Герой и в бою, и в труде

В бою с двумя «фокке-вульфами» был поврежден советский бомбардировщик. Пилоту пришлось пойти на вынужденную посадку. Самолет сел, как говорят в авиации, «на пузо» недалеко от линии фронта.

Полковой инженер вызвал к себе механика самолета Виктора Жданова.

- Командование поручает вам спасти самолет. Задача трудная, но выполнить ее необходимо.

Утром Виктор прибыл на место. На открытом, изрытом снарядами поле лежала израненная боевая машина. Недалеко шел бой. Жданов немедленно приступил к работе. Немцы заметили его и стали обстреливать самолет. Это грозило поджогом в любую минуту. Механик торопился. Он знал, что все теперь зависит от него, и трудился, забыв о сне и отдыхе. Приказ был выполнен досрочно.

Когда к отремонтированной машине подъехали летчики, они увидели Жданова спящим в тени крыла: впервые за пять суток он прилег отдохнуть.

…До войны Виктор работал токарем на судоверфи. Одним из первых в июле 1941 гола ушел на фронт. Тогда ему было 20 лет. Гражданская профессия помогла парню быстро освоить специальность авиационного механика, и он успешно обслуживал полеты своего бомбардировщика.

Зимой 1942 года Виктор Иванович получил известие о гибели отца и брата. Жесткие, суровые складки легли возле губ и глаз на его молодое лицо.

- Теперь я должен биться за троих: за отца, за брата и за себя.

Часть в эти дни ожесточенно бомбила врага. В войне близился коренной перелом. Обстановка сложилась такая, что каждый самолет имел решающее значение. Спать механикам удавалось не более двух - трех часов в сутки.

Однажды бомбардировщик Жданова пришел с задания с пробитыми бензобаками и поврежденным фюзеляжем. Был сильный мороз, разыгралась метель. Холодный ветер обжигал лицо и руки. Но за ночь машину нужно было поставить в строй. Жданов работал со своим товарищем Павлом Васиным. От усталости и недосыпания слипались глаза. В два часа ночи Васин не выдержал, повалился в снег.

- Ты что это, Паша, - тряхнул Виктор товарища.

- Не могу больше, Витя, в голове, как молотками, стучит, весь свет колесом идет.

- Устал, значит? Я ведь тоже шестые сутки не сплю… Да ты встань со снега-то, замерзнешь!

Жданов помог другу подняться. Нахмурился и неожиданно спросил:

- Ты Родину любишь?

Васин с недоумением посмотрел на него, тихо ответил:

- Люблю.

- Надо закончить дело, очень надо. Для того нужно, чтобы фашисты проклятые скорее назад откатились, не топтали нашу землю, не гуляли по нашим городам. Понимаешь?

- Конечно, понимаю…

Они снова приступили к работе. С рассветом машина пошла в бой.

Бортмехаником пикирующего бомбардировщика Пе-2 Виктор Иванович совершил более четырехсот боевых вылетов. Экипаж выполнял различные задачи: разведка и съемка объектов противника, бомбардировка железнодорожных узлов, мостов, эшелонов. На счету у них к концу войны было девять сбитых вражеских самолетов.

Осенью 1944 года пред широким наступлением Советской Армии звену бомбардировщиков был дан приказ ликвидировать железнодорожный мост через Даугаву в Риге и задержать переброску сил противника к линии фронта. Рижский мост имел мощную противовоздушную оборону. Три наших Пе-2, не обращая внимания на яростный зенитный огонь, атаковали мост и уничтожили его.

У самолета, на котором находился Жданов, в бою зенитки подбили один из моторов. Экипаж надеялся дотянуть на втором. В сгущавшихся сумерках уже виднелись огни аэродрома. Но двигатель не выдержал перегрузки, перегрелся. Самолет упал в лесу в трех километрах от базы.

Когда к месту падения прибыла санитарная помощь, все члены экипажа были без сознания, стрелок-радист погиб. Это был последний полет старшины Жданова. Потом – госпиталь, демобилизация…

Родина высоко оценила героические дела нашего земляка Виктора Ивановича Жданова. Весьегонец награжден за подвиги на фронте орденом Отечественной войны второй степени и орденом Красной Звезды, четырьмя медалями.

Коммунист с военных лет, как в боях, так и в мирное время Виктор Иванович проявил себя с самой лучшей стороны. Во всех поступках, действиях им руководит прежде всего горячая любовь в Родине. В настоящее время он трудится в районном объединение «Сельхозтехника» шлифовщиком ремонтной мастерской. Отремонтированная им техника работает так же хорошо, как и в годы войны работали двигатели его бомбардировщиков. Недаром его имя всегда называют среди передовиков производства, и грудь украсили мирные медали и трудовой орден «Знак Почета».

А. Лиханович.

23 февраля 1978 года.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей