена-корреспондента АН СССР профессора Н.Н. Баранского, Фёдор Васильевич сказал: «Я - рядовой учитель географии, работаю в сельской местности и не могу с достаточной полнотой описать образ Николая Николаевича, как учёного, но считаю нравственным долгом старого учителя откликнуться на юбилей этого человека, которому глубоко и искренне благодарен за его научный подвиг, так много давший для моей долгой школьной деятельности, являющейся смыслом и оправданием моей жизни». («Вопросы географии», сб. 27, М. 1951).

В это время «рядовой учитель» имел звание «Заслуженного учителя республики» и среди многих правительственных наград и поощрений – орден Ленина.

Фёдор Васильевич Степухин скончался в возрасте 82 лет весной 1962 года.

* * *

Ф.В. Степухин – явление необычное. Самородок, подвижник, русский интеллигент, всю жизнь отдавший исключительно народному образованию. И взывать к тому, чтобы все учителя были такими же, бессмысленно. Но одно качество мы вправе требовать от каждого учителя – преданность своему делу. А преданность и энтузиазм возможны только при условии, что все уровни власти в стране, да и народ в целом, в полной мере осознают, что отечественная школа, созданная трудами учителей – наше великое достояние.

Нет в обществе фигуры более важной, чем учитель. И тут нельзя не вспомнить слова Фёдора Васильевича Степухина, который в торжественных случаях повторял: «Учитель – это человек, который держит в руках будущее страны».

Зоя Александровна Образцова

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей