История Дюдиковской библиотеки

Край наш со всех сторон окружен лесами, не доберёшься сразу, не найдёшь. В разные стороны разбегаются дороги: ведут они в большие и маленькие деревеньки, многие уж и травой поросли, а некоторых жилых домов не осталось, но те, которые живы ещё, хранят свою историю.

Вот и у здания нашей, Дюдиковской, библиотеки тоже своя история.

Дом этот принадлежал когда-то семье зажиточных крестьян Тютиных. Как и большинство семей, их в тридцатые годы раскулачили и выслали в северные края. Тютины были не только раскулачены, но и лишены права голоса, так называемые «лишенцы». (С 1918 по 1936 годы – название граждан РСФСР и СССР, лишенных избирательного права согласно Конституции РСФСР). Семья Тютиных: Кузьма Александрович (бывший торговец), Дарья Алексеевна, Федор Васильевич. Анастасия Ивановна, Иван Федорович, Михаил Федорович, Иван Васильевич (члены семьи бывшего торговца).

Доподлинно теперь трудно сказать, долго ли пустовал дом, но в 1932 году здание было передано в ведение сельского совета. И изначально изба-читальня располагалась в другом здании – народном доме. После укрупнения сельсоветов здание полностью передали библиотеке, произошло это в 1950 году, и история библиотеки, получается, ведет свой отсчет с этого года, но люди, приобщавшие население к грамоте, чтению работали в избе-читальне с 30-х годов прошлого столетия.

Книжный фонд в тот период не превышал 40 экземпляров книг, но зато пополнялся газетами и журналами.

В избе-читальне при керосиновой лампе устраивали собрания, беседы.

Организаторами и помощниками, в то время, были учителя и врачи, они-то и читали вслух прессу, разъясняя, в основном, неграмотному населению, постановления партии и правительства. 

В архивных документах есть характеристика на заведующего Дюдиковской избой-читальней (располагавшейся в «народном доме»), товарища Лебедева Григория Николаевича: «год рождения – 1903, крестьянин, член партии с 1928 года, член колхоза «Урожай», служил в Красной Армии в 25-26 годы». Характеристика взята из списка политпросвет учреждений за 1932 года.   

В тетрадке «Приказы, распоряжения, инструкции ООНО» (Областной отдел народного образования), за 1933-1934 года нахожу предложения по итогам инструкторского обследования политпросветработы от 20 октября 1933 года. Там говорится: «в результате проверки выполнения решений об организации образцовых изб-читален (народных домов) Мособлоно отмечает недопустимое отношение к выполнению решений со стороны ряда заведующих РОНО, в результате чего в Весьегонском (и в других районах) районе образцовые избы-читальни выделены формально. Ремонт зданий не произведён, инвентарь не приобретён.  В случае невыполнения деректив заведующих привлечь к ответственности».

Среди предложений, которые необходимо выполнить нахожу пункт про нашу библиотеку: «усилить руководство образцовой Дюдиковской избой-читальней, превратив её к 16-тилетию годовщины октября в действительно районный методический центр политпросвещения».

Вероятно, в Дюдиковской избе-читальне дела шли хорошо, работа велась на должном уровне, потому, что в том же 1933 году среди прочих документов попадается обращение, подписанное президиумом в составе: тов. Лебедева, Журавлёва и Лисичкина. Само обращение, а называется оно «В авангарде борьбы за социалистическую культуру», хочется привести полностью, сохранив стилистику речи.

«Наша образцовая изба-читальня, при участии всего актива с\совета, в количестве 40 человек, включается в культпоход имени XVII съезда партии: за осуществление лозунга тов. Сталина о превращение всех колхозов - в большевистские, колхозников – в зажиточных тружеников, за зажиточную, культурную жизнь. Наша образцовая изба-читальня всё время боролась за проведение культурно – массовой работы на селе, повседневно помогая с\совету в выполнении мероприятий партии и правительства: сев, уборочная, зернопоставки, лесозаготовки. В результате массовой работы из отсталой избы-читальни, она стала передовой, но всё же считаем этого недостаточно, у нас есть ещё ряд недоработок, а поэтому, включаясь в культпоход, мы берём на себя нижеследующие обязательства:

- организовать агрокружки в каждом колхозе, втянуть в каждый не менее 10-ти человек и более, выдвинув для этого соответствующего руководителя;

- в 1934 году полностью ликвидировать неграмотность взрослых по нашему с\совету. Выучить неграмотных – 25 человек, малограмотных – 20 человек, для чего уже мобилизованы культармейцы;

- бороться за 100% посещение школ учеников школьного возраста;

- добиться, чтобы каждый двор получал газету, увеличить подписку до 300 экземпляров;

- добиться, чтобы многотиражка выходила не менее раза в декаду, в отдельных случаях 1 раз в пятидневку;

- вовлечь колхозный актив в партучёбу, охватить учёбой не менее 50-ти человек;

- оживить кружок безбожника, в который втянуть не менее 30-ти человек колхозного актива;

- оживить работу драмкружка, ставить постановки в колхозном клубе, не менее трёх раз в два месяца, не считая постановок школ;

- оживить работу ОСО, довести членов до 100 человек и дооборудовать гимнастический городок;

- организовать детские площадки в 5-ти колхозах;

- оборудовать 3 красных уголка и поставить 4 громкоговорителя, за счёт общественных средств;

- поставить в Дюдикове народный дом, вместимостью 400 человек, за счёт общественных средств, каковой тоже сделать образцовым;

- всю эту зиму провести под углом широко развёрнутого похода за чистоту улиц, чистую хату, за внедрение культуры, оживить санитарную комиссию при колхозе;

В свою очередь вызываем на соцсоревнование все избы-читальни Весьегонского района и в частности Рябинкинскую».

Надо сказать, что библиотеки в те далёкие времена участвовали во всех сферах жизни: и народ просвещали, и грамоте обучали, и колхозам помогали в проведении полевых работ. Так весной 1933 года  в архивных документах сохранился информационный лист Дюдиковской избы-читальни о подготовке к весеннему севу, по которому вынесены следующие решения:

- организовать ежедневно радио - слушания;

- провести в агрокружке беседы на с\х темы;

- поставить постановки в клубе на тему весеннего сева;

- в каждом населённом пункте организовать массовые собрания;

- в колхозе «Красная заря» организовать бригаду имени «осавиахима», в задачу которой ложиться работа по протравливанию семян.

В результате культурно – массовой работы имеем: вновь организованных колхозов – 4, 80 хозяйств, всего колхозов – 8. Обеспечение семенами на 100%, вывоз навоза, сбор золы – свыше 100%.

Там же сказано, что изба-читальня включается в областной конкурс на лучшее проведение культурно – массовой работы в период весеннего сева и летних работ.

Следующий текстовый отчёт о работе политико-просветительских учреждений, датированы уже 1941 годом, говориться в нём следующее:

«Работа в избах-читальнях ведётся по плану, утверждённому советом изб-читален. Каждая изба-читальня выписывает не менее одной центральной, одной областной, одной районной газеты.

 В Дюдиково, в плане культмероприятия создана спортивная площадка и сад (расчищенный).

Не могу точно сказать, кто работал в эти годы в библиотеке, а в конце сороковых заведующим избой-читальней был Шурупов Б. С. В отчёте, о проведении юбилея 150-тилетия со дня смерти великого полководца А.В. Суворова, работа этого заведующего отмечена, как активной и добросовестной.

В разные годы библиотекарями поработали:

Соколова Анна Павловна, 1931 года рождения, член ВЛСМ, образование 10 классов.

Новикова Людмила Сергеевна.

Семикова Валентина Владимировна.

Капустина Валентина Ивановна.

Комарова (Парфёнова) Валентина Дмитриевна.

(Фотография середины 60-х годов прошлого века, библиотекарь – Соколова Анна Павловна со своими читателями)

С конца 2013 года и по настоящий момент библиотека продолжает свою деятельность с новым библиотекарем, Колачевой Людмилой Анатольевной, вашей покорной слугой.

Нужно отметить, что, начиная с момента открытия библиотеки, её деятельность зависела не только от времени, в котором жили люди, но и от личности самого работника библиотеки. Каждый вел свою деятельность согласно веянию времени и личностным качествам. Первым работникам было нелегко: приходилось, хотя бы научить людей элементарной грамотности, приучить их к чтению, отвлечь от тяжелого труда, просветить. Позже, когда народ полюбил книгу, работать стало легче, да, что там, население само тянулось к получениям новых знаний, расширению кругозора. Люди хотели читать не только художественную литературу, но и книги из разных отраслей знаний: сельское хозяйство, техническая и естественно - научная литература, спорт, живопись и многое другое. Конец прошлого столетия можно назвать расцветом народной любви к книге и чтению, но и изменением вкуса населения к искусству. Кроме книг люди могли позволить себе поход в театр, на концерт, просмотр фильма в кинотеатре или по телевизору. Быстро меняющаяся жизнь дала людям возможность выбирать, каким образом провести свой досуг и чаще не в пользу чтения книги.

Современная жизнь диктует свои правила и методы работы библиотек. Нынешний читатель в корне отличается от читателя из прошлого века, поэтому библиотека сейчас – это не только книги, но и центр общественной жизни, ориентирующийся на личность и ее потребности. Это место, где можно получить необходимую информацию, провести досуг, оставить на какое-то время детей, которые не просто будут находиться под присмотром, а проведут время с пользой.

Библиотека расширяет границы, переходя из реального пространства в виртуальное. Приходится признать, что интерес к чтению сейчас снижается, поэтому для привлечения читателей фонд библиотеки периодически пополняется изданиями соответствующими их потребностям. В нашей библиотеке это книги, которые поступают в ее фонд, а так же на время берутся из книгохранилища Весьегонской центральной библиотеки. Большое значение для популяризации книги и чтения отдается проведению различных досуговых мероприятий и книжных выставок, обыденными стали мероприятия, с использованием мультимедийного оборудования. Презентации, видео-лектории просмотр фото и видео в увеличенном формате привлекает внимание аудитории и вносит разнообразие в деятельность библиотеки. Такая работа сегодня жизненно необходима, поскольку библиотеке все сложнее сохранять то количество реальных пользователей, которые традиционно являются нашими читателями.

Каждое лето в нашей библиотеке работает клуб для детей и юношества. Свои двери он открывает в конце мая и работает всё лето. Для ребят подготавливаются и проводятся разные формы работы к календарным праздникам, спортивные и игровые программы, экскурсии и многое другое. Все мероприятия планируются заранее, но очень часто в них вносят корректировки разные факторы: пожелания читателей, какое-либо интересное событие, а порой вмешивается погода. Некоторые события, для проведения которых необходимо большое пространство, наличие большего количества сидячих мест или музыки проводятся в клубе.

В библиотеке ведется работа по сбору краеведческого материала. Информация собирается по крупицам, бесконечные расспросы жителей иногда не дают никакой новой информации, некоторые факты противоречивы, многое приходиться отбраковывать, так как сведения рознятся.

Собираются истории о ветеранах Великой Отечественной войны. Некоторые краеведческие работы оформлены документально, небольшие работы выставляются в группу или публикуются на сайте Центральной библиотеки. В последнее время есть спрос  на старые фотографии, в группе публикуются снимки, ведется сбор информации о самих фото и людях, изображенных на них.

Уже доброй традицией нашей библиотеки стали экскурсии по родному краю, которые, в основном, проводятся в летний период, но бывают и в другие времена года. Наш край привлекателен тем, что все деревни располагаются на берегу живописной реки Сёбла и каждая деревня, благодаря соседству с ней выглядит, по своему, уникально. Так что прогулки наши постоянно упираются в нашу речку, восхищаться которой мы не устаём.

В период каникул любой желающий может посетить наши творческие занятия, а также поучаствовать в игровых турнирах. Для этого отводятся два дня в неделю, но часто ребята остаются после мероприятий поиграть или позаниматься любым делом на свой вкус. Любые замыслы детей приветствуются и реализуются, поддерживается любая инициатива: лишь бы не скучали, не сидели без дела и эмоций. 

Различные мероприятия и инновации, безусловно, популяризируют библиотеку, делая ее более привлекательной для читателей, но хочется надеяться, что за всеми этими дополнительными опциями она не утратит свою главную функцию – информационную.

Библиотека – это место, куда люди должны приходить с удовольствием: никуда не спеша, не торопясь, не впопыхах. Для этого должна быть создана соответствующая атмосфера: вежливое обращение, приветливость, желание выслушать и выполнить просьбу каждого посетителя. Чистота и порядок тоже располагают к созданию привлекательного имиджа библиотеки и, попадая в атмосферу, схожую с домашней, посетитель раскрепощается, перестает стесняться, чаще посещает то место, где приятно находиться. Несомненно, библиотека должна отвечать современным запросам времени, но не забывать о своей основной функции – привлечения к книге и чтения. Это главное и основное направление в работе библиотек на все времена.

Людмила Колачева, библиотекарь Дюдиковской сельской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей