Казанская церковь с.Чамерово

Казанская церковь с.Чамерово стоит на высоком берегу реки Сыроветки на том же месте, где когда-то в былые времена стояли древние храмы села. Общепринятая дата постройки основного здания – 1875 г., хотя внутренняя отделка, некоторые перестройки и возведение новых построек (колокольня, переход с лестницей в верхний храм, ограда вокруг кладбища) продолжались еще долгие годы.

Вид на Казанскую церковь с. Чамерово со стороны д. Хахилево. Лето 2020 г.

В этом году Казанской церкви с. Чамерово исполнятся 145 лет. В связи с этим (а также с празднованием престольного праздника – 21 июля День чествования Казанской иконы Божьей Матери) хотелось бы еще раз вспомнить основные вехи истории культового сооружения нашего села, а также рассказать о людях и их судьбах, которые посвятили данному храму и приходу всю свою сознательную жизнь.

Начнем издалека. Первая деревянная церковь упоминается в 1680-х гг. во имя «Казанския» иконы Божьей Матери. В то далекое время наш приход входил в состав Ростовской епархии. Село Чамерово было дворцовым. В 1720 г.  приход входил в Верховский стан заказа села Никольского, что на Высоке – поповский староста (аналог современного благочинного) поп Матфей. «В с. Чамерово 2 церкви, деревянные, во имя Воскресения Христова и во имя Казанской Б. Матери. Число притча: были 2 попа, дьячек и пономарь, а с 720г. еп. Георгием вновь определён диакон и дьячек , по челобитью приходских людей… во дворе поп Иван Филатов 45 лет вдов. У него сын Осип 7 лет да у того попа отец его поп Филат Герасимов 90 лет. Во дворе поп Иван Петров 42 лет. Он 1678 года рождения. У него дети Матфей 7, Федор 4 лет, Иван (одного)году. У него Ивана тесть поп Тимофей Кириллов сто (?) лет. Во дворе пономарь Григорей Артемьев 59лет».

В 1724г. служил священник Казанский Тимофей (Иванов сын).

В 1752г. – прихожане церкви  с. Чамерово, которое входило тогда в состав Ярославского уезда, подали прошение в Ярославскую духовную консисторию просили  об определении сына священника Василия Осипова в дьячки. 

В 1776 г. «Поп Иосиф Петров»  70  л. С супругою Марией Васильевной – 68 л. Бездетны.

В XVIII века в селе построили два деревянных храма – Казанскую церковь с приделом святителя Николая и Воскресенскую церковь.

В конце 1790-х- 1810-е гг. выстроили на деньги графа Мусина – Пушкина из с. Прозорово и прихожан вместо деревянных церквей первый каменный Казанский храм с трапезной в которой располагались Воскресенский и Никольский приделы – Никольский придел освятили в 1800 г., Воскресенский и главный Престол освятили в 1818 г., который просуществовал всего до середины XIX столетия и стал разрушаться, поэтому его разобрали. Вероятно, в это время в селе сохранялась ещё деревянная церковь, а может и целых две.

Из священно и церковнослужителей того времени упоминаются:

- в 1782 г. второй священнк Тимофей Иванов 58, вдов. Дочь Татьяна (Тимофеева) 21- в замужестве была тогож уезда в селе Сукове за пономарем Степаном Захаровым, а по овдовению жительство имеет Мологского уезда в селе Сутке у диакона Степана Тарасова.

- в 1795 г. тот же священник Тимофей Иванов 71 год, вдовец.

- диакон Казанский Борис Косьмин, служил с 1772 по 1819 гг.

- дьячок Казанский Григорий Косьмин, упоминается в 1778 г.

- дьячок Казанский Иоанн Борисов, упоминается в 1797 г.

- в 1812 г. упоминается Кузьма Казанский, по одним данным священник, по другим – он лишь диакон. 

- Григорий Григорьев (1769 - 10 ноября 1819) - пономарь, сын священника.

- пономарь Казанский Семион Борисов, годы служения: 1805-1829. 

- в 1845 г. -пономарь Иван Тимофеевич Образцов – 45л., жена его Елизавета Иванова -44г. Дети их: Афиноген – 21г., и Евдокия – 18л., Михаил – 16л., обучался на тот момент в Краснохолмском Духовном училище, и Иван -6л.  

- пономарь К.Б. Казанский.

- пономарь А.П. Веригин.

- священник Николай Сергеевич Виноградов (1818-1880). Родился 28 апреля 1818 г. в с. Княжево Бежецкого уезда, Тверской губернии. С 1841г. – студент Тверской Духовной семинарии, в 1842 г. вступил в брак с Анной Матфеевной Образцовой – дочкой священника с. Титовское (нынешнее Григорково) Христорождественской (ныне Троицкой) церкви – Матфея Ивановича Образцова. В том же году определён священником в с. Чамерово. От брака с Анной Матфеевной у о. Николая Виноградова родилось трое детей – Александр (будущий иеромонах Алексий – миссионер и известный, но ныне забытый синолог и востоковед), Константин (известный петербургский патологанат, оствивший после себя научные публикации) и Николай.  15 апреля 1849 г. на 23-м году жизни Анна Образцова скончалась.  «Отец мой нёс терпеливо крест вдовца и сосредоточил всю свою любовь на детей. Не желая расставаться с нами, он не отдавал нас в духовные училища, а нанимал учителей из кончавших курс семинарии…»  - вспоминал старший сын – иеромонах Александр (Виноградов) (1845-1919). Помимо выпускников семинарий с детьми о. Николая занимались: дьячки И.Т. Образцов и К.Б. Казанский, а также пономарь А.П. Веригин. 

Священник Николай Сергеевич Виноградов (впоследствии – протоиерей)

С 1853 г. о. Николай Виноградов является учеником митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Григория (Постникова) по миссионерскому классу для противодействия к расколу и уврачеваний его последствий, поэтому о. Николай являлся активным сторонником единоверия. В 1854 г. – он был награждён набедренником. В 1855 г. стал благочинным ряда приходов Весьегонского уезда и учителем церковно-приходской школы на безвозмездной основе. В 1857 г. был награждён фиолетовой скуфьей, в 1858 г. бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте за Крымскую войну 1853-1856 гг. С 1870 г. священник Весьегонского Богоявленского собора и надзиратель за строительством нового каменного храма в с. Чамерово. В 1878 г. был пожалован золотым наперсным крестом из кабинета Его Величества Императора Государя - Александра Николаевича. Скончался 3 августа 1880 г. в г. Весьегонске, погребён там же, очевидно, у церкви святых мучеников Кирика и Иуллиты, территория которой находится на дне рукотворного Рыбинского водохранилища. «По благодати Божией сей иерей много споспешествовал открытию единоверческой церкви в с. Пнёве (сохранилась, ныне Сандовский район – прим.) и созданию крестового благолепного храма во имя Пресвятыя Богородицы Ея иконы Казанская, что в с. Чамерово, Весьегонского уезда Тверской епархии». 

Иеромонах Алексий (в миру – Александр Николаевич Виноградов) – сын о. Николая Виноградова

Константин Николаевич Виноградов (1847—1906) — российский патологоанатом

Итак, с 1853 г. о. Николай Виноградов, возможно, в нашем селе не служил, так как часто был в отлучке и нес послушания на других приходах, но он активно помогал своему первому приходу при строительстве нового храма и свято свои обязанности соблюдал ответственного за постройку нового каменного просторного храма. Где справлялись все богослужения – это нам неизвестно, но вероятно, в селе сохранялась ещё старинная деревянная церковь конца XVII века. Храм в с. Чамерово строился на пожертвования прихожан, преимущественно зажиточной части, с каждого двора поставляли яйца, белок которых добавляли в раствор для строительства. Помимо этого, в 1873 г. в Чамерово проводили первую в Весьегонском уезде выставку-ярмарку сельскохозяйственной продукции. На эту ярмарку съехалось более тысячи человек, среди них – множество местных купцов и помещиков Весьегонского уезда. Среди чамеровских старожилов всегда бытовало мнение о том, что в проектировании плана будущего храма принимал непосредственное участие священники Николай Виноградов и Николай Присёлков, мол, их мнения учитывались при проектировке храма епархиальным архитектором. 

Итак, храм был построен в 1873 - 75 г., полностью освящён к 1879 г., нижняя церковь была освящена еще в 1872 г. В Казанской церкви согласно проекту 6 алтарей (но освящены были 4 престола – два в нижней церкви и два – в верхней); две церкви: нижняя (зимняя, тёплая) и верхняя (летняя, холодная). Главный нижний Престол освящён в честь Воскресения Христова (Воскресения Словущего) – 13/26 сентября, правый нижний придел в честь Святителя Николая Чудотворца- 6/19 декабря и 9/22 мая. Главный верхний Престол освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери – 8/21 июля и 22 октября/4 ноября, правый летний придел в честь Преображения Господня – 6/19 августа. Алтари левых приделов не освящены и используются под ризницы, где хранится церковная утварь и облачения.  Деревянная лестница на второй этаж храма располагалась в западном притворе у южной стены. В 1893 г. по проекту епархиального архитектора В.И. Кузьмина, при о. Иоанне Присёлкове, построена отдельно от здания храма колокольня (план её был утверждён в январе 1889 г.). Переход с двухмаршовой лестницей между храмом и колокольней возведён в 1904 - 05 гг. по проекту 1901 г., составленному архитектором В.И. Назаровым. Кирпичные стены здания были оштукатурены и побелены, цоколь был сложен из гранита. В 1903 г. работы проводил архитектор А.П. Фёдоров.

- священник Николай Иванович Присёлков (1823/25 – 1890) родился в г. Калязине. С1845 по 1854 /по другим данным после 1866 г./ священник с. Кукса Калязинского уезда. С 1854 г./по другим данным после 1866 г., т.к. в 1866 г. в Куксе у него родился сын Александр/ служил в с. Чамерово. В 1855 г. был награждён набедренником. Скончался 29 мая 1890 г. и был похоронен за алтарём Казанской церкви.  Он пожертвовал личные средства на развитие Красного креста в русско- турецкую войну в 1878 году. В 1894 г. умерла его супруга Параскева. На средства прихожан им был установлен приличный памятник, который сохранился до наших дней за алтарем Казанской церкви. На нём есть цитата из Первого соборного послания Иоанна Богослова (гл.3; стих 18): «Дети мои! Станем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною». Его дети: Матфей Николаевич Присёлков был священником Успенской церкви с. Чернецкое, Захарий Николаевич Присёлков – священник Троицкой церкви с. Любегощи, организовавший в селе первую библиотеку, Александр Николаевич Присёлков (1866-1937) был учителем. После стал священником. Родился в с. Кукса 20 августа 1866 г. Служил в с. Гостиницы, Махсатинского района, арестован 8 августа 1937 г., 13 сентября осужден, а 17-го – расстрелян. Реабилитирован посмертно в 6 июня 1989 г.   Были еще сыновья о. Николая: Николай, Арсений, Василий (В 1881 – 1885 гг. учитель Чамеровского народного училища Василий Приселков рукоположен во диакона в Зубцовский уезд село Березуй, затем был священником Казанской церкви с. Шаблыкино, ныне Краснохолмского р-на), Иван унаследовал приход своего отца. Это только 7 сыновей. Было еще у него 4-ре дочери.

Дети о. Иоанна – Борис, Алексей и Анастасий Ивановичи (известные мне). Борис Иванович Присёлков сделал военную карьеру в годы Первой мировой войны, на военной службе он был с 1913 г., в 1917 г. согласно указу отправлен в отставку в чине офицера после которой прибыл в Чамерово, где по просьбе кулаков возглавил Савинское восстание 11-13 июня 1918 г. Именно он возглавил сопротивление отряду Красной армии при становлении Советской власти в Весьегонском уезде. Все события происходили в с.Чамерово а закончились на поляне между дд. Савино и Ульяниха при слиянии рек Сыроветка и Добрица.  Восстание было подавлено, Борис Иванович незаметно утёк из села, а арестовали в итоге его брата Анастаса.

В 1901г. наш приход был описан в Тверском епархиальном статистическом сборнике И.И. Добровольского. Итак, согласно этому описанию Казанская церковь с. Чамерово 2-х этажная, постройки 1875 г. Капитал храма: 1400 рублей билетами и наличными 122р. 64к. Церковные здания: каменная сторожка (разобранная в мае 2013 г.), деревянный (в Советское время колхозный, ныне пустующий) амбар, деревянный сарай и 12 лавок. Церковные земли: усадебной 1десятина, 1350 саженей; пахотной 24 десятины, 962 сажени и в пустоши Палехове (в 12 верстах от церкви) сенокосной 29десятины, 1680 саженей. Церковные документы: опись 1849г., метрика с 1780г., исповедальные с 1832г., план на землю. Притч: по штату положено 1священник, 1диакон, 1псаломщик.

На лицо: священник Иоанн Николаевич Присёлков 34л., учился в семинарии, в службе с 1886г., священник с 1890г., награждён набедренником в 1895г. Диакон Василий Петрович Мальцев 31г., в службе с 1889 г., диакон с 1892 г. Псаломщик Иван Иванович Смирнов 22л., в должности с 1897 г. Его жена Мария Егоровна Смирнова упоминается в 1913 г. как вдова, сдающая в аренду свой дом. Церковный староста: Александр Андреевич Руссков, в должности с 1893г.

Содержание притча: Жалованье 141р.12к., с капиталом 1310рублей и годового дохода 1000р.

Прихожане:

В с.Чамерово 65дв., 213м.,230ж.              Осорине 12дв., 40м. 30ж.

Хахилево 20 дв., 81м. 111ж.                      Хмельневе 14дв., 50м. 48ж.

Ульянихе 49дв., 133м. 154ж.                     Комлеве 16дв., 41м. 57ж.

Паскине 15дв.,47м. 54ж.                            Фёдове 11дв., 28м. 45ж.

Дудине 30 дв.,72м. 73ж.                            Круглихе 19дв., 53м. 72ж.

Мышкине 21дв., 68м, 71ж.                        Станине 10дв., 28м. 36ж.

Савине 22дв., 64м., 76ж.                            

Чурилкове православных 40дв., 110м. 108ж., раскольников 10дв., 15м. 35ж.     

В той же деревне была деревянная часовня пророка Ильи 1849 г., которая не сохранилась.

У И.И. Добровольского не учтены деревни Острецово (постоянного населения нет) и Дьячково (ныне урочище). 

В селе проходило четыре ярмарки: одна 8 мая, на день памяти Иоанна Богослова, в канун Николы Вешнего и 22 октября, 8 июля – в день Казанской иконы Божьей Матери и в Вербное воскресенье.

Теперь описание самого чамеровского храма снаружи:

«Храм построен в русско-византийском стиле тяготеет по форме к тоновской архитектуре. Храм крестовокупольный, четырёхстолпный, пятиглавый на высоком подклепе, обладает крупными монументальными формами. Мощный четверик со скругленными углами завершён полуциркульными закомарами. Центральный массивный световой барабан с крупной главой возвышается над малыми декоративными главами с восьмигранными барабанами.С запада к храму примыкает узкий переход, соединяющий храм с высокой трёхъярусной колокольней. Уменьшающиеся к верху ярусы звона увенчаны «короной из кокошников и главой. Декоративное убранство фасадов отдельных частей здания стилистически неоднородно. Фасады обработаны спаренными лопатками, высокие арочные окна без обрамления, лишь тройные «византийские» окна верхнего храма и окна центрального барабана имеют скромные наличники.  Переход напоминает галерею, пронизанную двумя рядами полуциркульных окон и ниш. Нижний ярус колокольни  и завершение выполнены в русском стиле, в оформлении верхних ярусов преобладают черты позднего классицизма».

В 1914/15 году служили:

- Священник Иоанн Приселков 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 24 года, т.е. с 1890 г.

- диакон Василий Мальцев 46-ти лет, из 1 класса семинарии, на службе 23 года, в Казанском храме 22 года, т.е. 1892 г.

- Псаломщик Николай Карпов 37-ми лет, на службе 5 лет, т. е. с 1909 г. (1924 г. он был пожизненно лишён избирательных прав)

Прихожан в деревнях: Хахилево, Круглиха, Станино, Мышкино, Дудино, Осорино, Федово, Ульяниха, Паскино, Хмельнево, Савино, Комлево, Чурилково - 1161 мужчина и 1302 женщины, раскольников - 8 мужчин и 15 женщин. 

Как мы уже выше сказали, что при установлении Советской власти в Весьегонском уезде в Чамеровской волости произошло т.н. «Савинское восстание», которое происходило с 11-13 июня 1918 гг. О нём подробно рассказывается в книге А. Тодорского «Год – с винтовкой и плугом». Там есть сцена, где некий красноармеец в нервном напряжении ударяет чамеровского священника, а некий гражданин Токарев вступается за пострадавшего. После всех этих приключений о. Иоанн остаётся в селе. До 1917 г. он являлся попечителем земского училища д. Бельское, хотя Бельское было всегда приписано к Чисто-Дубровскому церковному приходу. В 1929 г. он был лишён пожизненно избирательных прав и умер в 1930 г., был похоронен в с. Чамерово. Захоронение его утеряно. Его вдова – Присёлкова Евгения Дмитриевна (урожд. де-Тельс, дворянка) также была лишена избирательных прав как живущая на нетрудовые доходы. В последствие имущество Присёлковых было конфисковано в связи с раскулачиванием, а дом был отнят. В доме Приселковых в Советское время жила учительница истории Чамеровской школы Анна Александровна Зорина.

Священник Приселков Иоанн Николаевич (1864/6-1930). Фото из архива Александра Александрова

В это же время лишён избирательных прав как бывший церковный причетник был Алексей Алексеевич Таракашкин из д. Хахилево. Его жена – Анна Таракашкина всю жизнь пела в церковном хоре и умерла 14 января 1993 г. Старостой храма в те годы был Громов Степан Васильевич из д. Сажиха.  В селе проживала также Мальцева Таисия Петровна. Вдова священника, умершего в 1926 году, но какого - неизвестно. Она была лишена избирательных прав.

Приселков Анастос Иванович. Сын Чамеровского священника Иоанна Николаевича Приселкова. Фотография из личного архива Александра Александрова

В это время, заменяя уже престарелого и больного о. Иоанна Присёлкова в с. Чамерово совершал своё служение Николаевский Александр Алексеевич, 1902 г.р., уроженец гор. Калязина, который с 9-летнего возраста находился при Макарьевском мужском монастыре г. Калязина, являлся псаломщиком. Окончил церковно-приходское училище, потом семинарию. Служил в церкви Казанской иконы Божьей Матери в селе Чамерово, затем был назначен священнослужителем в Троице-Пятницкий монастырь. В момент ареста в августе 1937 года имел шестерых детей: дочь Серафима 13 лет (с 18 лет ушла на войну, дошла до Берлина), дочь Маргарита 10 лет, сын Вениамин 8 лет, дочь Галина 7 лет, дочь Елена 4 лет, дочь Алевтина 1год 4 мес. В том же году постановлением тройки УНКВД Калининской области был заключён в места лишения свободы на 10 лет. Вскоре после ареста умерла дочь Елена. В мае 1939 года умер в местах лишения свободы на территории Республики Карелия /в БелБалтлаге/. В 1989 году - реабилитирован.

Священник Николаевский Александр Алексеевич с семьёй

После о. Александра в селе служил священник Федотов Василий Харламович. Родился в с. Чамерово в 1890 г. Священствовал в Чамерово с 1929 – 1931 г. Арестован 17 марта 1931 г. и 20 апреля того же года осуждён по ст. 58 – 10 УК РСФСЗ и приговорен к трём годам ссылки. Реабилитирован 16 января 1989 г.

- священник Пономарёв Иоанн Сергеевич, 1887 г. из крестьян. Он приехал из с. Дроздеево, которое ныне не существует. Там он был священником Успенской ц. – это была Мартыновская волость. В 1924 г. в Дроздееве он был лишён избирательных прав пожизненно. В Чамерово служил с 1931 г. Был арестован 30 января 1934 г. и обвинён по статье 58 п.10, 11 УК РСФСР. Приговорён: Тройкой ПП ОГПУ 26 февраля 1934 г. к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Реабилитирован 12 февраля 1960 г.

После него священником был Паутов Иоанн Фёдорович уроженец д. Крапивкино Мартыновской волости. Родился 24 марта 1905 г. Окончил Тверскую Духовную семинарию. Был диаконом при Троицкой ц. с. Кесьма, с 1934 г. священник в с. Чамерово, проживал в д. Хахилево. Арестован 3 октября 1937 г. и отправлен на поселение в Архангельск, затем в Соловецкий лагерь особого назначения, где и погиб в 1940 г. Реабилитирован 16 января 1989 г. 

Диаконом в те годы был Чекалов Владимир Дмитриевич, который в 1928 г. был пожизненно лишён избирательных прав. Его арестовали 27 июня 1937 г. Приговорён Тройкой УНКВД 27 сентября 1937 г. Был обвинён в Антисоветской агитации и расстрелян 1 октября 1937 г. Реабилитирован 5 июня 1961 г. 

В 1937-1941 гг. священником был по смутным воспоминаниям старожилов Иннокентий Васильевич Мальцев. О нём пока ничего неизвестно. Возможно, что он и не был священником – а просто служащим церкви, а запомнился почему-то людям особо. Но мы знаем, что его супруга Надежда Григорьевна Мальцева (1900-1982) всю жизнь прожила в д. Хахилево. Похоронена в с.Чамерово. Дочь её Зоя Иннокентьевна (1932-2008) была казначеем и алтарницей Казанской ц. с. Чамерово. Последний представитель этой священнической фамилии – Мальцев Виктор Иннокентьевич доживает свой век в родовом гнезде в д. Хахилево.

В 1944 г. на службе в храме упоминается священник Мальцев Василий Петрович, который в своё время с 1892 г. был диаконом нашего храма. Он родился в 1870 г. Дата смерти его неизвестна, как и место захоронения.

В 1956 г. настоятелем в Казанский храм с. Чамерово был назначен Даниловцев Михаил Сергеевич (1884-1968).

Митрофорный протоиерей Михаил Сергеевич Даниловцев (1884-1968). Фотография из личного архива Шуруповой Н.М.

 «Родился в 1884 г. В 1904 г. окончил Вологодскую Духовную семинарию. Учился в Петербургском университете на физико-математическом факультете. В Москве получил педагогическое образование и с 1923 г. работал преподавателем. Во время Великой Отечественной войны он потерял всю семью- жену, дочь и трёх сыновей. В 1952 г. был рукоположен во иерея и четыре года служил в Степуринском приходе, Вологодской епархии. В 1956 г. о. Михаил был назначен настоятелем Казанского храма с. Чамерово, Весьегонского района, Калининской епархии, а в 1965 г. – Спасской церкви с. Сутоки Памятником трудов о. Михаила является церковь с. Чамерово, им восстановленная и оборудованная и украшенная. В 1966 г. по состоянию здоровья вышел за штат. Скончался 5 апреля 1968 г.».  О. Михаил имел из наград крест с украшением и митру, ходил, опираясь на трость. Также после него остались фотографии. На одной из них 1964 г. его рукой была сделана запись: «На добрую и вечную память дорогой Евдокии Ивановне Токаревой (алтарница – прим.) в память о совместной службе в храме Казанской Б.М. с. Чамерово, от протоиерея о. М.С. Даниловцева. 1964-й год».

Митрофорный протоиерей Михаил Сергеевич Даниловцев в Казанской церкви с. Чамерово, 1964 г.

После о. Михаила в храме недолго служил престарелый протоиерей Василий Иванович Плетнёв, о котором ничего неизвестно. Умер 3 декабря 1967 г. Его супруга – Валентина Ивановна скончалась раньше - летом 1965 г. Оба похоронены за алтарём Казанской церкви.  

В 1967 г. научные сотрудники Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва В.В. Кириченко, Г.В. Попов и их коллеги посетили город Весьегонск и многие селения нашего района. В нашем крае специалисты древнерусского искусства обнаружили замечательные произведения иконописи первой половины XV века. Так, в храме с. Чамерово была обнаружена икона апостола Павла, в с. Чернецком - икону Преображения Господня, в храме Рождества Христова в с. Григорково - образ Николая Чудотворца с клеймами, изображающие его жизнь; а в с.  Пылёве - икону Божьей Матери «Знамение». Образа после надлежащей и тщательной реставрации были переданы в постоянную экспозицию Музея древнерусского искусства.

Икона апостола Павла из церкви села Чамерово - замечательный памятник русского искусства середины 15 столетия. Образ экспонировался на международных выставках в Голландии, Швейцарии, Бельгии, Италии, ФРГ, Франции. Репродукции этого памятника древнерусской иконописи помещены на многих отечественных и зарубежных изданиях.

Ап. Павел, икона из Казанской церкви с. Чамерово. Изображение воспроизводится по изданию: Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М.: Северный Паломник, 2007

Священники с 1967-69 гг. – неизвестны.

С мая 1969 г. настоятелем храма стал согласно архивным документам Петр Алексеевич Зайцев (1931-1978), из священнической семьи. Он родился в 1931 г, прошел службу на военно-морском флоте, в 1964 г. окончил Ленинградскую духовную академию, женился на Валентине, уроженки с. Сукромни, Бежецкого района. В 1964 г. принял священный сан, служил в г. Зубцове, затем в Кашине, затем его перевели в Чамерово.

В приходе его именовали «Алексеич» и очень любили, несмотря. На фотографии от 16 августа 1969 г., где он сидит вместе с супругой на табуретах под деревом в саду, на обороте им оставлена запись: На молитвенную память т. Дуне от о. Петра и матушки Валентины».

Вторая фотография была сделана вначале 1970-х гг. у храма вместе с неизвестным священником и несколькими членами Церковно-исполнительного органа. 

8 июля 1971г. в Казанской церкви с. Чамерово экспедицией Калининской областной картинной галереи обнаружены и взяты на учёт следующие произведения искусства:

1)            Икона «Спас». Кон. XVII, нач. XVIIIв.

2)            «Спас на престоле». Кон. XVII, нач. XVIII в.

3)            «Введение во храм», XVII в.

4)            «Троица Ветхозаветная», XVII в.

5)            «Крещение», XVII в.

6)            «Преображение», XVII в.

7)            Скульптура «Распятие», дерево XIX в.  – нижняя церковь.

8)            Скульптура «Христос скорбящий», XIX в. 

9)            Казанская икона Богородицы. Кон. XVII, нач. XVIII в.

10)         «Владимирская».  Кон. . XVIII, нач. XI в.  

На другой день, 9 июля 1971 г. обрушились гонения на старосту храма Параскеву Гавриловну Яковлеву (1914-2004) и Харалампия Колескова. Параскева Гавриловна была снята с должности, на её место была назначена Листикова Анастасия из д. Ульяниха.

Справка от 3 декабря 1972 г.

Настоятель: Зайцев Пётр Алексеевич, оклад месячный 100 рублей, служит с мая 1969 г. 

2-й священник – (нет)

Дьякон – (нет)

Псаломщик: Яковлева Параскева Гавриловна, 60 рублей, на службе с 15 октября 1960 г.

Церковный исполнительный орган (ЦИО)

Председатель: Краюхина Агафья Станиславовна, в должности с 1-го января 1967г.

Зам. Председателя: Смородинова Надежда Николаевна, с 28 мая 1959 г.

Казначей: Смирнова Евдокия Степановна, с 28 мая 1969 г.

Прочий персонал:

Сторож и истопник: Зайцева Валентина Ильинична (супруга о. Петра – прим.), с 10 ноября 1972 г.

Алтарница: Токарева Евдокия Ивановна, с 15октября 1960 г.  (по совместительству просфирница). 

Священник Петр Зайцев скоропостижно скончался в Троицкую родительскую субботу, 17 июня 1978 г.

Далее до 1980 г. у нас нет никаких данных о священниках с. Чамерово. Предположительно до 1980 г. их было двое.

Псаломщица Яковлева Параскева Гавриловна, Смородинова Надежда (впоследствии казначей), супруга священника Петра Зайцева – Валентина, 1970-е гг. Фотография из личного архива Чеботарь Александры (г. Санкт-Петербург)

«Заявление от Исполнительного органа Казанской церкви с. Чамерово к секретарю Весьегонского райисполкома Кузнецову Н.А.

1)            Сообщаем сведения по поводу ограбления нашего храма, совершённым в ночь с 6 на 7 марта этого года.

Преступники проникли в храм через окно, перепилив решётку. С дверей храма они перепилили 3 замка. 7 марта в 13 ч. 30 минут алтарница Мария Виноградова, войдя в церковь, первая заметила, что в ней побывали воры.

2)            Сообщаем полный перечень похищенных предметов:

1)            Чаша серебряная

2)            Дарохранительница серебряная 

3)            Дароносица серебряная

4)            Ковшик серебряный

5)            Тарелочка из белого металла

6)            Крест напрестольный серебряный

7)            Кадило серебряное

8)            Дароносица из белого металла

(изделия мастерской Московской Патриархии)

9)            Крест напрестольный, медный

10)         Трёхсвечник бронзовый

11)         Икона Богородицы в медном окладе (маленького размера)

12)         От медной Дарохранительницы отломана верхняя часть

13)         Церковная кружка с пожертвованием.

14)         Разбита одна икона.

Стоимость этих предметов нам неизвестна.

3)            Сейфа не имеем, но в ближайшее время приобретём. В настоящее время у нас сторожей нет, но мы пытались найти, (до лета 1979 г.) сторожа были, но вынуждены были отказаться от своей работы, так как их лишили пенсий.

4)            Последняя опись церковного имущества проводилась в 1976 г.

Имеется у нас на руках опись этого времени.

Члены исполнительного органа:

1.            Церковный староста: Листикова

2.            Помощн. Старосты: Смородинова

21 марта, 80 год». 

В июне 1980г. временно совершал своё служение священник Виктор Яковлевич Кухарев (1927-2017). Соответствующая справка от 3 июня под  № 72 о том «что Кухарев Виктор Яковлевич является временно исполняющим обязанности настоятеля религиозного общества Казанской церкви, находящегося в с.Чамерово Весьегонского района» были даны ему на: 7,8, 14,15, 21, 22, 28 и 29 июня 1980 г. (на все субботы и воскресенья) от уполномоченного по делам религии Б.В. Шантгай.

Родился о. Виктор 24 января 1927 г. в д. Добывалово Новгородской области. В 1942 г. добровольцем, не дождавшись призывного возраста. Ему тогда только исполнилось 15 лет. Служил он в 159 Аэродромном полку ПВО связистом. Награжден боевыми наградами: медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги». В приказе о награждении медалью «За боевые заслуги» отмечено: «Радиотелеграфист 3-й батареи ефрейтор КУХАРЕВ Виктор Яковлевич за то, что отлично овладел радиоделом, держит бесперебойную связь батареи со штабом полка. Своевременно передает оповещение о появлении авиации противника». В звании старшего сержанта Виктор Яковлевич Кухарев встретил День Победы на окраине Берлина. В действующей армии прослужил до 1950 г. В 1960 г. 31 января архиеп. Псковским и Порховским Иоанном (Разумовым) был посвящён в диаконы, вскоре и в священники 6февраля. Служил на сельских приходах Псковской, Новгородской и Калининской епархий. Закончил МДС в 1974 г. и являлся (с 1974 г.) штатным священником Спасского кафедрального собор. В свое время старейшим священником Бежецкой и Весьегонской епархии. Скончался 30 сентября 2017 г. и был похоронен в г. Бежецке. Супруга его - Антонина, имел 8 детей и 10 внуков. За усердные труды во благо Святой Церкви протоиерей Виктор Кухарев награждён орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени и орденами святого благоверного князя Димитрия Донского III и II степени.

Протоиерей Виктор Яковлевич Кухарев (1927-2017)

После о. Виктора в с. Чамерово с 1980-82 гг. служил священник Виктор (в монашестве – иеромонах Сергий) Швырков 1954 г.р. (родился 29 мая). Диакон с 1975 г. Священство и монашество 1980 г. В Чамерово жил и похоронен его отец – Швырков Георгий, умерший в 1982 г. В 1985 г. Окончил Московскую Духовную Семинарию, в 1999 г. – Московскую Духовную Академию.  Архимандрит (архимандрит с 2005 г.) Сергий (Швырков) до 2019 г. являлся клириком Тверского Воскресенского кафедрального собора. Указом Высокопреосвященнейшего Саввы от 24 января 2019 г. он переведен в клир Христорождественского женского монастыря  г. Твери. В 2009 г. был награждён орденом  прп. Серафима III степени.  О. Сергий приезжал в село 20-21июля 2006 г. на престольные торжества и сослужил Архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору (Олейнику).  До сих пор он поддерживает связь с нашим приходом.

Священник Швырков Виктор Георгиевич (в монашестве – о. Сергий) со своим отцом.

«Справка о штате религиозного общества Казанской церкви с. Чамерово на 1декабря 1980г.

Настоятель: Швырков Виктор Георгиевич, оклад 150 рублей.

Второй священник – (нет)

Псаломщик – (нет)

Церковный исполнительный орган:

Председатель Листикова Анастасия Васильевна.

Помощн. Председателя: Смородинова Надежда Николаевна.

Казначей: Краюхина Варвара Ивановна.

Прочий персонал:

Чтец – (нет)

Алтарница: Виноградова Мария Андреевна.

Сторож: Маппичев Василий Михайлович, 70рублей. (умер в 2015 г. – прим.)

Далее настоятелем храма с 1982-86 гг. был священник Василий Игнатьевич Савчук (1937-1997). 

Родился в с. Дмитровичи Каменецкого района, Брестской области, Белорусской  СССР в крестьянской семье. В 1963 г. окончил Московскую Духовную семинарию, 1963-65 гг. – Московскую Духовную академию. Служил: в Бежецке (1965-69), Весьегонске (1969-71), Торопце (1971-76), Красном Холме (1978-82), затем Чамерово, а с 1988 г. – с. Николо-Гора, Первомайского района, Ярославской области. Умер 3 марта 1997 г. и был похоронен в с. Николо-Гора.  Супруга его – Валентина была в Чамеровской церкви псаломщицей.  «Справка. Настоящим подтверждается, что Савчук Василий Игнатьевич проживающий в с. Чамерово, Весьегонского района, является настоятелем религиозного общества Казанской церкви с. Чамерово, Весьегонского района, Калининской области. Уполномоченный по делам религий при Совете Министерств СССР по Калининской обл. – А.В.Соколовский. 25августа 1882 г. N22».

Список церковной «двадцатки» на 18января 1983 г. с. Чамерово Казанской церкви.

1)            Яковлева Параскева Гавриловна 1914 г.р. с. Чамерово, поёт в хоре (псаломщица) (умерла в 2004- прим.)

2)            Смородинова Надежда Николаевна 1907 г.р. д. Беняково, заместитель председателя церковного Совета (умерла в 1990 г. – прим.)

3)            Краюхина Агафья 1908 г.р., д. Ульяниха, член ревизионной комиссии.

4)            Таракашкина Анна 1906 г.р., д. Хахилево, поёт в хоре (умерла 14 января 1993 г.- прим.)

5)            Токарева Евдокия 1905 г.р., с. Чамерово

6)            Балтина Параскева 1902 г.р., д. Хахилево

7)            Тихомирова Елизавета Никифоровна, 1907 г.р., д. Ульяниха ( умерла в 1989 г.-прим.)

8)            Листикова Анастасия Васильевна, 1912 г.р., д. Ульяниха, председатель церковного Совета. (умерла в 1996 г.- прим.)

9)            Краюхина Варвара Ивановна 1907 г.р., казначей. 

10)         Букалева Клавдия, 1912 г.р.

11)         Березина Анна Корниловна, 1908 г.р.

12)         Виноградова Мария Андреевна, 1918 г.р., с. Чамерово, алтарница

13)         Миронова Мария, 1914 г.р., д. Чурилково

14)         Токарева Аграфена, 1917 г.р., с. Чамерово

15)         Зиновьева Параскева, 1904 г.р., д. Чурилково

16)         Лихачёва Надежда Васильевна, 1912 г (на самом деле 1916 г.р.-прим.), с. Чамерово (умерла в октябре 2016 г.-прим.)

17)         Миронов Василий, 1905 г.р., д. Чурилково (умер в 1988 г.-прим.)

18)         Зайцева Таисия, 1925 г.р., д. Хахилево, председатель ревизионной комиссии

19)         Иванова Анна Ивановна, 1910 г.р., д. Станино

20)         Пыжова Анастасия, 1914 г.р., д. Круглиха

21)         Савинова Мария, 1922 г.р., д. Лопатиха

22)         Смородинова Вера, 1921 г.р., д. Боловино

23)         Трешкина Мария, 1903 г.р., с. Чамерово

24)         Зорина Антонида, 1928 г.р., с. Чамерово

25)         Зайкова Александра, 1912 г.р., д. Дюдикова

26)         Локутина Павла, 1920 г.р., д. Сиротка. 

С 1986-1992 гг. настоятелем храма являлся Александр Дмитриевич Мискин. 

Прихожане с. Чамерово с свящ. Александром Мискиным. В Чамерово служил с 1986-1992 гг.

Родился 26 сентября 1956 г., окончил ПТУ в 1974 г., Пастырско-Богословские курсы в 2013 г.

С 15 июля 1979 г. – диакон, а с 20 января 1980 г. В настоящее время является настоятелем Богородицерождественской церкви с. Поречье, Калязинского района. В 2007 г. награждён крестом с украшением.  В 1987 г. в Казанском храме о. Александр крестил Алексея Беляева, будущего игумена  Довмонта.

Это было так: «… – Звучит странно: «Церковь открылась в колхозе»: несоветские реалии в советских условиях.

– Да. Это были, знаете, выезды студентов на картошку.

– Как не знать!

– Вот, и мы, студенты художественного училища, первые месяцы учебы проводили в полях. Жили у местных жителей, а работали в колхозе. Бабушка, у которой мы жили на квартире, в сельском доме, в избе, баба Надя, она церковница была, она ходила читать Псалтырь по усопшим. Раньше были такие бабушки, их монашками называли, они, если кто умрет, приходили ночью читать над гробом Псалтырь перед тем, как похоронить. Ее звали читать, она такая верующая была женщина, и она меня увидела в церкви. Туда я зашел очень просто: увидел храм рядом с нашими полями, ну и пошел вечером. Можно даже сказать, ринулся. Пришел, а там баба Надя.

И после этого она сразу меня начала… ну не то чтобы в чем-то убеждать, а как-то отмечать особо, что ли. Иногда даже пирожком каким баловала. Так-то она кормила нас всех вместе – ей колхоз выделял деньги, и она варила картошку, ну чего-то простое делала: молоко, картошка, хлеб, щи…

– А купить можно было что-нибудь?

– В магазине – иди, покупай. Ну что можно было тогда купить? Выбор был небольшой. Перестройка, все по талонам.

Но перестройка перестройкой, а я захотел принять Крещение. Причем именно в той самой сельской церкви.

– Как называется это село?

– Чамерово Весьегонского района Тверской области. Казанская церковь. А бабы Нади я даже фамилии не знаю, она так и осталась: баба Надя и баба Надя. Крестили меня после всенощной на Рождество Богородицы, а наутро была Литургия. Меня крестил отец Александр Мискин, он сказал: «Тебе причаститься надо, я тебе частицу оставлю, ты с утра ничего не ешь, и, когда будет возможность, ты придешь, и я тебя причащу». А Господь так устроил, что с утра такой ливень пошел, и нас в этот день от работы освободили. Мы скорее с бабой Надей в храм, пока идет Литургия. Вот тогда он меня исповедовал, хотя я был крещен, но все равно он со мной на исповеди поговорил. Он мне интересно сказал, что сначала он подумал: вот какой-то парень стоит и, видно, не нашей веры, потому что не крестится, не осеняет себя крестным знамением. А я считал, что раз я не крещеный, то мне и креститься нельзя. Я просто так стоял, и все. Я ему так и объяснил, что я не ищу никакой другой веры, просто я думал, что некрещеному нельзя осенять себя крестным знамением. И у меня уже возникло четкое желание служить, и я сказал ему, что хочу свою жизнь связать с Церковью. И он тогда написал письмо своей сестре. У него сестра была замужем за протодиаконом отцом Михаилом Мельниковым в Калинине. Он служил в «Белой Троице», это был единственный действующий храм на весь город. Он сказал мне: «Ты сходи туда, он человек образованный, семинарию закончил, он тебя направит, куда надо». И я действительно пошел туда, когда приехал в Калинин, познакомился с отцом Михаилом. Он закончил Московскую семинарию в Троице-Сергиевой Лавре. И он меня научил читать и пению. Это, конечно, было такое суровое обучение: что-нибудь не так, он тебе – бах! Сам он пел в хоре архимандрита Матфея (Мормыля), а там воспитание тоже было суровое, поэтому у него такие же методы были. Но, в общем-то, я был рад…

– В храме вы почувствовали себя вернувшимся домой?

– Да. Мне было 17 лет, 1987 год. Хотя храм пустой абсолютно, там три-четыре старушки, которые поют. И тем не менее такое ощущение, что это то место, куда шел. Где никто никому ничего не доказывает, не давит… Меня никто не пытался агитировать или вовлекать. Просто, когда я принял Крещение, стал православным, я как бы попал в семью. И эти бабушки, которые там пели, стали меня воспринимать как будто я их внучок: «Ты обязательно зайди в сторожку чайку попить после службы». Там эти бабушки собирались…

– Эти знаменитые приходские трапезы бедных времен! Когда сухарь был вкуснее бутерброда с красной икрой. Когда печка греет лучше, чем современные системы отопления…

– Да, так было. Еще эти милые бабушки, подвижницы, пекли просфоры, и я захотел сам научиться: «Можно, я буду приходить помогать вам?» – «Ладно, приходи». Они научили меня. А еще ведь тогда литературы не было же никакой, и они собирались читать…

– Переписанные акафисты, наверное, у них были.

– Какие – «переписанные»! У них были огромные Четьи Минеи издания, наверное, XVII века на церковнославянском языке. Они вечером собирались в сторожке. Была такая баба Надя, она хорошо знала церковнославянский язык и читала жития святых, а все сидели и слушали. Или дома собирались у алтарницы бабы Маши …»

Отрывок из интервью.

Священник Александр Мискин с чамеровскими и романовскими прихожанами у Преображенской церкви Николо-Высоки. Конец 1980-х - нач. 1990-х гг.

В 1993 г. в село приехал новый настоятель храма – священник Николай Григорьевич Карпец, 1965 г.р. И вот уже 27 год он священствует в нашем селе.

К этому времени «старая гвардия» начала уходить в мир иной. Многие по старческой немощи всё реже и реже посещали храм, некоторые, как слепая Ирина, проживали при церковной сторожке. Последнее пристанище на чамеровском погосте нашла Екатерина (Стронгина) – одна из последних насельниц Троице-Параскево-Пятницкого женского монастыря, который существовал на Камне. В 1993 г. умерла Таракашкина Анна, в 1996 г. после болезни бывшая староста – Листикова Анастасия. Но появились и новые люди. Так в церковный хор пришла, вышедшая на пенсию учительница начальных классов Чамеровской школы – Соколова Галина Андреевна из с.Чамерово 1935 г.р. Алтарницей стала Зоя Иннокентьевна Мальцева (1932-2008) из д. Хахилево, потом стала казначеем при церкви и работала таким образом до 2006 г., а после тяжело заболела. Параскева Гавриловна Яковлева продолжала петь на клиросе практически до начала 2000-х гг., умерла в Чамеровской больнице в 2004 г. Из с. Суково храм посещала Белякова Параскева (16 октября 1930 -  25 января 2014 г.), впоследствии монахиня Бежецкого Благовещенского женского монастыря монахиня Сарра. С детства была инвалидом, ходила на костылях. Как-то Параскеве Гавриловне известный ярославский старец архимандрит Павел (Груздев) из с. Верхне-Никульское Некоузского района прислал свою фотографию, на обороте которой собственноручно написал: «Посылаю Панечке / Пашке/ в село Чаморово на молитвенную память. Храни  тебя Матерь Божия! А умру, да услышишь, то помяни. Всегда помнящий тебя и Панечку с костылям старой старой игумен Павел.»

Монахиня Сарра приняла на себя подвиг молчания и скончалась в Благовещенском монастыре г. Бежецка 25 января 2014 г. и была погребена на городском кладбище.

Так же в те годы при храме несли послушания:

Лебедева Антонина Ивановна, Луканькина Раиса Дмитриевна (д. Башкино), Соловьёва Лидия Васильевна (д. Титовское), Анна Артемьевна Краюхина (1912-1996) из с. Григорково, установившая на могиле местных священников оградку на свою скромную пенсию. Лапёнкова Галина Фёдоровна из д. Хахилево (умерла 6 января 2010 г.). Кузьмина Антонина Петровна (1928-2012), с 2006г. и до самой смерти несла послушание за свечным ящиком. Последний раз пришла в храм 29 апреля, несмотря на недомогание, это был день Жен-Мироносиц, а на другой день, 30-го апреля, она скоропостижно скончалась. Ей было 84года. Хоронили её всем приходом 2-го мая.

Члены Приходского Совета «десятки» Казанской церкви с. Чамерово на 1января 2002 г.

1)            Протоиерей Николай Григорьевич Карпец 1965г.р. – с. Чамерово, настоятель, председатель приходского совета.

2)            Зоя Иннокентьевна Мальцева – алтарница и казначей, по совместительству просфирница. Хранила ключи от храма. Из священнической семьи. (1932-2008)

3)            Елена Тарасовна Карпец – с. Чамерово.

4)            Таисия Петровна Аверьянова (21февраля1934 - 31марта 2010) – с. Чамерово.

5)            Кузьмина Антонина Петровна (19 февраля1928- 30апреля 2012)

6)            Галина Андреевна Соколова (1935 – 5 октября 2018) с. Чамерово, певчая.

7)            Лидия Константиновна Морозова – д. Хахилево. (1941 - 22 сентября 2018 г.).

8)            Александр Фёдорович Морозов – д. Хахилево.

9)            Зоя Кирилловна Гяркина – д. Хахилево. (умерла в 2012 г.)

10)         Георгий Григорьевич Гяркин – д. Хахилево. (умер в 2009 г.)

В те годы на клиросе пели Андрей Трещёв, который после уехал в Весьегонск и до сих пор является певчим при городской церкви. После пришёл Александр Никонов, агроном колхоза им.Чапаева, звонарь, матушка Елена Тарасовна Карпец. Пела и некая Нина из Красного Холма, которая скиталась из села в село, проживала у Антонины Кузьминой 2004-2005г., потом бесследно исчезла, умерла где-то. За свечным ящиком в большие праздники Антонине Петровне помогали и Валентина (умерла в 2013 г.) с Тамарой Поздняковой из д. Романцево, которые всегда следили за местной Преображенской церковью в Николе-Высоке. После перевода в пгт. Молоково из с. Григорково в 2008 г. о. Александра Пасеки (умер 2 февраля 2017 г.) храм стали посещать прихожане дд. Иваново, Григорково, Арефина и других. Елена Антонова стала петь на клиросе.

Из прихожан вспоминаются: Ступина Нина – с. Чамерово. В праздники после службы все неместные старушки шли к ней, где обедали и дожидались автобуса. Ходили также и к бабке Дуне и к моей бабушке – Аверьяновой Таисье Петровне и к её сестре – Антонине, или к бабе Паше. А кто-то в Хахилево, к Морозовым, например. Кто помоложе и пошустрей шли после обедни в свои деревни пешим ходом – целые толпы. Ходили даже из Суток и Прозорова, что в Брейтовском районе пока там не открылись местные храмы. География прихода была просто огромна.  Нина Ступина умерла летом 2002г. Вспоминаются и другие, например, Краюхина Мария, Булаева Мария Ивановна, Юргина Любовь, Семикова Любовь, Вересова Надежда, Маппичева Мария, Капедрина Анна, и другие – это чамеровские – все уже умершие. Из Хахилево – Дугина Нина, Лапёнкова Мария, Щагина Анна, Нечаева Татьяна, Морозова Лидия и другие, с Ульянихи – Пономарёва Валентина, Пономарёва Надежда, Смирнова Зоя, с Мышкино – Шарухина б. Паня, Смирнова Тамара, Локкина Екатерина, Анна Иванова с Сажихи, Пыжова Таисья с Марией Рыжковой с Круглихи, Паня Шарова с Бельского, Анастасия Лумпанова с Лопатихи, с Станино – Валентина Веселкова; Зоя, Валентина Шанина с Дюдиково и многие и многие – всех не перечислишь. 

Именно в Казанском храме с. Чамерово я увидел много разных людей, с разными судьбами, которые часто рассказывали мне о своей трудной и непростой жизни, о истории храма, о попытках его закрыть, о некоторых настоятелях храма. Всё это побудило меня в последующие годы собирать информацию о Казанской церкви. Многие устные воспоминания людей села и деревень: Надежды Васильевны Лихачёвой, Семиковой Любови Арсентьевны, Галины Фёдоровной Лапенковой,  Нечаевой Татьяны и других прихожан со временем подтвердились и продолжают подтверждаться различными источниками, в том числе и архивными.

21 июля 2005 г. Казанская. Празднование 130-летия Казанской церкви. Фотография из личного архива прот. Николая.

Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор посещал приход зимой в 2002 г. служил Акафист и 20-21 июля 2006 г., служилось архиерейское Всенощное бдение и Божественная Литургия с Крестным ходом.  Летом 2005 г. в храм привозились - ковчег с частицей мощей и кона прп. Нила Столобенского – перед ними при стечении множества народа было пропето молебное пение с акафистом к прп. Нилу., в воскресенье, 29 ноября 2009 г. – ковчег с частицами мощей ап. И ев. Матфея с многими святыми.  При многочисленном стечении прихожан была совершена Божественная Литургия и пропето молебное пение. В 2014 г. вместе со святынями Большого Бежецкого крестного хода приносилась частица мощей прп. Сергия Радонежского, в 2015 г. – св. блгв. Равноап. Князя Владимира.

Епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет посещал приход 4 августа 2013 г., совершил Божественную Литургию 14 августа 2015 г. и Всенощное бдение 20 июля 2016 г., в канун Престольного праздника. В 2018 г. – в воскресенье 5 августа Его Преосвященство возглавил Божественную Литургию.

Вокруг храма кладбище на котором есть несколько старинных захоронений, например, захоронение священника Николая Иоанновича Присёлкова (+ 21 мая 1890 г.) с супругой  с семейным  некрополем (здесь же лежит и внук о. Николая – Алексей Иванович Присёлков), а также могилы священника Василия Ивановича Плетнёва ( + 3 декабря 1967 г.) с супругой. Дороговой Натальи Александровны (1887-1914), памятник и некрополь мещан Королёвых, плюс три безымянных каменных памятников и чугунная ограда неизвестных господ. Могилы преподавателей местной школы и знаменитого доктора А.А. Неймана (1896-1980) - заведовал местной участковой больницей с 1941-1972.

Вид на Казанскую церковь с. Чамерово со стороны д. Хахилево. Нач. 2000-х гг.

Престольные праздники:

- 21 июля и 4 ноября Казанской иконы Божьей Матери.

-19 августа. Преображение Господне. (Яблочный Спас).

-26 сентября. Обновление храма Воскресение Христова во Иерусалиме. (Воскресение Словущее).

- 19 декабря и 22 мая. Святителя Николая Чудотворца.

- День Всех Святых «Заговенье» (Первое воскресение после дня Св.Троицы) – в народном сознании, в храме нет и не было престолов, посвященным Всем святым.

Престольные праздники в деревнях следующие: в дд. Хахилево и Станино особо празднуют Казанскую «летнюю», 21 июля; в Ульянихе престольным праздником считается Вознесение и Петров день, 12 июля. В Дудине – Георгия Победоносца, 6 мая, с которого искони начинался выгон скота на пастбища и посевная на полях; вторым престольным праздником в Дудине считается день мучеников Фрола и Лавра, 31 августа. Эти святые покровительствуют скоту и лошадям. В д.Чурилково – святителя Кирилла Александрийского и прп. Кирилла Белоезерского («Кирилловская», 22 июня) и Ильин день (исторически для проживавших там старообрядцев).  Помимо этого, в каждой деревне на Светлой седмице по возможности совершается крестный ход вокруг селения.  

Население Чамеровского прихода на 18 апреля 2016 год:

С. Чамерово – 231чел.         

Д. Станино – 24 чел.

д. Круглиха – 84 чел.                           

Д. Ульяниха – 15 чел.

Д. Мышкино – 49 чел.                        

 Д. Дудино – 5 чел.

Д. Паскино – 3 чел.                             

Д.Фёдово – 12 чел.

Д. Савино – 10 чел.                               

Д. Хахилево – 80 чел.

Д. Чурилково – 80 чел.

Д. Осорино – 5 чел. 

Казанская церковь с. Чамерово. Лето 2020 г. Фото Снеткова Н.

     

Источники и литература:

Добровольский И.И. Статистический сборник Тверской епархии за 1901г.

Статистический сборник Тверской епархии за 1915 г.

Ларин Г.А. Весьегония : словарь-справ. / Геннадий Ларин. — М.: ИД «Ключ-С», 2010. — 450

Зелов Н. Жизнь и научные труды А.Н.Виноградова.
Виноградов А.Н. Воспоминания об отце.

Селифонова Е.И. Семьи, судьбы, события. - 2016-2017 гг.

Епархиальные ведомости за XIX и XX вв.

Весьегонский районный архив: документы и справки.

Некролог // Журнал Московской Патриархии. – 1968. - № 8.

Хомутов А. Калининская епархия 1943-1953гг. : курсовая работа студента 4 курса Сретенской Духовной семинарии.

Родословная Присёлковых // Бамбуковые заросли: сайт.

Родословная Казанских-Малиновских.

Тверская и Кашиская, Бежецкая и Весьегонская епархии : официальные сайты.

Священно и церковнослужители Весьегонского уезда Тверской губернии с 1721-1917гг.

Устные воспоминания старожилов с. Чамерово: Н.В. Лихачёвой, А.П.Кузьминой, П.Г.Яковлевой, Л.А. Семиковой, М.И. Булаевой, М.Краюхиной – 2000-е гг.
Устные воспоминания потомков священнических фамилий Приселковых, Мальцевых, Зайцевых.

текст подготовил Снетков Никита

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей