История церквей села Чистая Дуброва

Село Чистая Дуброва располагается на дороге Иваново — Дюдиково (Брейтово) (Ярославско-Моложский почтовый тракт в XIX в.). 
Вероятно, возрождено карелами-переселенцами в 1630-50-е гг. на месте более древнего, но запустевшего к началу  ХVIІ века одноимённого селения.

В 1682 г. в нём была построена деревянная Покровская церковь с приделами Георгия Победоносца и праведного Алексия, человека Божьего. В это время в селе имелась вторая деревянная Ильинская церковь. По некоторым данным, обе эти церкви сгорели в 1797 г.

С 1660-х гг. село входило в состав дворцовой карельской Чамеровской волости. Статус «дворцового» село сохраняло до создания удельного ведомства в 1797 г, после чего вошло в число удельных. С 1863 г. - в общей системе сельского управления. 

Из священно и церковнослужителей в 1738 г. упоминаются:

- «поп Сильвестр Козмин, 95лет, вдов; 

- сын его поп Иосиф Селивестров 56л., жена его Евдокия Никонова 40л., дети их: Андрей 15л., Евдокия 18л.».

В 1759 г. упоминается «поп Андрей Иосифов 35л., 
жена его Параскева Васильевна 36л., дочь их Настасья 12л., племянница попа Андрея после умершего брата Василия, попова дочь Евдокия 28л.».

В Рыбинском архиве (Филиал ГКУ ЯО ГАЯО в г. Рыбинске » Ф.210 » Оп.1 т. 1 » Д.43) сохраняется дело о причислении церквей сел Мартыново, Мороцкое, Чамерово, Чистая Дубрава, Яна Весьегонского уезда к Мологскому духовному правлению. Даты этого дела: 21 – 26 декабря 1779 г. Количество листов – 7

В 1797 (по иным данным в 1799 г) была построена новая одноимённая деревянная церковь с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы, пророка Илии и великомученика Георгия. По другим опять-таки данным, этот храм начали строить ещё в 1786 г. и освятили в 1813 г. при архиепископе Тверском и Кашинском Мефодии. Это было видно из надписи на храмоздательном кресте – на кресте, который поставлялся в основании храма, обычно на место будущего Святого Престола. Также, благодаря этой записи, мы знаем, что приход в то время входил уже в Тверскую епархию, а ранее принадлежал к митрополии города Ростова Великого. Рядом с храмом располагалась деревянная колокольня.

Интересно, что сначала построили трапезную часть храма и освятили её. Этот храм из дерева был одноглавым, продолговатым и высоким. Из икон того храма замечательными были – Св. пророка Божьего Ильи, Архангела Михаила и около него мучеников Фрола и Лавра, иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина».

Сам храм представлял собой ярусное сооружение: двусветный четверик нес два последовательно уменьшающихся восьмерика с шатровой кровлей и луковичной главкой на небольшом барабане. К четверику примыкали равные ему по ширине более низкие пятигранная апсида и почти квадратная в плане трапезная, объединенная с западным притвором двускатной кровлей. Перекрытие трапезной опиралось на четыре столба. Композиция столпообразной шатровой колокольни включала приземистый четверик и высокий, почти глухой, восьмерик. В начале XXв. этот деревянный храм был разобран за ветхостью, но однозначно – он существовал в 1901 г., т.к. его описывал И. И. Добровольский.

Из священников этого периода нам известен лишь Матфей Тимофеевич Козырев, который  служил в с. Чистая - Дуброво с 1837 по 1842 г., а впоследствии был переведён в с. Суково.

12/24 декабря в 1827 г. в семье причетника Василия (с. Чистая – Дуброва) родился сын Пётр Лебедев, будущий архиепископ Павел (1827 – 1892). В 1843 г. он поступил в Тверскую духовную семинарию, затем - Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1853 г. 
28 июня этого же года был пострижен в монашество, 5 июля возведён в сан иеродиакона, а 26 сентября - во иеромонаха.  29 апреля 1855 г. получил звание магистра, а 6 ноября 1857 г. назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. 

14 сентября 1858 г. возведён в сан архимандрита.  С 15 октября 1859 г. - инспектор Санкт-Петербургской духовной академии.  С 23 августа 1861 г. - ректор Смоленской духовной семинарии и настоятель Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. С 20 декабря 1866 года - ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии.  8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. 

С 29 августа 1869 г. - епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии. 

С 23 июня 1871 г. - епископ Кишинёвский и Хотинский. 
Обязал все церкви и молдавские монастыри служить службы на церковно-славянском языке.

1 апреля 1879 г. возведен в сан архиепископа. 

С 16 июля 1882 г. - архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. 

С 29 сентября 1887 г. - архиепископ Казанский и Свияжский. 

По воспоминаниям: «Архиепископ Павел являл собой «образ мудрого архипастыря, сильного мыслию, пламенного словом, самоотверженного энергией и милостивого сердцем». Был беспристрастным, доступным, в делах Церкви непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести. 

Бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным. Требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей, однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, поддерживая невинную семью. Был иногда вспыльчив, но милосерд. 

Талантливый проповедник, силой своего сердечного, простого слова, исполненного истины, производил глубокое впечатление на слушающих. 

Ревностно трудился на поприще духовно-просветительской деятельности. При 15 монастырях им были учреждены школы для малолетних сирот духовенства. Скончался 23 апреля 1892 г. Погребён в Казани.

Священник Павел Никольский, даты служения неизвестны.

     

С 1865 по 1873 гг. на средства прихожан была возведена ещё одна, опять Покровская, но на этот раз кирпичная церковь с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы, великомученика Георгия и иконы Тихвинской Божией Матери. Внутренняя отделка храма затянулась, поэтому если Георгиевский придел освятили  уже в 1874г., то Тихвинский и главный – Покровский – лишь к 1882 г. Получается, что в этом году исполнилось 140 лет с момента освящения центрального храма в Чистой Дуброве, который, увы, до нашего времени не сохранился. В течение нескольких десятилетий обе церкви (каменная и деревянная) были действующими, вокруг которых располагалось сельское кладбище. Вначале ХХ в. кладбище перенесли за «Горку», на южное окончание села у дороги на д. Лопатиху, где оно располагается и сегодня.

    

Колокольня Симонова монастыря в Москве с храмом Иоанна Постника и Александра Невского (не сохранился). Ч-Дубровская колокольня упрощенное её подражание с заменой на шатровую главу.

У колокольни в 2009 г. стараниями главы Чамеровского сельского поселения Чумина Андрея Борисовича на историческое месте была возвращена часовня-копилка. Подробнее узнать о часовне-копилке вы сможете, перейдя по следующей ссылке: http://vesyegonsk.tverlib.ru/chasovnya-kopilka-v-sele-chistaya-dubrova

У храма когда-то располагалось кладбище. Центр села прозван народом «Поповщина», северный конец села именуется Пошехонией, а южный – Горкой. Там же расположено кладбище, огражденное в 2016 г. новой металлической оградой. На кладбище стояла деревянная церковь, сгоревшая в марте 1951г. Также на погосте сохранилось одно древнее каменное небольшое надгробие. 

Современное здание ДК и библиотеки – это бывший церковный двухэтажный дом. В Советское время и до 1999 г. село Чистая Дуброво было центром Чамеровского сельсовета. Так же в селе располагался колхоз - миллионер  «Пример» (с 1984 по 1992 гг. он еще носил название имени Александра Ивановича Тодорского) и маслосырьевой завод.

«..Чистая Дуброва считается карельским селом. Но первая же бабушка, которую мы опрашиваем, Валентина Тимофеевна Лосева, оказывается русской. Сильно окающим говором она комментирует переданный нам в Сукове список: “Эта помёрши, и эта, чёго ж она вам их назвала? А Нина Михайловна Платонова здесь рядом живет, пойдём”. Нине Михайловне почти девяносто, но она сохранила и память, и живой, добрый взгляд светлых-светлых глаз. Так могут смотреть только деревенские бабушки. Она проработала всю жизнь на почте, а приехали сюда и она, и Валентина Тимофеевна “с Вологодчины, како море подымали, в сорок восьмом”. 

Церквей в Чистой Дуброве было две, деревянная действовала до 1950 года и закончилась трагически - сгорела. В мельчайших подробностях бабушки вспоминают причины и подробности этого события: “Она церковь прозывалась “Троица”. И батюшка жил, он у меня на почте часто по телефону звонил в Калинин, в Загорск, в Москву... А сгорела - виновата старостиха с Почепу, она у Герасимовых жила, монашка - не монашка. Вечерня была, и она кадило оставила невыключенным, и загорелось... Как раз последнее венчание в этот день было - Лида Кузнецова с Ваней”. 
Память человеческая - странная вещь. Пока живы эти бабушки, вся эта история - еще не архив. События, которым шестьдесят лет, были переданы нам с точными мельчайшими подробностями, в деталях, совпадающими с архивными материалами... 

“А каменную церковь пропили. Одна колокольня стоит. В 1945 году церковь начали разбирать. Думали кирпичом засыпать военный аэродром в Кесьме. А и не построили тот аэродром. А кирпичи продали и пропили Канюшкина и Попов”. 

… Чистая Дуброва стоит на речке с эпическим именем Смородинка. Оказалось, что прямо у моста через эту речку устроена настоящая бобровая плотина. “Бобры!” Бобров целая семья - два больших и два маленьких. Можно их даже увидеть, если долго наблюдать. Жители за ними присматривают, бобры людей не очень боятся. 
Село можно в полном составе везти в Кижи - карелы строили дома, которыми можно только любоваться. В одном из этих чудесных домов живет Нина Николаевна Канюшкина, еще одна старожилка. Но с ней нас ждало разочарование. Она сказала: “Нечего вам этим заниматься. Раньше хорошо жили, а сейчас, вон, всё кое-как. Батюшек я всех этих знала, там не батюшки заправляли, а эти, дурочки”. 

В доме гремел телевизор, так что слышно было на улице. 
Нина Канюшкина - одна из последних жителей этого села, которая помнит женскую монашескую общину, бывшую в Чистой Дуброве до 1950-х гг. Дурочками ласково называли раньше монахинь. (Павел Иванов «Баскаки – Титовское…»)

 

«… Примерно, в середине XXв., пятиглавый храм Покрова и трапезная были разрушены. Сохранилась только примыкавшая с запада к трапезной колокольня. В колокольне долгое время располагался склад, хранили керосин. Рядом - радиоузел в небольшом деревянном домике, который ныне разрушается. На месте самого храма сейчас небольшая березовая роща. Дорога и некоторые дома сельчан располагаются на месте старого погоста.

Объемная композиция складывается из трех убывающих по величине квадратных ярусов и завершена небольшим шатром. Несмотря на поярусное членение, композиция напоминает столпообразные колокольни древнерусской архитектуры. Такое впечатление возникает благодаря массивности и сильно вытянутым пропорциям нижнего яруса. Два верхних четверика значительно меньше по размерам и прорезаны арочными проемами звона, что значительно облегчает общую композицию. В архитектурном убранстве черты позднего классицизма переплетаются с мотивами русского стиля. Широко использованы угловые пилястры, многочисленные тяги, филенки, пояса ширинок. В основании деревянного шатра проходит ряд кокошников. Первый ярус двухэтажный, нижнее помещение было перекрыто крестовым сводом».  Также на сегодня выяснено, что Колокольня была построена по частично изменённому образцовому проекту К.А. Тона, впервые использованного при строительстве колокольни Симонова монастыря в Москве (1835-1839, утрачена) и опубликованного в альбоме 1838 г., таблица 16. Данный факт делает этот памятник примечательным для туристического маршрута в нашем крае.

- Священник Иоанн Петрович Знаменский. Упоминается в 1884 г. В 1896 г., будучи по старости за штатом  перешёл по приглашению в местечко Камень, для совершения богослужений в новообразованной Параскево-Пятницкой женской общине. Там послужил год – полтора и более не стал, из-за продолжительных Богослужений монастырского Устава. Ушёл на покой. В своё время он был законоучителем Чисто-Дубровской церковно- приходской школы.

В 1901 году служили:

- Священник Петр Иоаннович Знаменский 34-х лет (1864 г.р.) (сын о. Иоанна Знаменского), окончил духовную семинарию. В служении с 1888 года, священником - с 1890 года, состоял законоучителем и учителем пения церковно-приходской школы. В последние годы не служил по старости. Умер в 1939 г. Был похоронен за алтарем кладбищенского Всехсвятского храма. Рядом, в деревянной ограде, похоронена его супруга Павла Фёдоровна (1870-1943). Могила сохранилась.

- Диакон Иоанн Георгиевич Сокольский 43-х лет, в служении с 1875 года, диаконом - с 1885 года. 

- Псаломщик Владимир Павлович Никольский 31-го года, в должности с 1899 года. 

- Церковный староста крестьянин Иван Андреевич Смородинов, в должности с 1887 года. 

-  Прихожан в селе Чистой Дуброве, в деревнях: Почепе, Малом Высоком, Ермолкине, Костиндоре, Среднем Высоком, Столбищах, Малой Поповке, Лопатихе, Бельском, Сажихе, Медведкове - 212 дворов (779 мужчин, 899 женщин).

В 1914 году служили:

-  Священник Петр Знаменский 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 24 года. 

- Штатный диакон Иоанн Сокольский 58-ми лет, на службе 29 лет, в Покровском храме 23 года. 

- Псаломщик Николай Мухин 30-ти лет, на службе 10 лет, в Покровском храме 2 года. 

Прихожан в деревнях: Малое Высокое, Почеп, Ермолкино, Костиндор, Медведково, Лопатиха, Бельское, Сажиха, Малая Поповка, Среднее Высокое, Столбище - 779 мужчин и 895 женщин. 

В приходе сей церкви находилось три часовни: 1) в деревне Бельском, деревянная, Священномученика Власия, построенная в 1852 году; 2) на пустоше Глубоках, в 2-х верстах от деревни Малой Поповки, деревянная, великомученицы Параскевы, построенная в 1853 году; 3) в деревне Столбищи, деревянная, Святителя Николая, построенная в 1852 году. Часовни не сохранились.

Итак, в приход входили следующие селения, помимо села: дд. Медведково, Почеп (современная д. Поцеп, в ней до нач. 2000-х гг. располагалась начальная школа), Малое Высоково (ныне 1 жилой дом), Ермолкино (ныне заброшенная), Костиндор (живут летом), Лопатиха, Бельское, Сажиха, Малая Поповка (ныне  постоянного населения не имеет, летом - один дом дачников), Среднее Высоково (ныне заброшенная), Столбищи.

Между 1901 – 1911 гг. в каменной Покровской церкви произошёл пожар, в ходе которого пострадал храм и сгорел его архив. Об этом пожаре кратко упоминает священник Н. Никольский в 1911 г. в своей книге о Троице-Параскево-Пятницком женском монастыре.

В 1924 г. свящ. Знаменский Пётр Иванович (упом. в 1901 и 1915 гг.), бывший благочинный, был лишён всех избирательных прав пожизненно. 

- церковный староста Бодин Никита Артемьевич лишён также всех избирательных прав. 

- свящ. Иван Сокольский, бывший диакон этой же церкви и его супруга Евгения Егоровна были также лишены всех прав. 

- В 1930 г. упоминается свящ. Алексий Каменский, приехавший из с. Сутки. Священник - с 1912 г. В 1933 г. написал в дневнике "кончили ходить по приходу в Медведкове...". В 1920-х гг. пережил заключение,  после Чистой Дубровы вернулся в Сутки, где чинил часы и работал плотником. Умер в 1956 г., похоронен на кладбище в селе Сутки.

В 1937 г. в селе был пожар, выгорела «серёдка» - центр деревни у храма. Восточный посад в селе назывался «Красный посад», он был самым красивым. В это же время к селу был пристроен посёлок – новая часть села, образовавшаяся из затопленных деревень.

В 1910 г. на кладбище за селом была построена новая деревянная церковь. Старожилы называли эту церковь «Троица», но престолы в ней были посвящены пророку Илье и Всем святым.

Этот кладбищенский храм был закрыт в 1930-х гг. Его открыли в 1943 г. 9 мая 1945 г. в этом храме во второй половине дня отслужили Благодарственный молебен по случаю Победы.

В 1951 г. церковь сгорела. Старостой её была Параскева Гавриловна Яковлева, которая тогда проживала в Чамерове. А за несколько дней до пожара в храме покрестили Раду Николаевну Непомнящую, а в день пожара, в пятницу утром, было венчание а вечером – Парастас – заупокойное Богослужение в канун Вселенской родительской субботы.

Рапорт на имя Хевронова В.И. 

Сим доношу, что 2 марта сего (1951) года в 9.30 вечера в церкви с.Чистая-Дуброва возник пожар. Загорелось внутри храма, северная сторона на левом клиросе, где обычно готовят угли для кадила. Причина произошедшего могла быть одна: когда сторожиха раздувала кадило, то вылетевшая искра могла попасть в паз стены, ибо горела стена. По окончании вечернего богослужения, в 7 часов 30 минут,  так как это было на родительскую субботу, я вышел из храма с оставшимися богомольцами последним, в храме не было уже никакого огня, всё было потушено. За нами оставалась лишь сторожиха, чтобы запереть храм, которая вскоре и пошла домой. Когда был замечен огонь в храме и храм был нами открыт, то от множества в нём дыма я не мог добраться до середины храма и кое-как опять добрался до выхода, мои намерения вынести что-либо не удались. Храм и всё, что было в нём, сгорели до основания. Спасли только то, что было в кладовой на паперти храма.

Настоятель иеромонах Арсений. 

Приписка: Булыгин о. Арсений переведён в г. Торжок.

В 2018 г. по инициативе Непомнящей Рады Николаевны (+2021) и неравнодушных людей на месте сгоревшей в 1951 г. кладбищенской церкви был установлен высокий Поклонный крест. От церкви сохранился поросший березами бугор и ступени паперти. К сожалению, на памятной табличке была допущена фактическая ошибка о якобы Покровской часовне 1799-1951 гг., которая на самом деле находилась в своё время в центре села как деревянный храм, который был разобран, как писали тогда, «за ветхостью», о чем было сказано выше.  Действительно, при образовании нового погоста там могли (а может так и было) построить кладбищенскую часовню, которую в своё время переделали под храм, ему суждено было стать приходским в военные годы и погибнуть в пламени пожара. А церковь была очень красивой (судя по фотографиям)! О ней и о жизни прихода будет рассказано в следующей публикации.

Престольные праздники:

- 14 октября – Покров Богородицы.

- 16, 23 ноября, 9 декабря, 6 мая – великомученика Георгия Победоносца.

- 30 марта – праведного Алексия – человека Божьего.

- День Святой Троицы

- День Всех Святых (через неделю после Троицы)

- 9 июля – Тихвинской иконы Божьей Матери.

- 2 августа – Ильин день.

В д. Сажиха – Ильин день (2 августа) и Покров (14 октября), в д. Бельское – священномученика Власия Севайстийского (24 февраля), в дд. Малая Поповка и Среднее Высоково – великомученицы Параскевы Пятницы (10 ноября – «временная»), в д. Столбищи – Николая Чудотворца (19 декабря и 22 мая).

Источники:

  1. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь. 1901.
  2. Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост.Г.А. Ларин. Тверь, 1994.С.9З.
  3. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь. 1914

Подготовил Никита Снетков, библиотекарь Чистодубровской сельской библиотеки
     

 

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей