Гончарный промысел

Глина, наверное, является самым первым и древним материалом, который использовали люди для улучшения своего быта. Гончарное дело - одно из самых древнейших ремесел в мире. Люди, владеющие им, обеспечивали себя сосудами для хранения пищи, кувшинами для жидкостей. Именно сохранившиеся гончарные изделия рассказывают нам, как жили наши предки, и как развивалось это древнее почетное ремесло.

Самые древние глиняные сосуды лепились вручную, и форма их была далека от идеала. Позднее сосуды правильной округлой формы стали производить с появлением гончарного круга. Когда и где точно это приспособление появилось, к сожалению, не установлено.

Работа на ручном гончарном круге
 

(работа на ручном гончарном круге)

Крестьяне помимо промыслов, связанных с лесом, кожевенным, валяльным, рыболовным и другими ремеслами, развивали и гончарное дело. Оно было связано с местонахождением гончарных глин. Народные мастера не ездили за сырьем на дальние расстояния, а обрабатывали то, что было под руками, что дает окружающая среда -естественные ресурсы. Самой распространенной была обычная красная глина, реже серая или белая. Местами залегания красных глин в Весьегонском уезде были дд. Кишкино, Пашково, Попадино, Аксёниха, Левково, Егна и др. Очень много гончарных мастеров работали целыми семьями в собственных избах, а сделанные предметы обжигали прямо в обычной печи. В крестьянском быту удобная и дешевая глиняная посуда была очень важным элементом, да, в сущности, в то время другой в деревнях и не было. В число гончарных предметов попал и огнеупорный кирпич — изделие, которое используется в качестве строительного материала. Белый кирпич изготавливается из песка и извести, а красный — из глины. Развивалось горшечное ремесло и паралельно с ним и кирпичное производство. Например, кирпичный завод в д. Кощеево давал 9 тыс. штук красного кирпича в год. Всего же в Весьегонском уезде было 8 кирпичных заводов.

Известно, что залежи красной глины в деревне Левково, Болдырево, близ Любегощинского сельского поселения, побуждали крестьян заниматься гончарным промыслом. Деревня Левково была в поместье Моклоковых вплоть до 1745 года. У деревни было множество владельцев. С 1811 года князья Ухтомские, вахмистр Григоревич, семейство Челищевых. Во второй половине XIX в. практически все бывшие крепостные князей Ухтомских (и только они) активно занимались гончарным промыслом. Видимо, бывшие владельцы в свое время всячески поощряли эти занятия, тем более что качественные глины в окрестностях деревни имелись в изобилии. Среди прочих промыслов, гончарное ремесло в деревнях уезда, постепенно затухая, сохранялось практически до середины XX в. Однако спрос на глиняную посуду сокращался, поскольку она вытеснялась с рынка чугунной.

Вот как описывает Калмыкова Л.Э. кувшин конца XIX - начало XX вв. Весьегонского уезда: «Высокое яйцевидное тулово на маленьком основании с плоским днищем плавно переходит в широкое невысокое горло раструбом вверх. Край горла отделан венчиком с округлыми краями. Небольшая ручка-колечко, круглая в поперечном сечении, прикреплена к плечику сосуда. Носик сужается к сливному отверстию, круглый в поперечном сечении, расположен на плечике сосуда. Носик, ручка и верхняя часть кувшина украшены орнаментом «виноград» (кружочки с бусиной посередине), выполненным ангобом. Внутри полностью и снаружи сверху кувшин покрыт зеленой поливой. Черепок мелкозернистый, поверхность немного шероховатая. Предназначался для хранения и разлива пива или кваса. Встречается также название - кувшин для кваса, пивной кувшин. - Традиционные изделия XIX века, широко распространенные в России. Данный предмет отличается оригинальным декором, напоминающим игристые пузырьки кваса и пива».

Наибольшим спросом в XIX веке пользовалась «муравленая посуда» («поливная»). Покрывалась она легкоплавкими свинцовыми глазурями, так называемыми поливами. Желтый цвет, наиболее распространенный получался из окиси железа или свинца, красивые глубокие коричневые и фиолетовые тона - из марганца, а самые необычные и разнообразные зеленые цвета давала окись меди. Особенно широко использовался сурик для излюбленных красновато-коричневых полив. Одноцветная глазурь наносилась на необожженный черепок, изредка для его грунтовки употреблялось предварительное ангобное покрытие посуды тонким слоем белой глиняной массы (белая глина и кварц). Обычно предметы окунались в раствор с поливой или же обливались этим составом, реже обмазывались кистью. Красочные потеки и блики света, отражавшиеся на гладкой блестящей поверхности поливы, очень живописны. Поливная посуда украшалась росписью. Это и одноцветные простые узоры из волнистых или ломаных линий, колец, горошин, розеток, стилизованных веток. Такие линейные узоры, исполненные белым ангобом, располагались обычно в верхней части тулова, составляя резкий контраст с темным насыщенным цветом красновато-коричневой поливы.

Гончарный промысел, изображение №2 Гончарный промысел, изображение №3

Первые упоминания о гончарном производстве в Тверской губернии датируются еще XVI - XVII веками, а его центром стал Лихославльский промысел в 1853 году. Стремительное развитие гончарного промысла началось тогда, когда было открыто там богатое месторождение красной глины. Тверские народные умельцы возродили старинную технологию, которая считалась утраченной — лощение гончарных изделий. Вся продукция выпускается в исконно русских традициях — чернолощенные и краснолощенные сосуды, горлачи для пива, воды, кваса, масла, различные игрушки, керамические горшки для цветов.

 
Гончарный промысел, изображение №6

История лихославльской керамики начинается с небольшого гончарного производства. В 1940 году в городе Лихославле организован промышленный комбинат. Из местной глины начали производить обычную недорогую посуду, которую декорировали поцарапкой и росписью, придерживаясь национальных традиций края. История современного керамического производства в Лихославле начинается с 1953 года. С августа 1990 года завод относится к предприятиям «Народные художественные промыслы России». Специфика лихославльской керамики в слиянии двух национальных культур: русской и карельской. Сегодня на производстве выпускаются гончарные изделия различными способами - формовкой, формовкой с использованием гончарного круга и литейным способом.

Гончарный промысел, изображение №7
 

Начало производства изделий из фаянса на территории нынешнего Конаковского района, было положено в 1809 году. В первой половине XIX века в селе Домкино Корчевского уезда Тверской губернии был основан фаянсовый. В 1870 г. завод куплен М.С. Кузнецовым у А.А. Ауэрбаха. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов. Кузнецовский фарфор стал знаком качества. После революции завод был национализирован. 8 сентября 1923 года заводу присваивается имя М.И. Калинина, а в 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково.Завод стал выпускать преимущественно ампирную фаянсовую посуду с печатными рисунками и ручной росписью. Технология изготовления фаянса не отличалась от западноевропейской, но в художественном оформлении сохранились давние традиции русской майолики.

Гончарный промысел, изображение №8
 

Майолика – тоже разновидность керамики. Свое название она получила от средиземноморского острова Мальорка (Майолика), через который ее везли в Италию. Для изделий из майолики характерна пористая цветная поверхность, покрытая белыми и цветными глазурями, это придает им необычайную нарядность. Сейчас завод выпускает столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру из привозного сырья.

Продукция Конаковского завода экспортировалась во многие страны, отмечалась серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1958) и золотой медалью на Всемирной выставке керамики в Праге (1962). Завод награждался орденом Трудового Красного Знамени (1971).

Тысячелетие служат людям изделия из глины. Особой яркостью выделяется торжокская глиняная игрушка. Излюбленный сюжет - птицы - свистульки небольшого размера. Свистульки, делались из местных красных глин, украшались «чешуйками» - налепами. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. Искусство игрушечников было почти утрачено, но в 1975 году в Торжке совершенно неожиданно возник цех (ООО «Народные художественные промыслы»). Никогда прежде промысловой игрушки здесь не было. Родилась, не имеющая себе подобных, броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки.

Торжокские петушки

(Торжокские петушки)

Их лепят вручную разных видов, обжигают в печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии, которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске. Петухи из Торжка идут и за рубеж.

Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Коллективный опыт мастеров формирует методику преемственности от старшего поколения к молодому, от отца к сыну, от матери к дочери. В итоге такого развития народного искусства отшлифовывается форма изделия, сохраняются красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения мастеров и как ремесленная основа творчества. Произведения народных мастеров-художников Тверского края вошли в среду современного жилища и общественного здания, предметы, наделенные своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской: посуда, скульптура керамическая или фаянсовая, глиняная игрушка. В Бежецке, Ржеве, Лихославле и Торжке созданы авторские школы ремесел по керамике, фаянсу, глиняной игрушке. Сегодня творчество мастера художественного промысле ценится также высоко, как работа любого художника, музыканта, писателя или архитектора. Но достижения этих высот возможно лишь при овладении основами ремесла и глубоком понимании традиций народного искусства нашей области.

Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров Торжка, Твери, Калязина, Лихославля, Максатихи, Андреаполя, Вышнего Волочка, Конакова, Осташкова не только украшают быт. В них душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений.

Источники:

1.Калмыкова Л.Русское гончарное искусство XIX - начала XX века. Каталог выставки из собрания Загорского музея / Л.Калмыкова. - Москва, 1976

2. Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010

3. Сайт "Народные художественные промыслы России"

Подготовила Ирина Рачковская, библиотекарь читального зала

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей