Краснохолмский юбилей

6 августа 1913 года в городе Красный Холм происходило редкое церковное празднество. Торжественно справлялся 200-летний юбилей городского Преображенского собора.

Приготовления к этому празднеству начались задолго до юбилея.

Церковному старосте Преображенского собора Ивану Ивановичу Камкину пришла мысль ознаменовать юбилей изданием нарочно составленной книги о соборе, в которой воедино были бы собраны все исторические сведения о нем.

Эта мысль, сообщенная Его Превосходительству И.А. Иванову, была последним поддержана. И.И. Камкин после этого обратился в Тверскую ученую архивную комиссию с просьбой составить историю Преображенского собора.

14 сентября 1912 года Тверская ученая архивная комиссия поручила это своему действительному члену - священнику Тверской Александро-Невской церкви Льву Крылову. Священник собрал значительный, ранее не изданный материал, составил и напечатал исторический очерк под названием «Город Красный Холм и его соборы», который был издан Тверской Учен. Арх. Комиссией в 1913 г, и состоял из 182с.+10 печат. рис.

Г. Красный Холм до своего преобразования в уездный город Тверской губернии был селом, которое называлось Спас на Холму и составляло часть вотчины Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.

Исторические сведения о селе Спас на Холму 16 века. Здесь к этому времени уже существовали две древние церкви – Преображенская, Троицкая.

Ко времени юбилея была изготовлена в Москве попечением И.И. Камкина белая мраморная доска для размещения ее на стене Преображенского собора. Текст надписи, составленный священником Львом Крыловым и одобренный Тверской Ученой Архивной комиссией, следующий:

«Изъявлением и благостью Всещедого в Троице славимаго Бога, храм сей во имя Боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа создан в 1713 году, при державе Благочестивейшего Государя Императора Всея России Петра Первого, благословением Высокопреосвященнейшего Иова, митрополита Великоновгородского и Великолукского, при Архимандрите Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Иосифе.

В 1791 году, по указу Ее Императорского Величества Императрицы Екатерины Второй, Преображенский храм определено именовать соборным.

Памятная доска сия сооружена в ознаменование 200-летия существования оного собора, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Всея России Николая Александровича, Архипастырским благословением Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Тверского и Кашинского, при настоятеле Собора протоиерее Димитрии Соболеве и церковном старосте краснохолмском купце Иване Ивановиче Камкине 6 августа 1913 года».

На торжество юбилея в город Красный Холм прибыл Его Преосвященство Арсений, епископ Старицкий, со своим штатом служащих.

По прибытии в город утром 5 августа Его Преосвященство был встречен на вокзале соборным духовенством, во главе с благочинным, протоиереем Дмитрием Соболевым, архимандритом Краснохолмского Антониева монастыря Филаретом, архимандритом Кашинского Клобукова монастыря Иоанникием, церковным старостой Иваном Камкиным.

С вокзала Его преосвященство отправился в Преображенский собор и отслужил панихиду по почившим деятелям, строившим и украшавшим соборы города Красного Холма.

Отсюда Преосвященный Арсений отправился для обозрения в новый Владимрский собор, затем в Троицкий собор и в Никольскую кладбищенскую церковь.

В доме о.протоиерея Димитрия Соболева была приготовлена трапеза, за которой кроме Его Преосвященства и соборного духовенства, были некоторые из горожан и приезжие гости.

В 6 часов вечера Его Преосвященство епископ Арсений прибыл при торжественном звоне колоколов к Преображенскому собору, и началось всенощное бдение. Служил священник Иван Колтыпин. На литию и полиелей выходили с Его Преосвященством: архиепископ Филарет, архимандрит Иоанникий, заштатный военный протоиерей Соколов, протоиерей Дмитрий Соболев, Тверской священник Л.Крылов, соборные священники П.Маслов и Г.Колтыпин и некоторые из сельских священников. За протодиакона служил Отроч монастыря иеродиакон Арсений. Пел местный хор под управление местного священника В.Успенского. Иконостас, киоты, паникадило, усердием супруги старосты Александры Васильевны Камкиной и городских дам были со вкусом убраны цветами.

Величественное архирейское служение всенощного бдения шло три часа. Стояла дивная летняя погода. Народ неспешно расходился после службы по домам, любуясь красивыми линиями разноцветных фонариков, которыми были украшены колокольня Преображенского собора и святые ворота ограды.

6 августа в Преображенском соборе была совершена ранняя литургия.

Поздняя литургия совершена Преосвященным Арсением в новом Владимирском Соборе, в сослужении: 2 архимандритов, 2 протоиереев, 5 священников. После литургии совершен крестный ход вокруг обоих летних соборов и затем молебен на паперти Преображенского собора. В крестном ходе приняли участие прибывшие крестные ходы из Антониева монастыря, Шестаковского подворья и прихожан церкви села Лаптево.

После богослужения, в доме церковного старосты И.И. Камкина была устроена трапеза. Радушные хозяева встречали Его Преосвященство и гостей на крыльце и пригласили откушать хлеба-соли. Всего за обедом было человек 60-70.

За обедом были произнесены тосты за Его Императорское Величество Государя Императора, весь царствующий дом, за Высокопреосвященнейшего Архиепископа Антония, в данное время находившегося за границей в Карлсбаде, за Преосвященного епископа Арсения. На имя Высокопреосвященнейшего Антония епископом Арсением была отправлена телеграмма о благополучно отпразднованном юбилее.

Произнесены тосты также за здоровье Его Превосходительства И.А.Иванова, председателя Тверской Ученой Архивной комиссии, за И.И. Камкина, доблестного старосту Краснохолмских соборов, за автора исторического очерка о городе Красном Холме.

За этим праздничным обедом, представитель Тверской Ученой Архивной комиссии священник Лев Крылов, от имени комиссии произнес следующее приветствие: «Ваше Преосвященство, милостивые государи! Тверская Ученая Архивная комиссия дала мне лестное поручение приветствовать в настоящий день город Красный Холм с исполнившимся ныне 200-летием его Преображенского собора.

Мы, российские граждане, недавно праздновали два знаменательных юбилея. 100-летие Отечественной войны и 300-летие благополучного царствования династии Романовых. Настоящий юбилей несравненно скромнее, он имеет местное значение. Тем не менее, краснохолмский гражданин и каждый прихожанин здешних соборов со справедливым чувством удовлетворения может сознавать, что его предки с честью потрудились над созданием и украшением своих соборов и оставили своим потомкам доброе наследие. Настоящий юбилей дает прекрасный урок и юному подрастающему поколению; он говорит ему: «смотрите дети: Ваши деды и отцы любили свои храмы и напрягали все свои усилия к их созданию и украшению. Будьте такими же верными сынами Православной церкви и вы; любите родную страну и тот родной угол, где Господь привел родиться на свет Божий. Старайтесь быть полезными своему отечеству и родному краю».

По окончании богатой трапезы, радушный хозяин И.И. Камкин подарил на память всем своим гостям по экземпляру книги «Г. Красный Холм и его соборы».

Все юбилейное торжество прошло стройно,торжественно и назидательно. В захолустной жизни этого края Тверской епархии оно надолго останется в памяти.

Утром 7 августа, Преосвященный Арсений, в сопровождении протоиерея Д. Соболева и священника Л. Крылова, посетил Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь.

Встреченный в святых вратах архимандритом Филаретом с братией, Преосвященный Арсений отправился в Николаевский собор, в котором воздал достойную хвалу древнему собору, от которого веет подлинной седой стариной. Подал братии наставление подражать житиям святых, изображения коих смотрят с церковных стен.

Никольский собор представился внутри довольно обширным и высоким. Начатый постройкой в 1481 году, этот собор являет несомненные признаки зодчества Псковских церквей. (Ступенчатая арка, форма сводов). Влияние псковской культуры объясняется просто: в 15 веке Антониев монастырь, также как и в позднейшие времена, принадлежал к епархии Новгорода Великого. Псковские мастера славились, как искусные каменщики и строили храмы в самой Москве.

Оригинальна здесь стенная роспись. Площадь трех стен разбита на 52 квадрата, по числу недель. И каждый квадрат представляет собой недельное евангелие, изображенное в событиях и лицах. Роспись сохраняет наивность, и непосредственность своего времени. На картине входа Господня в Иерусалим еврейские дети написаны в костюмах русских крестьянских детей, современных художнику.

На картине изображающей Адама и Еву по изгнанию их из рая, художник изобразил также в современных костюмах: Ева в длинном платье русской женщины стряпает; Адам копает заступом землю.

Эта роспись сделана в 1683 году усердием стольника Якова Васильевича Нелединского. По обозрении собора, осмотрены и прочие, сохранившие следы глубокой старины церкви: Покровская, Вознесенская, Предтеченская.

По осмотре монастырских храмов, Преосвященный Арсений с сопровождавшими его лицами, отправился в покои настоятеля Филарета, который радушно угостил гостей чаем и трапезой. А затем на вокзал.

Здесь собрался для проводов владыки почти весь город. Напутствуемый благожеланиями, преосвященный Арсений отбыл на станцию Сонково, где пользуясь свободным временем между поездами, посетил в сопровождении священника Льва Крылова местный храм, а затем дом молодого священника.

С прибывшим поездом Владыка отправился в Тверь.

Священник Лев Крылов.

Источник: «Тверские Епархиальные ведомости».1913год. № 48.

Елена Селифонова

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей