ХОРОВОД (по рассказу А. И. Ефремовой)

Хоровод собирался у дома Якова Ильича Маслова (угол Гостинодворской и Мытной ул.) в  праздники: Егорий, Троица, Ильин день. После обедни соберутся чело­век 30 девиц, а молодые женщины позади. Так и называлось: «играли хороводом». Все одевались в штофные ферязи, убранные газом. На голо­ве — кокошник, шитый бисером, бархатный или шелковый. Коса заплеталась в разноцветные ленты. Надевали шелковые штофные шугаи (душегрейки), потом их переделывали  на перышко.

Все брались за руки шелковыми платочками. Сразу и пойдут в посадские загороды (что на «крестах» у женской прогимназии). Там, где мы живем, Залужье называлось, а там — посад (во время рассказа А. И. Ефремова жила по Большой Ярославской улице через два дома от городской   думы).

В первом ряду идут 7 девушек из богатых: Иконниковы, Головано­вы. Быковы, Козелковы, Поповы (Петра Ивано­вича), а Александра Голованова еще говорит: «Посмотри-ко на меня — дородна-ли я?»...

Во втором ряду идут остальные залужские, а посадские нас встреча­ют. Выходят две девушки, поздороваются и поцелуются с первым рядом и пойдут играть «Заплетись!..» или запоют: «Как во нашем городе Весиегонске… Верьвью пройдут. Проходят тут несколько времени и пойдут за город.

По Троицкой улице не ходили. Там топь была непролазная, коровы тонули,у богадельни (Мытное болото против «Крекаля») - невылазная топь…

Шли по Ярославской, поворачивали на Соколовогорскую (налево на углу был дом Райхенбаха, направо — дом Варвары Саввишны Перской, огромный желтый дом, вверху жил городничий Иван Камарашев, затем мимо Казанской церкви к соляным складам, где дом Земса (купил у архитектора Плахова).  Ведь соль тогда была казенная. Ее про­давали чиновники.

Дальше и кругом к шлагбауму и троицкому кладбищу было сплош­ное поле, росла трава, елочки, сосенки, брусника, земляника, лесные цветы. Нигде не видно было желтику-песку. Вот на этом-то поле мы и водили хороводы в Трои­цу. Сухо, тепло, хорошо пахнет. Солнышко све­тит. Весна!  Это самое лучшее место для пулянья. Сколько же народу бывало!.. (Это поле за­нимало пространство между теперешними улицами Новой и Калини­на — Б. К.).

Бывало, после хоровода все шли в Троицкую церковь до вечерни, человек до сотни. Посадские девушки распростятся, останутся со своими, пойдут на свои посады, а замужние — на свои. В Егорий, как не холодно, но все же ходили хороводом на Новинку.

Деревянную Троицкую церковь все любили (родная старина-матушка!). Долго не бываешь там, зато как придешь туда: или о страстной, или в Троицу, Илью, то все тебе показывается новым, словно в другой какой новый город приехала.

В той старой церкви лавки были толстые, полы сполбревна, стены толстущие. Крыльцо широкое. Снаружи под крышею — зеленые фронтоны, а на крыше — мох. Сама она, высокая шатровая, похожа на кесемскую. Вокруг стен, кроме восточной, были деревянные крыльца, где во время службы при тес­ноте тоже стоял народ. Невдалеке была дере­вянная колоколенка в три яруса.

Новый священник Троицкой церкви о. Алек­сандр Сиверцев начал ежедневную службу с 1864 г. Организовал хор певчих, привлек массу богомольцев. По боль­шим праздникам половине прихожан во время службы приходилось стоять на улице.

Священник А. Сиверцев вместе с церковным старостой Ф. И. Максимовым (первый предсе­датель земской управы) исхлопотали разрешение на строительство на месте старой деревянной церкви новую каменную, которую и возвели к 1869-му году (старый колокол в 106 пудов был перелит в Ярославле Чарышниковым в 1862 г., разбит в  1890 г.).

Дочь бывшего священ­ника Степана Весского, Павла Степановна, бы­ла в обиде на о. Алек­сандра Сиверцева: и зачем такую редкость нарушать, лучше бы полы перебрать, старые раст­репанные хоругви заме­нить новыми, а ризы бархатные можно бы пере­красить (к 1864 г. деревянная Троицкая цер­ковь простояла всего еще только 88 лет… -  Б. К.).

Nike Zoom Kobe Shoes

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей