ХОРОВОД (по рассказу А. И. Ефремовой)
Хоровод собирался у дома Якова Ильича Маслова (угол Гостинодворской и Мытной ул.) в праздники: Егорий, Троица, Ильин день. После обедни соберутся человек 30 девиц, а молодые женщины позади. Так и называлось: «играли хороводом». Все одевались в штофные ферязи, убранные газом. На голове — кокошник, шитый бисером, бархатный или шелковый. Коса заплеталась в разноцветные ленты. Надевали шелковые штофные шугаи (душегрейки), потом их переделывали на перышко.
Все брались за руки шелковыми платочками. Сразу и пойдут в посадские загороды (что на «крестах» у женской прогимназии). Там, где мы живем, Залужье называлось, а там — посад (во время рассказа А. И. Ефремова жила по Большой Ярославской улице через два дома от городской думы).
В первом ряду идут 7 девушек из богатых: Иконниковы, Головановы. Быковы, Козелковы, Поповы (Петра Ивановича), а Александра Голованова еще говорит: «Посмотри-ко на меня — дородна-ли я?»...
Во втором ряду идут остальные залужские, а посадские нас встречают. Выходят две девушки, поздороваются и поцелуются с первым рядом и пойдут играть «Заплетись!..» или запоют: «Как во нашем городе Весиегонске… Верьвью пройдут. Проходят тут несколько времени и пойдут за город.
По Троицкой улице не ходили. Там топь была непролазная, коровы тонули,у богадельни (Мытное болото против «Крекаля») - невылазная топь…
Шли по Ярославской, поворачивали на Соколовогорскую (налево на углу был дом Райхенбаха, направо — дом Варвары Саввишны Перской, огромный желтый дом, вверху жил городничий Иван Камарашев, затем мимо Казанской церкви к соляным складам, где дом Земса (купил у архитектора Плахова). Ведь соль тогда была казенная. Ее продавали чиновники.
Дальше и кругом к шлагбауму и троицкому кладбищу было сплошное поле, росла трава, елочки, сосенки, брусника, земляника, лесные цветы. Нигде не видно было желтику-песку. Вот на этом-то поле мы и водили хороводы в Троицу. Сухо, тепло, хорошо пахнет. Солнышко светит. Весна! Это самое лучшее место для пулянья. Сколько же народу бывало!.. (Это поле занимало пространство между теперешними улицами Новой и Калинина — Б. К.).
Бывало, после хоровода все шли в Троицкую церковь до вечерни, человек до сотни. Посадские девушки распростятся, останутся со своими, пойдут на свои посады, а замужние — на свои. В Егорий, как не холодно, но все же ходили хороводом на Новинку.
Деревянную Троицкую церковь все любили (родная старина-матушка!). Долго не бываешь там, зато как придешь туда: или о страстной, или в Троицу, Илью, то все тебе показывается новым, словно в другой какой новый город приехала.
В той старой церкви лавки были толстые, полы сполбревна, стены толстущие. Крыльцо широкое. Снаружи под крышею — зеленые фронтоны, а на крыше — мох. Сама она, высокая шатровая, похожа на кесемскую. Вокруг стен, кроме восточной, были деревянные крыльца, где во время службы при тесноте тоже стоял народ. Невдалеке была деревянная колоколенка в три яруса.
Новый священник Троицкой церкви о. Александр Сиверцев начал ежедневную службу с 1864 г. Организовал хор певчих, привлек массу богомольцев. По большим праздникам половине прихожан во время службы приходилось стоять на улице.
Священник А. Сиверцев вместе с церковным старостой Ф. И. Максимовым (первый председатель земской управы) исхлопотали разрешение на строительство на месте старой деревянной церкви новую каменную, которую и возвели к 1869-му году (старый колокол в 106 пудов был перелит в Ярославле Чарышниковым в 1862 г., разбит в 1890 г.).
Дочь бывшего священника Степана Весского, Павла Степановна, была в обиде на о. Александра Сиверцева: и зачем такую редкость нарушать, лучше бы полы перебрать, старые растрепанные хоругви заменить новыми, а ризы бархатные можно бы перекрасить (к 1864 г. деревянная Троицкая церковь простояла всего еще только 88 лет… - Б. К.).