Кочерга

9 ноября 2023 года исполняется ровно один год со дня ухода из жизни нашей уважаемой Зинаиды Наумовны Лумпановой. Год назад этот замечательный человек, истинный друг и наставник покинул нас, но оставил добрые воспоминания о своей жизни, а также о жизни людей, окружавших ее. Она передала нам историю местечка Камень и деревни Лопатиха, повесть, в которой отразилась горькая правда военных времен в нашей земле, а также множество рассказов и впечатляющих иллюстраций, записанных со слов старожилов деревни Лопатиха.

Зинаида Наумовна - проявительница творческого дара. Она внесла значимый вклад в культурную жизнь Чистой Дубровы. Вечная ей память!
Предлагаем вниманию читателей один из последних рассказов ушедшей Лумпановой З.Н., в творческом пересказе библиотекаря Чистодубровской сельской библиотеки Снеткова Н., который основывается на подлинной истории, произошедшей несколько десятилетий назад.

Кочерга

День не заладился с утра. Вова Лопаткин никак не мог отыскать единственную кочергу. Уже по третьему кругу всё пересмотрел, все углы обшарил, а кочерга как будто испарилась. Сначала Вова что-то бормотал, и это бормотание становилась всё громче и яснее, чертыхаясь, он окликнул свою жену - Симушку.

- Сима, такая-растакая…

- Ась... Что ты бормочешь с самого рассвета?

- Сима, где, кочерга! Где она?! Я сбился с ног уж пока искал.

- Какая кочерга? Почем я знаю! Сам пихнул куда-то, а на меня еще орешь... Глаза разуй!

- Это ты сама разуй, вечно положишь так, что днём и с огнем не сыщешь. Как мне головни шевелить? Рази только твоими ухватами... И все же - где ж кочерга?..

Сима, привыкшая уже к придиркам мужниным, занялась своими хлопотами "ишь как за кочергу беспокойство имеет... Поди ж ты... Кочерга и кочерга, в углу и лежит... Божечки... кажись, вспомнила где…"

Побежала Сима к русской печи, около нее ухваты, но кочерги нет. Посмотрела сзади, и в углу - тоже нет. И как треснет себя по лбу:  «В лесу и оставила, в логу и лежит, да где найтись ей, да и страшно возвращаться...».

Как в лесу оказалась кочерга, и зачем? – слушайте дальше…

Деревня Лоскутное расположилась на равнине в два посада с несколькими прогонами и прудом. Вокруг поля, а далее дремучие чащобы. За деревней - ферма, далее лог и ручей Рябининка, за ней - деревенька Сенькидорово...

Живет деревенька и живет, всё-таки эпоха развитого социализма как-никак с господствующей идеологией, но глубинка при этом продолжает жить по своим понятиям. Хоть ближайшая церковь в Красном Саде и разрушена тридцать лет назад, а до Чапаевского прихода далековато через Дебельское… но все равно в Лоскутном много верующих стариков, которые впитали не столь богословское воспитание своей веры, а обрядность и соответствующий ей сельский магизм. Несмотря на проживающих здесь монахинь из одного разорённого в окрестностях монастыря, Лоскутное в округе именуют "деревней колдунов". Многие жители Лоскутного, по мнению местных, «обладают некими знаниями, которые передают из поколения в поколение, но лишь достойным и аккуратным».

- Лоскутинцы поголовно с дьяволом знаются, а бабы их – сущие ведьмы! – так говорят о них в Красном Саде.

А если в Сенькидорове беда или еще что-то непонятное, все дружно кивают головой в сторону Лоскутного, мол, от них напасть эта – "опять заговорили, колдуны треклятые! " Хотя в самом Сенькидорове колдуны почище будут – там они «злые», а в Лоскутном сравнительно «добрые», но не все, однако. Хлеб полег – лоскутинцы виноваты, скотина болеет – значит лоскутинцы испортили... Лоскутинцы на это лишь усмехаются и хитро щурят глазенки – знайте, мол, наших – сами-то будите не чище…

Помнят в Сенькидорове и то, как пахал Кузьма Костин поле по дороге к Красному Саду, а с Лоскутного шла в село вредная бабка Глаша. Та что-то крикнула Костину, попрыгала на месте и побежала далее, а у Кузьмы трактор и заглох посреди поля. Все пересмотрел, все перековырял, поломок явных нет, но трактор не заводится. Уйму времени потерял, попадет теперь от председателя! Глашка идёт обратно, тракторист ей со злости: Ух, ты, старая, паскуда! Что натворила?!!! Недаром же у вас полдеревни колдунов всяких! Такие-растакие!

А Глашке что? Скривила старушечью рожицу, показа язык и засеменила по-быстрому в своё Лоскутное... Тракторист, в итоге, промаялся до вечера с колхозным барахлом.

А у бабки Настасьи в том же Лоскутном корова никак не хотела во двор заходить – как не тянули, как ни били – стоит как вкопанная и всё! Глашка что-то там под воротину подбросила, так сказала «добрая» ведьма Федоська, велела святой водой брызгать с троицкой травкой, да девяностый-то псалом читать, да перед Егория образом свечи попалить. Только после этого напасть ушла... А Глашка еще много пакости делала и своим, и чужим.

Родная тетька Симы тоже кое-что знавала из колдовских заговоров от своих предков, но особо этим не занималась, не до того было в то время. Но однажды решила испытать свои навыки. Надо было идти в лес с кем-то, выбор соответственно пал на Симушку. Той хоть было и боязно, но одновременно и интересно.

Идти решено было в Лоскутовский выгон, как завечереет, с собой необходимо было, чтобы вызвать лесных духов, взять корзину с припасами для лешего и кочергу. Сима взяла свою кочергу, а Дуня, тетка Симина, корзину с "взяткой". Вечер был чудесным. Когда бабы вошли в лес, стояла полная тишина. Дунька велела поставить корзину на трухлявый пень, очертить кочергой круг и начала говорить властным голосом довольно странный заговор (который, впрочем, Сима, запомнила на всю жизнь).

Под конец заговора началось невообразимое... Поднялся ветер, нагнавший тучи, солнце зашло за них. Все померкло. Начался ураганный ветер с надрывистым завыванием. Заскрипели, застонали ели, ветками стали биться друг об друга всё сильнее и сильнее. Началась настоящая лесная вакханалия! Ели готовы были оторваться корнями от земли и пуститься в пляс. Казалось, что все лесные духи, потревоженные некой силой, собрались в этом выгоне, недовольные, взбудораженные, взволнованные, и свой гнев и ярость готовы были со страшной силой вот-вот обрушить на незваных гостей, потревоживших своими действиями их лесной покой. Этот лесной хаос и переполох не на шутку перепугал деревенских баб. Сима, забросив куда-то кочергу, первая бросилась от этого места. За ней и Дунька дала деру. Убегать было непросто: ветви и корни словно пытались их поймать, бабы не раз спотыкались, вставали, опять падали – насилу выбрались и бежали как полоумные до самой околицы. Лишь у Лоскутного перевели дух и привели себя в порядок...Здесь было тихо, безветренно, как и давеча, когда они шли в лес... Лишь бурчание леса, доносившиеся от лога, свидетельствовало о том, что всё, что с ними приключилось,было наяву...

Через день в деревне обсуждали странность в лесу. Грибники, зашедшие с Лихокруглова на Кресты в Лоскутинский выгон, были озадачены, увидев множество поваленных деревьев. Это наблюдалось только у Лоскутного. В других местах лес как лес – чистенький, убранный, да только валежник местами, который с весны еще не убрали. А тут – будто метеорит упал, или смерч прошелся. И ведь можно было и на это свалить, мол, ураган только в этом месте полосой прошел, только вот всё это напоминало не полосу, а круг – это раз. А второе – сильных ветров в прошедшие дни не наблюдалось, только небольшая пасмурность под вечер два дня назад. Да и то, перед закатом снова всё прояснилось...

Думали- гадали,  что это такое. Так ничего и не придумали. Хотя в Сенькидорове общественное мнение было единодушным: лоскутинцы опять что-то начудили там...

... А на третий день муж Симы не мог найти кочергу. И где теперь та кочерга?

- У черта на куличках!- скажет вам уже престарелая баба Сима и зальется веселым смехом, будто ей уже не 77, а еще только 35

Нет уже колхоза. Поля поросли травой.  Лоскутное вымирает, а об этой деревне до сих пор живут в народе легенды как о деревне колдунов и ведьм.

Записано с одного из последних рассказов Лумпановой З.Н. (1945-2022), не без творческого пересказа. Место действия и имена героев изменены, но внимательный читатель всё выяснит и так…

Никита Снетков, библиотекарь Чистодубровской сельской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей