Играй, мой баян!

Каждый человек по-разному находит свое место в жизни, свою работу, специальность, профессию.

Я с детства любил музыку, любил слушать, как отец играет на гитаре, как поют птицы в лесу. Старался запомнить мелодии и голоса. И так как еще не владел никаким инструментом, то с увлечением насвистывал любимые мелодии, за что и был прозван свистуном. Первым моим инструментом, которым я в какой-то степени овладел, была гитара. Сначала просто смотрел, на какие лады ставит играющий пальцы, и копировал его игру. Впоследствии сам стал подбирать по слуху мелодии.

Когда работал на кинопередвижке, много приходилось слушать игру на гармошке. В основном это были «соломушка», «цыганочка» и распространенные старинные русские песни. Игра на гармошке мне нравилась ее звучностью, красивыми переборами и густыми басами. Здесь слышалось звучание маленького оркестра, т. е. сочетание левой и правой клавиатуры. Попросишь у кого-нибудь из ребят гармошку и начинаешь «пилить» —подбирать какую-либо мелодию. Так я мог просиживать часами наедине с гармонью. Постепенно овладел ею и стал играть на гуляньях, где собиралась молодежь, и на праздниках.

Самое большое удовлетворение я получал тогда, когда видел, что меня внимательно слушают, что людям нравится игра, и от этого хотелось играть еще лучше.

В 1949 году баяниста районного Дома культуры призвали в Советскую Армию, и мне предложили заменить его. Но я не имел представления об игре на баяне и боялся, что не освоить этот мудреный, как мне казалось, инструмент: ведь у баяна 152 кнопки. Но не так страшен черт, как его малюют. Нужно было только разобраться в последовательности расположения голосов.

Сначала приходилось играть на гармошке и на баяне, так как на последнем я не все вещи мог исполнять.

И вот баян постепенно вытеснил гармошку. Но игра на баяне и запросы слушателей требовали большего уменья и грамотности игры, а с нотной грамотой я не был знаком. Встретишь, бывало, какую-нибудь песню в журнале или сборнике - слова нравятся, а мелодии не знаешь. Смотрят на тебя с линеек какие-то головастики - ноты и черточки и ничего не говорят. А народу нужна новая музыка, новая песня. В то время в Кесьме никто не знал музыкальной грамоты, спросить совета было не у кого.

Только будучи в Советской Армии, я познакомился с нотной грамотой. Товарищи из взвода музыкантов охотно объясняли мне все непонятное.

Из армии снова вернулся на работу в Дом культуры. Но как сильно изменилось с того времени музыкальное лицо Кесьмы! Сейчас в ней несколько человек имеют свои баяны и гармонии. Более двадцати человек знают музыкальную грамоту, играют по нотам на том или другом музыкальном инструменте Хор и солисты исполняют песни на два голоса. Большую заслугу в развитии музыкальной культуры и Кесьме имеет учитель средней школы Геннадий Иванович Одинцов. Под его руководством здесь создан духовой оркестр. Но, к сожалению, в оркестре играют в основном только школьники, а взрослая молодежь почти не принимает участия. А ведь на духовых инструментах могут играть и девушки. Например, в Киеве создан женский духовой оркестр, который недавно выступал по радио. Почему бы и нашим девушкам не принять участия в духовом оркестре?

А баян, как самый доступный музыкальный инструмент, должен быть в каждом колхозе. Ведь не было в Кесьме баяна, не было и баяниста, не было духового оркестра и музыкантов. А теперь есть. Если в колхозе будет баян, то найдутся и баянисты. В нашем районе много музыкально способной молодежи. Если бы, например, в Дюдиковском сельском клубе не было девушки-баяниста со своим баяном, то не было бы и хорошего хорового кружка. Каждый колхоз имеет достаточно средств, чтобы купить баян и направить кого-либо из молодежи на 6-месячные курсы баянистов.

Самое главное в музыке - хороший музыкальный слух и чувство ритма. Если кто имеет эти качества, то вполне может стать хорошим баянистом.      

 

Г.Суворов, баянист Кесемского Дома культуры

ИСТОЧНИК:«Ленинский завет», 1960 год

Фото из архива Т. Паутовой

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей