Исследовательская работа «Учительские династии»

Введение

Проблема исследования:

Учительский труд - это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Сколько терпения, такта и мужества требуется человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию. И всё же в нашей школе  работали  династии педагогов, посвятивших свою жизнь школе.   Перед нами возникли вопросы: "Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию, зная о всех сложностях работы? Что движет людьми при  выборе: генетическая предрасположенность, особый дар - учить, интерес, стремление к самореализации, советы старших или что-то другое?" Проблема заключается в отсутствии полной информации об учительских династиях, их вкладе в общественную жизнь родного края. Все вышесказанное и обусловливает потребность в исследовании жизни и трудового пути представителей династий педагогов.

Цель исследования:

Изучение и систематизирование материалов о представителях учительских династий города Весьегонска,  роль династий в развитии образования в  Весьегонске.

Объект исследования:

Объектом исследовательской работы являются жизнь и трудовая деятельность учительской династии Смирновых-Лытаевых.

Предмет исследования:

Предметом исследования выступает вклад каждого представителя педагогической династии  в развитие образования и жизнь  нашего города.

Гипотеза исследования:

Наверное, выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остается осознанным и закономерным. Мы предполагаем, что представители учительских династий внесли огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь  тех школ, в которых они работали.

Задачи исследования:

Исходя из цели, мы поставили перед собой задачи:

-уточнить понятие "учительские династии";

-выявить педагогические династии города;

-найти и изучить документальные материалы о каждом представителе учительской  династии: грамоты, фото из семейных архивов, личное дела;

-провести интервьюирование представителей династий, их коллег по работе, выпускников, учеников;

-обобщить собранный материал и сделать определенные выводы;

-осветить жизненный путь и трудовую деятельность педагогических династий для популяризации профессии учителя.

Основная часть

 Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Учитель- это и отличный психолог, и замечательный поэт,  и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком. В своей работе я хотела бы рассказать не об одном учителе, а о семейной династии Смирновых-Лытаевых.  Профессия учителя в этой семье передавалась из поколения в поколение. Я  изучила историю этой  семейной учительской династии, узнала, кто и когда работал, какие получил награды, звания. Они достойны того, чтобы о них узнали. Они гордость нашей школы,  нашего района.

Смирнова Прасковья Даниловна родилась20 октября 1922 года  в селе ИсачихаРамешковского района Калининской области. Семья была большая и дружная. С утверждением Советской власти семья из деревни переезжает в Калинин (Тверь), где отец Прасковьи Даниловны устраивается дворником, а мать работала техслужащей в общеобразовательной школе. Позднее отец и мать получают маленькую служебную квартиру, где им хорошо  жилось всем вместе. Дети обучались в школе. После окончания школы Прасковья Даниловна  закончила Лихославское педучилище в 1941 году и получила распределение в Читу.

 Смирнова Просковья Даниловна

Но начавшаяся война оборвала все планы и мечты  Прасковьи Даниловны. После выпускного она приезжает домой к родителям, где её застаёт известие о нападении на нашу страну Германии.

 Семья Прасковьи и Григория Смирновых

Осенью 1941 года фашисты были уже на рубеже Калининской области. Жителей Калинина начали эвакуировать. Родители Прасковьи Даниловны, собрав необходимые вещи, перебрались на родину своих родителей. Молодую учительницу направляют рыть окопы в Пустораменки, а её сестру Екатерину - на лесозаготовки. Совсем юная Прасковья Даниловна, наравне со взрослыми три месяца рыла окопы. В 1943 году она выходит замуж. В 1944 году  17 июля   родилась дочь Раиса в деревне СередневоРамешковского района Калининской области. После рождения сына в 1946 году она разводится с мужем, работает в д. Вилово, имея комнату при школе и маленький паёк. Это были тяжелые послевоенные годы. Одна, с двумя детьми на руках – было тяжело. Из воспоминаний Раисы Михайловны я узнала, что мать много работала в школе, за маленькими детьми присматривала деревенская старушка.

Семья Раисы Михайловны до 1954 года проживала в селе КиверичиТеблешского района Калининской области. Родители Прасковьи Даниловны забирают ее и детей в родительский дом.Прасковья Даниловна начинает работать в Медвежьегорской школе Рамешковского района.

В 1954 году Прасковья Даниловна выходит замуж за Смирнова Григория Григорьевича, он вдовец с четырьмя детьми.Образовалась большая и дружная семья(всего шесть детей).  Детей в семье воспитывали в строгости и послушании.

В 1956 году Прасковья Даниловна и Григорий Григорьевич переезжают жить в Весьегонск, здесь Прасковья Даниловна продолжает работать учителем начальных классов. В 1956 годуРаиса Михайловна начинает обучение в шестом классе Весьегонской средней школы №1, классным руководителем была Титкова Анна Николаевна.

Семья жила на съемной  квартире, снимали половину дома. Мать работала учителем начальных классов в школе деревниШарицы и приезжала только на выходные.Раиса Михайловна и сводная сестра Людмила следили за хозяйством: готовили, убирали, стирали, смотрели за младшими, а

семья еще держала корову. Когда старшие уходили в школу, самый маленький Геннадий ходил занимать очередь за хлебом (в 1956 году были проблемы по обеспечению хлебом.) Целую первую четверть они прожили в Весьегонске. Осенью 1956 года Прасковья  Даниловна получила место работы в Весьегонской средней школе №1, и детям стало легче - мама была дома. В 1959 году семья достроила дом и переехала со съемной квартиры.

В Весьегонской средней школе №1 Прасковья Даниловна  проработает 20 лет, выучит и выпустит не одно поколение учеников, многие из которых станут известными и почётными гражданами города и района. Она награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945», ветеран труда.

Раиса Михайловна училась  очень хорошо и после школы в 1961 году поступила в Череповецкий педагогический институт имени Луначарского на  факультет педагогики и методики начального обучения, т. е. пошла по стопам своей матери. Училась с удовольствием, всегда успешно сдавала экзамены.Педагогическую практику  Раиса Михайловна проходила в Тотемском районе в Обирковской начальной школе с 01.09.1964 по 31.12.1964 года. В 1965 году, закончив институт, получает распределение в лесоучасток Юрманга Бабушкинского Района Вологодской области. Кругом один лес – настоящая тайга. В те годы каждый выпускник вуза должен был отработать три года по назначению.  Раиса Михайловна попала в очень дружный и трудолюбивый коллектив, молодую учительницу поддерживали старшие наставники  и, конечно же, она всегда помнила уроки своей матери и во всем старалась следовать её советам.

 Лытаева Раиса Михайловна

 

Работа воспитателя очень сложна и ответственна: необходимо было не только выучить с детьми  домашнее задание, но организовать их досуг. Вместе с детьми Раиса Михайловна ходила в походы, в кино,  посещала музеи. Отзывы родителей о ней были очень хорошие.

В 1969 году Прасковья Даниловна, мать Раисы Михайловны, ушла на пенсию по выслуге, уступив место своей дочери.

Коллектив школы был молодой и дружный.  Учителя щедро делились своим опытом.С особой теплотой вспоминает  Лытаева Р.М. бывшего директора школы – Кирпичёва Виктора Петровича.

Это необыкновенный человек и учитель: для каждого педагога находил теплые слова, поддерживал, если что-то не получалось.  Он был прекрасным методистом и щедро делился своими знаниями.

 

 Первый класс 1976-1977 учебный годВесьегонская школа №1

 

Приказ о присвоении звания «Учитель - методист»

В 1969 году Седов Иван Михайлович пригласил Раису Михайловну работать воспитателем группы продленного дня в ВСШ №1.Но все-таки хотелось настоящей работы- работы педагога.

Раиса Михайловна была одним из лучших педагогов не только школы, но и района, о чём свидетельствуют её многочисленные награды. Долгое время она работала завучем   начальных классов

(с 16.09.1987 по 21.08.2000 г.г.), многому научила своих коллег.  Все, кто работал с Лытаевой Р.М,  вспоминают её как вдумчивого, трудолюбивого и очень ответственного педагога.В 1987 году Раисе Михайловне было присвоено звание «Учитель -методист».

Почти 40 лет Лытаева Р. М. проработала в Весьегонской школе, воспитала не одно поколение детей, многие из них  стали учителями и преподают в нашей школе и сейчас. Дети вырастали и приводили своих детей в первый класс к Раисе Михайловне.  В 2004 году Раиса Михайловна вышла на пенсию, но родную школу не забывает, часто приходит сюда, ведь здесь учится её внук Матвей.

Заключение

 Учительская династия… Строго и возвышенно звучат эти слова. Они подчёркивают благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения. В чём сила педагогических династий? Почему в сложный, переломный период нашей истории мы говорим о них с гордостью и преклонением? На мой взгляд, дело в том, что традиции семьи и людей, связанных не только нравственными, но и кровными родственными узами, позволяют хранить и передавать из поколения в поколение высокие идеалы добра, гражданского долга.

Вглядитесь в историю династии семьи. И вы поймёте, сколько выпало на долю этих людей, что стоит за почётными наградами, победами в конкурсах, благодарностями в трудовых книжках.

  Педагогическая династия составляет славу и гордость школы. Каждый учитель – это целая история, история твоей школы, история страны. А историю нужно знать. Нужно помнить о тех, кого с нами уже нет, знать о тех, кто живёт с тобой рядом, кто вкладывает в свою работу душу, «сердце отдаёт детям».  Самое дорогое для учителя- это продолжение его в учениках. Среди выпускников  Р.М. Лытаевой много учителей.  А это самое важное для учителя!

Мне хочется верить, что собранный мною материал о династии учителей, деятельность которых связана с нашей Весьегонской школой, будет  полезен. Я постаралась показать уникальность семьи, рассказать об их удивительном педагогическом опыте. И я надеюсь, что с каждым годом таких семей будет все больше и больше и не прервётся связь поколений.

Приложение  1

  Помнят о своей первой учительнице и её выпускники  и  адресуют ей самые добрые слова.

Отзывы учеников.

 «Замечательным и удивительным человеком, встретившимся мне в начале жизненного пути, была Раиса Михайловна Лытаева. Моя первая учительница сыграла большую роль в становлении меня как личности. Она относилась к ученикам с добротой и пониманием, заботилась о нас, как о собственных детях.  Она излучала такую теплоту, что была способна растопить душевный лед, отогреть другое, закоченевшее сердце.

Важно, чтобы в период становления человека рядом оказывались взрослые люди, способные помочь выбрать правильный жизненный путь. Она говорила: «Человек должен постоянно совершенствоваться, быть в гармонии с самим собой».  Раиса Михайловна раскрыла мне всю полноту окружающего мира. Учительница дала нам не просто знания, но и жизненные уроки. Она сделала из меня настоящего человека.

«Учитель! Перед именем позволь смиренно преклонить колени!»Я благодарна судьбе за то, что именно этот человек встретился на моем жизненном пути».

Балатута (Корнилова) Мария, Тверь.

 Заведующая терапевтическим отделением железнодорожной больницы.

 

«Я окончила школу давно, 40 лет назад, но до сих пор с благодарностью вспоминаю моих учителей. Многих из них уже нет, но мне бы хотелось сказать слова благодарности моей первой учительнице - Смирновой Прасковье  Даниловне. Эта удивительная женщина научила меня не только писать и читать, но и уважать и ценить труд любого человека,  помогать людям, быть добрым, любить свою родину. Судьба сложилась так, что сейчас я живу в Запорожье, работаю в оранжерее. Мне нравится моя работа, и я вспоминаю слова моей учительницы: «Все работы хороши». Она научила меня уважать любой труд».

Филей (Морозова) Лидия, 1956 г.р.  Запорожье

 

« В 1976 году я пошла в первый класс и  нас  встретила молодая, красивая  учительница, это была Лытаева  Раиса Михайловна. Все самые добрые и теплые слова мне хочется адресовать ей: добрая, умная, заботливая,внимательная. Она научила нас  читать, писать, уважать людей, ценить труд. Как мама, она заботилась о нас, малышах.

После окончания школы я поступила  на педагогический факультет и тоже стала учителем и пришла работать в родную школу.  И снова  Раиса Михайловна стала для меня старшим и мудрым наставником. Она учила меня постигать секреты нелегкого педагогического труда. Я за все очень благодарна ей».

 Дроздова (Ососкова) Любовь Викторовна. Зав. РМК

«Раиса Михайловна – очень грамотный учитель, профессиональные качества которого высоко ценятся и учениками, и их родителями. Она сумела привить нам  не только знания, но и хорошие манеры, понимание доброты, справедливости и других человеческих качеств. Своим примером она учила  детей вежливо разговаривать, опрятно одеваться и вести здоровый образ жизни.

Наша учительница всегда была строгой, требовательной, на её уроках мы учились писать и читать, с удовольствием слушали рассказы о животных, об истории нашей Родины. На уроках всегда была идеальная дисциплина. Мы, первоклассники, внимательно следили, как Раиса Михайловна своим  аккуратным  почерком пишет на доске слова и во всем старались ей подражать. 

 Я тоже стала учителем и, думаю, что в этом заслуга моей учительницы. Мой сын Денис  тоже учился у Раисы Михайловне, и  я благодарна ей за то, что она многому его научила».

Лютова Ирина Владимировна- учитель МБОУ «Весьегонская СОШ»

«Хочу рассказать о замечательном педагоге и учителе начальных классов  Лытаевой Раисе Михайловне. Эта удивительная женщина всю свою жизнь посвятила детям и всегда очень переживала  за своих учеников. Она всегда ценила  и уважала  личность каждого из учеников. Не один выпуск детей она сделала за годы работы.  Все ее выпускники успешно учились, а я часто видела, как старшие дети приходят к своей учительнице, помогают ей. Особо хочу отметить её подход к родителям, для каждого она находила время для общения и диалога.

Когда я, молодая учительница, пришла работать в школу, Раиса Михайловна во всем мне помогала советом и  делом. Она проводила много открытых уроков и интересных мероприятий.

Она стала для меня старшим наставником  и другом. Я очень благодарна ей за всё».

Зверева Нина Николаевна- учитель начальных классов  МБОУ «Весьегонская СОШ»

«Раиса Михайловна очень ответственно относилась к своей работе, это видно по уровню знаний её учеников. Она всегда была  вежлива и тактична с учащимися и родителями, давала  детям глубокие и прочные знания. Уроки проводила  живо, интересно. Она очень требовательна к себе и к своим ученикам. Это творчески работающий учитель.  С замиранием сердца мы слушали её рассказы на уроках. Очень много проводилось интересных и познавательных классных часов.

Мне хотелось быть похожей на мою первую учительницу, поэтому я стала педагогом.

Хочется пожелать  Раисе Михайловне счастья в жизни, здоровья, силы, энергии и благополучия!»

Волгина Ирина Владимировна - учитель начальных классов МБОУ «Весьегонская СОШ»

Говорят, что учитель продолжает жить в своих учениках. Так вот: многие выпускники  Лытаевой Р.М. стали педагогами и сейчас успешно трудятся в родной школе.    Это и есть высшая награда учителю. 

 

 

Приложение 2

Фотографии разных лет

 

 Смирнова П. Д. со своими учениками

 

 Коллектив педагогов Весьегонской средней школы №1 1970-1971 учебный год

 

 Молодой педагог Лытаева Р. М.

 В родном доме

 

 Лытаева Р. М. с учениками

Источники:

Личное дело Лытаевой Раисы Михайловны

Конкурсная работа Лытаева Матвея «История твоей семьи в истории Тверской земли»

Интервью с Лытаевой Раисой Михайловной

 

Интервьюирование выпускников Смирновой П. Д. и Лытаевой Р. М.

 

Подготовили

ученицы 10 класса  Мурцева Дарья

Ожигина Дарина

Руководитель работы

 

Полубенцева Елена Викторовна

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей