Информационный час «И это всё о них»

В рамках Года педагога и наставника и недели «Великие педагоги и наставники» Чамеровская библиотека провела информационный час с коллективом сотрудников  МДОУ «Чамеровский детский сад».  Встреча была посвящена трём выдающимся людям, педагогам, писателям – К.Д.Ушинскому, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинскому, юбилеи которых отмечаются в 2023 году. Библиотекарь Снеткова Т.В. напомнила присутствующим факты из жизни и творчества этих замечательных людей, а также предложила поговорить о их огромном вкладе в развитие педагогики.

 К.Д.Ушинский (1823 – 1871) – родоначальник научного подхода к педагогике в России, «учитель всех русских учителей», отличался вольнодумством, ломал стереотипы старой учительской системы и постоянно находился в опале у вышестоящих чинов. Но за время своей деятельности он написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия» и двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания», множество произведений для детей. Опыт педагогической антропологии». Ушинский придерживался и последовательно развивал очень много идей. Главная задача педагогики, по его мнению, это воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение – лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду. Воспитание должно быть гуманным, физические наказания и унижения неприемлемы.

Выдающийся отечественный педагог А.С.Макаренко (1888 - 1939) творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие и принял активное участие в новых педагогических изысканиях, определив и разработав ряд новых методов воспитания в послереволюционной России. Научные интересы Макаренко распространялись на вопросы методологии педагогики, теории и организации воспитания и самого воспитательного процесса. Педагог разработал стройную педагогическую систему, основой которой являлась педагогическая логика. Также Макаренко был приверженцем идеи воспитательного коллектива. Суть идеи заключалась в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его педагогической системы. Антон Семёнович являлся организатором колоний для несовершеннолетних беспризорников и правонарушителей и в течение короткого времени создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького». Макаренко известен и как автор больших педагогических трудов – «Методика воспитательного процесса», «Проблемы воспитания в советской школе» и др., а также трёх художественных произведений – «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Марш 30-го года».

Имя советского педагога - фронтовика В.А.Сухомлинского громко зазвучало в 50-60-х годах прошлого века, в послевоенное время. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики времён СССР. Книга «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну. Сухомлинский одним из первых поднял вопросы о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождёнными наравне с матерями. Он создал оригинальную педагогическую систему, которая основывается на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов – единомышленников и учащихся. Самые известные книги В.А.Сухомлинского: «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю», «Письма к сыну».

Собравшиеся пришли к вываоду, что и в наше время теории, идеи и принципы трёх самых известных педагогов - новаторов популярны и широко используются в педагогической и воспитательской практике. Дидактические основы, заложенные Ушинским, использует в работе каждый школьный учитель. Идеи Макаренко лежат в основе тренингов, тимбилдингов, в системе организации летних школьных лагерей, организации мероприятий. Учение Сухомлинского лежит в основе демократического подхода к воспитанию – одного из самых актуальных направлений современного образования.

Татьяна Снеткова, библиотекарь Чамеровской сельской библиотеки

 

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей