История Весьегонской МТС

В Весьегонском районе было создано три МТС: Весьегонская (д. Попово Любегощского с/с), Кесемская и Овинищенская. На 1 января 1931 года насчитывалось 249 колхозов.

Весьегонская МТС в д. Попово образовалась в 1933 году. Её первым директором был Иван Фёдорович Бойков, секретарём партийной ячейки – Иван Дмитриевич Савин.  В числе организаторов был двадцатипятитысячник Ф.Н.Мартынов.

Первые тракторы марки ХТЗ (их было первоначально три) ремонтировались в сарае. В 1935 году начали возводить мастерские из кирпича от церкви с. Остров и ограды кладбища с. Любегощи.  В 1936 году строительство завершилось, на вооружении уже было 23 трактора, на фундаментах работали два станка – токарный и сверлильный. Они приводились в движение нефтяными двигателями, использовались ременные передачи. Заведовал мастерскими Николай Яковлевич Горшечников, а главным инженером был Иван Федорович Жуклинов.

Четырехмесячные курсы трактористов организовали в Весьегонске.  После их окончания трактористами Весьегонской МТС стали Михаил Гаврилович Бурыгин, Николай Степанович Гарышев, Павел Иванович Муравьев, Иван Поликарпович Паньтюшонков, Иван Васильевич Романов, Александр Алексеевич Тупицын.

В бывшем имении Калитеевских в д. Попово располагалась контора МТС, на втором этаже - общежитие, а на первом - клуб. Кроме того, в обширном здании   размещались политотдел, суд.  Судьей был Аркадий Соколов, а секретарём - Анна   Федоровна Царева (Власова).  Курсы подготовки трактористов открылись здесь же при МТС. Техническую часть преподавала М.Белозерова; сельскохозяйственные машины – Б.Тузиков, слесарное дело – П.Я.Королёв (родом из д.  Кишкино). Политзанятия проводил М.Никонов (из д. Пылево).

Весьегонская МТС обслуживала колхозы на территории от Большое Овсяниково до Стрекачева, от Котихи до Лошиц: имени Ворошилова, «Новый путь»,  «Путь Ленина», «Дружба», имени  Ленинского комсомола,   имени  Хрущева,  имени Горького, «Заря коммунизма»,  «Победа»,  имени Булганина,  имени Фрунзе, имени Кирова,  «Верный путь», имени  Калинина, «Колос», «Красный  воин»,  «Смена», имени Коминтерна  и другие.

Было организовано 12 тракторных бригад по 3 трактора в каждой.  Во главе бригады – бригадир и учётчик.  Перечислю эти структурные  подразделения МТС: Аблазинская – Фёдор Кривоборский; Алферовская – Василий Павлович Шестаков; Б.-Овсяниковская – Иван Капитонович Романов; Дегтярская; Егонская -  Михаил Гаврилович  Бурыгин;  Любегощская – Александр Иванович  Пресняков;  Макаринская – Михаил Сергеевич  Щеглов; Нестеровская – Петр Иванович  Аксенов;  Островская – Александр Васильевич  Рогулев;  Стрекачесвкая -  Владимир Савельевич Смирнов;  Федорковская – Петр Яковлевич  Королев;  Филипцевская – Николай Михайлович Морозов.

Трактористы этих бригад пахали, сеяли, жали, молотили зерно, колотили лён и выполняли другие работы.

В 1936 году в МТС была следующая техника: тракторы ЧТЗ (Челябинский тракторный завод) – 6; ХТЗ (Харьковский тракторный завод) – 30; несколько единиц «Универсалов»; сеялки – 12; молотилки – 16, льнотеребилки – 6; «кондрашуки», или «сергеевки» - 5 (агрегат для того, чтобы мять и теребить лён).  В достатке было трехлемешных плугов, культиваторов и пружинных борон.

Трактористы были заинтересованы в том, чтобы быстрее обмолотить зерно и околотить лён в том колхозе, в котором они работали.

Позднее, в 40-50-е годы, контора МТС стала располагаться в деревянном здании в д. Попово, где в 60-70-80-е годы был интернат Любегощской средней школы.

Значительное время МТС возглавлял Павел Спиридонович Молчанов. Бухгалтерами работали Александра Яковлевна Сакс, Анна Ивановна Соловьева, Александра Окружнова. Ветврачи: Сергей Яковлевич Синицын, Василий Андреевич Спиров, Петр Алексеевич Львов, Никифор Иванович Иванов. Из агрономов наиболее известен нам Александр Кузьмич Мухин, Заслуженный агроном РСФСР.

Рабочие профессии.

В начале 50-х годов токарем стал работать Николай Владимирович Кузнецов.

Кузнецы: Волков и Веселов.

Механизаторы: А.П.Сакс, А.Розанов, В.Власов, В.В.Донина,Фуфаева, Н.Кузнецов и другие.

Шоферы: И.А.Секлетеев (механик), А.Буткевич, А.Смирнов, Н.Е.Калятин, А.И.Орехов и другие.

Секретарями партийной организации Весьегонской МТС были Иван Дмитриевич Савин и Варвара Васильевна Донина.

Кроме Весьегонской МТС, в районе были еще два аналогичных предприятия: Кесемская и Овинищенская МТС. Зона обслуживания Кесемской МТС: колхозы имени Ильича, «Вперед к коммунизму», «Динамо», «Свободный труд», имени Чапаева, «Новая жизнь», «Красное знамя», «Пример», «Советский путь», имени Шверника, «Звезда», «Красный пахарь», «Серп и молот», имени Сталина, «Вперед к победе», «Труженик».

Зона обслуживания Овинищенской МТС: колхозы «Память Ильича», имени Кутузова, «Верный путь», «Доброволец», «Трудовик», «Новый строй», «Новая жизнь», имени Калинина, имени Ленина, «Красный маяк», имени Куйбышева, «Правда», «Победа», «Советский путь», имени Кирова, «Большевик», «Искра», «Тимошкино», «Путь Ленина», «Дружба».

МТС просуществовали до конца 50-х годов прошлого века, и, безусловно, сыграли положительную роль в развитии сельского хозяйства и жизни на селе в целом.  Возьмем для примера Весьегонскую МТС. Двигатель с трактора С-80 с генератором, установленный в мастерских, давал электричество на маслосырзавод, клуб, школу, медпункт, дома колхозников.  Культурному росту населения способствовало появление сельской интеллигенции в лице работников машинно-тракторной станции. Да и сам технический прогресс был очевиден.

Между тем, многие колхозы района окрепли и были сами в состоянии приобретать сельскохозяйственную технику и организовывать производственный труд (колхозы «Новая жизнь», «Вперед к коммунизму», «Победа», «Россия», имени Чапаева, «Новый строй» и другие).  Способствовало этому и укрупнение хозяйств. Поэтому в конце 50-х годов МТС были ликвидированы и вместо них созданы районные отделения «Сельхозтехника» с упором на ремонтно-снабженческие функции. 

Автор использовал в данной статье воспоминания Александра Ивановича Преснякова и Александра Александровича Стрельцова, а также газету «Весьегонская правда» № 81 от 28 августа 1957г.

ИСТОЧНИК:

Малышев Н. Ф. Малая родина - Любегощи / Н.Ф. Малышев, Т.А. Малышева ; отв. ред. В.М. Воробьев. - Тверь : Седьмая буква, 2016. - 122 с. : 18 л. ил.

Air Max 90 NS GPX Mid

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей