"А храмы и монастыри - не камни, а строенья духа ..."

1908 г. Казанская церковь расположена на снимке справа.

230 лет назад (в 1792 году) в Весьегонске началось строительство Казанской церкви. Ранее, на сайте центральной библиотеки, публиковались статьи о храмовом комплексе на Соколовой горе. Конечно, два этих храма неотделимы друг от друга, образуя неразлучный дуэт, поэтому его мы тоже коснёмся. Но данную статью хотелось бы посвятить в большей степени юбиляру - храму в честь иконы Божией Матери "Казанская".  Архитектурное описание Казанской церкви достаточно сложно для восприятия, но это не значит, что мы должны его опускать. В этой статье оно будет рассмотрено. Вместо предисловия хотелось бы представить стихотворение Сергея Хомутова (г. Рыбинск) "А храмы и монастыри..."

А храмы и монастыри -
Не камни, а строенья духа,
Равно снаружи и внутри,
Пускай сегодня здесь разруха.

Они по-прежнему стоят
Под слоем пыли, под водою,
Они по-прежнему парят
Над смутою и над бедою.

Когда застынешь посреди
Развалин, совершая требу,
Прислушайся и обрати
Глаза к задумчивому небу.

И, стоит руки развести,
Поймешь, как вечное преданье,
Что можно зданье разнести,
Да не разрушить мирозданье.

Храмовый комплекс на Соколовой горе включает наиболее ценные памятники архитектуры Весьегонска - Казанскую церковь, сочетающую формы раннего классицизма с более традиционными чертами барокко, и Троицкую церковь в русском стиле. Храмовый комплекс на Соколовой горе, самой возвышенной части города, находившейся в юго-восточной части старого Весьегонска, стал складываться одновременно с началом регулярной застройки. В 1777 г. сюда была перенесена деревянная Троицкая церковь с Ильинским приделом, поставленная годом ранее на другом месте (ещё до утверждения регулярного плана города). Рядом с деревянным храмом в конце XVIII - начале XIX в. была построена кирпичная Казанская церковь. Сначала, в 1792 - 1793 гг. сооружена трапезная, в которой в 1801 г. был освящён придел Рождества Иоанна Предтечи. Строительство самого храма было завершено в 1811 г. Отдельно стоящую колокольню возвели в 1820 - 1823 гг., а затем её соединили с трапезной, разобрав западную стену последней и обстроив нижний ярус колокольни с юга и севера невысокими объёмами.

Южный фасад Казанской церкви (Чертеж нач. 1820-х гг.). ГАТО.

Южный фасад Казанской церкви (Чертеж нач. 1820-х гг.). ГАТО.

В 1858 г. весьегонским городским архитектором Н.И. Плоховым был составлен проект расширения трапезной, в которой в это время помещались два придела (Николая Чудотворца и Спаса Нерукотворного). Однако вместо этого в 1868 г. была построена кирпичная Троицкая церковь. Тогда же, очевидно, разобрали старый деревянный храм.

Две церкви стоят на площади, сохранившей лишь часть своей первоначальной территории. С севера и востока. она выходит на берег Рыбинского водохранилища. Комплекс и теперь играет важную градостроительную роль, замыкая перспективы двух взаимно перпендикулярных улиц: Софьи Перовской и Калинина. Несмотря на утрату завершений, церкви являются архитектурными доминантами старого Весьегонска, господствуя над окружающей деревянной застройкой.Казанская церковь. План.

Казанская церковь выстроена по традиционной продольно-осевой схеме. Композиция включает храм - двусветный четверик с крупной прямоугольной апсидой, чуть более узкую, сильно вытянутую трапезную и столпообразную квадратную в плане колокольню, от которой полностью сохранился только нижний ярус. Храм некогда был пятиглавым, а колокольня трёхъярусной с высоким шпилем. В настоящее время четверик храма завершён четырёхскатной кровлей. Фасады каждого из трёх объёмов церкви отличаются по декору. Храм, хотя и выстроен позднее основной части трапезной, выдержан в более традиционных формах. Трёхосевые фасады четверика расчленены узкими лопатками на три прясла. Окна с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками и завершены щипцовыми сандриками с заплечиками. На южном фасаде в центре расположен входной проём, сохранивший кованое одностворчатое дверное полотно. На северном фасаде входу отвечает ложный проём. Венчающий карниз четверика с несложной профилировкой включает двухступенчатые зубцы. Декор апсиды аналогичен храму. Фасады трапезной (три восточные прясла - первоначальные) выдержаны в формах, характерных для провинциальной архитектуры раннего классицизма. Стены разделены пилястрами на пять равных прясел по числу окон. Прямоугольные проёмы заключены в рамочные наличники. По осям окон сверху и снизу расположены прямоугольные горизонтальные филёнки. Профилированный венчающий карниз, раскрепованный над пилястрами, дополнен сухариками. Фасады колокольни характерны для позднего классицизма. Нижний ярус завершается треугольными фронтонами с круглыми окнами в тимпанах. В основании второго яруса проходит фриз с квадратными нишками. От проёмов звона сохранились только нижние части.

Храм, перекрытый сомкнутым сводом, тремя арочными проёмами сообщается с апсидой, в которой, как и в бесстолпной трапезной, полулотковый свод. В интерьере сохранились фрагменты клеевой живописи конца XIX в., прописанной маслом в начале ХХ в.

Это наиболее значительный архитектурный комплекс Весьегонска, характеризующий различные периоды в развитии архитектуры города. Две церкви стоят на расстоянии нескольких метров друг от друга. Церковь Казанская находится ближе к берегу, колокольня поставлена по оси ул. Софьи Перовской. Церковь Троицы расположена к юго-западу от нее, по оси ул. Калинина. Оба храма выстроены из кирпича и оштукатурены, цоколь церкви Троицы белокаменный.

В читальном зале центральной библиотеки есть фотоальбомом «Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» г. Весьегонск», созданный и выпущенный небольшим тиражом нашим земляком В.И. Ивановым. Он включает в себя фото частей росписей, сохранившихся на стенах храма, и доработанные с помощью компьютерной программы фрески.

 

ИСТОЧНИК:

сайт "Православные храмы тверской земли";

РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2073. Л. 1-4; ИИМК РАН. P.III, № 6292; ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 103, 115, 118, 123, 128; Добровольский И. Тверской епархиапьный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 144.

Краеведческий споварь Весьегонского района Тверской обпасти/Сост. Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 91-92.

По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)

По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)

Рис. из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)

 

Щепетова Елена, библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей