Как стирали и гладили на Руси в старину

Электричество на Руси еще не провели, утюгов никто не продавал, а стиральных машин и подавно не было. Белье и одежду на Руси ткали всегда, поэтому сундуки были наполнены. А что же делали в древности с грязной одеждой? Как стирали, как гладили?

Стирали хозяйки обычно на речке или в доме, в зависимости от времени года и количества накопившегося белья. Даже зимой возили на санках к аккуратно вырезанной мужиками проруби на речке. Из - за того, что вода в мороз была ледяная, белье не полоскали, просто клали прямо на сани и пока везли обратно, вода и стекала. Зато морозная свежесть придавала такой аромат. А вот стирать в бане считалось плохой приметой.

Сам процесс стирки выглядел примерно так: в дубовую бочку на дно клали раскаленные в печи или на костре камни. Затем заливали воду и заготовленный раствор щелока.

Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».

Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь, а помогал ей в этом ухват и каток.

Белье в бочке хорошенько пропаривали и начинали его мять и выбивать специальным вальком-колотушкой.

Вальки были у каждой хозяйки. Обычно преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата дарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька - туловищем, а перекрестие у основания – руками.

Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала. Их было принято украшать резьбой и дарить девушкам на праздники. Иногда для стирки пользовались вальками попроще, а красивые берегли и держали в доме как украшение.

Валек и рубель - два неразлучных предмета для глажки. На валек ткань наматывали, а рубелем катали. Кроме этого, рубель использовали во время стирки, ими колотили мокрые грубые холстины из льна. Белье тогда делали из грубых натуральных полотен и стирать его на руках не было никакой возможности. Вот, палками его и колотили, чтобы нити стали мягче.

При помощи рубеля в давние времена на Руси, женщины выглаживали постиранное белье.

Изготавливался он обычно из дерева березы и дуба. Хотелось бы отметить, что женщине надо было приложить огромные силы для эффективности данного приспособления.

Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.

Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый пустотелый, второй цельный. В одной из боковых торцевых сторон высверливалась резонаторная полость (не сквозная): звук получался громким и гулким. Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Рубелем хорошо подчёркивается исполнение всякого рода коротких арпеджио или форшлагов.
Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.

Изготовление
Для рубелей применяют древесину твёрдых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручка. Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков. Для этого на поверхности прочерчивают параллельные линии через определенные промежутки (15 мм) и делают пропилы глубиной 7 мм. Когда пропилы сделаны, с их краев косячком — стамеской срезают древесину в направлении пропила, получая углубления между валиками. В следующем этапе работы стамеской производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Поверхности граней на рубеле обрабатываются прямоугольным напильником и наждачной бумагой. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причём не насквозь.

В коллекции музея центральной библиотеки хранится два рубеля и два валька, которые хранят в себе память быта крестьян, использовавших их по назначению вплоть до середины прошлого века.

Источник:

"Живые традиции народов России";

Фонд содействия сохранению и развитию историко-культурных и духовно-нравственных основ Русской цивилизации – «Светославъ».

Щепетова Елена, библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей