Киселев Анатолий Ильич
На войне, как на войне…
До войны Анатолий Киселев работал в Максатихе киномехаником на передвижке. Отсюда его призвали в армию в Оршу (Белоруссия). Там находилась авиационная школа, где готовили младший состав авиационных специалистов: оружейников, стрелков, радистов. Анатолий попал в группу механиков по вооружению. Здесь и застала его война. Новобранцев быстро перебазировали в город Балашов в Саратовской области, в точно такую же школу. Курсы проводились по ускоренной программе. Новоиспеченных специалистов расформировали по частям. Киселев попал в 66-й авиационный полк восьмой дивизии, где и провоевал до конца войны.
В обязанности механика-оружейника входило обеспечение самолетов боеприпасами. Нужно сказать, что вылеты начинались с самого рассвета. В 3 утра самолеты должны в полной боевой готовности стоять на полосе. ИЛ-2, который фашисты называли «черной смертью» имел пулемет и пушку, загружали 600 кг бомб, 8 реактивными снарядами. Механики валились с ног, ведь через час самолет возвращался с боевого задания, и к этому времени все должно быть готово к новому вылету. Нужно было не только обслужить самолеты (за Киселевым было десять), но и позаботиться об оставшихся в капонирах, т.к. аэродром часто бомбили. Весь обслуживающий персонал делал земляные валы, маскировал ИЛы сетками, ветками.
- На первых порах, - вспоминает Анатолий Ильич, - сил не было дойти до землянки. Нередко пилоты не возвращались с задания, ведь первые Илы строили наполовину из фанеры, и они горели, как свечки. Чаще всего гибли стрелки. Нередко из полетов они возвращались ранеными или убитыми. Стрелков постоянно не хватало, и их заменяли механики. Несколько раз приходилось подниматься в воздух стрелком и Киселеву. Но судьба хранила Анатолия. Наверное, потому что днем и ночью молилась за своих солдат-сыновей (троих) их мать Пелагея Александровна. Она была великодушной женщиной и всем старалась помочь. Судьба отблагодарила ее за все добрые дела: и сыновья, и муж возвратились целыми и невредимыми.
На войне пришлось Анатолию побывать в разных передрягах. Однажды, отбомбившись, они уже направлялись на свой аэродром, и не заметили, как на хвост сел «мессер». С изрешеченным до основания фюзеляжем они все-таки дотянули до аэродрома.
А вот еще один тяжелый случай произошел под Старой Торопой. Дивизия попала там в окружение. Немцы напирали, но был приказ держаться до прихода подмоги. Дивизия жила одной большой многонациональной семьей, и дружба между людьми была крепкая. Поэтому и выстояли, хотя многих потеряли. Во время войны Анатолий освоил еще одну специальность – радист. От того, как работала связь, зависела судьба летчика, ведь ему надо было иметь постоянный контакт с землей, с товарищами в воздухе. Не раз, когда барахлили рации, Киселев вместе с летчиком поднимался в воздух, чтобы выяснить причину неполадок.
Навсегда останутся в памяти Анатолия Ильича тяжелые бои под Курском, Белгородом, Яссами, освобожденной Молдавии, Польши, Венгрии, Австрии, сражения под Берлином.
Немцы тогда остервенело сопротивлялись, бои были жаркими и кровопролитными. И все-таки даже в ратные годы выпадали для воинов минуты отдыха и радости. Несколько раз в дивизии Киселева побывала кинопередвижка. И здесь он отдыхал душой, вспоминая ремесло из мирного довоенного времени. А после войны А.И. Киселев работал киномехаником. Кстати, по его стопам пошли и младшие братья. Но так уж сложилась судьба, что больше тянуло Киселева к радиотехнике. В 1950 году он уходит работать в связь, сначала монтером, а потом дежурным. Под его контролем радиоузлы в Подлесном, Николо-Высоке. Чистой Дубраве, колхозе им. М.Горького и другие. Затем он трудится техником, старшим электриком.
У Анатолия Ильича множество боевых и трудовых наград, которыми он по праву гордится.
Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, все меньше остается в живых ее участников, и память о ней будет жить до последнего дыхания в сердцах тех, кто пережил эти огненные годы.
Л.Семина
"Весьегонская жизнь", 1996 год