Лапушкин Яков Яковлевич

Главный гидрограф страны

Функции и задачи гидрографической службы остаются в основном неизменными с глубокой древности до наших дней. Меняются типы плавсредств, совершенствуются приборы и методы, но по-прежнему в центре внимания гидрографов остаются вопросы навигации и гидрографии, гидрометеорологии и топогеодезии.

В России гидрографическая служба всегда замыкалась на Военно-морской флот, и морские офицеры составляли её основу. Ими описаны акватории и побережья не только нашей страны, но и большой части Мирового океана, составлены подробные и точные карты и атласы, даны названия тысячам объектов.

В 1940—1947 годах Гидрографическое управление Военно-морского флота СССР возглавлял наш земляк контр-адмирал Яков Яковлевич Лапушкин. Семья жила на хуторе Дуброва нынешнего Весьегонского района Тверской области, в красивых местах на правобережье тихой и чистой реки Кесьмы. Отец, Яков Тимофеевич, молодым парнем уехал в Петербург, где работал на судостроительном заводе, в советское время стал Героем Труда, вырос до начальника цеха по производству свинцового проката и меди для оборонной промышленности. В Петербурге 7 ноября 1904 года и родился Яков Яковлевич Лапушкин.

Детские годы он провёл на родине родителей, окончил в 1918 году Весьегонскую трудовую школу, несколько лет жил в деревне Ещево и работал секретарём Телятинского волостного комитета бедноты и волостного комитета комсомола. У нас нет сведений о том, когда Яков Яковлевич приезжал в родные края впоследствии, но наверняка он бывал здесь, тем более что отец, выйдя на пенсию, переехал из Ленинграда в Ещево и жил там до самой смерти.

Яков Яковлевич с 1921 года связал свою жизнь с флотом, поступив в Училище командного состава флота в Петрограде (бывший Морской кадетский корпус, впоследствии Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе). Слушатели несли службу на учебном судне «Океан», построенном на немецкой верфи в Киле как специализированное судно для обучения личного состава машинистов и кочегаров российского флота. В 1922 году его переименовали в «Комсомолец», а в 1924 году он и крейсер «Аврора» со слушателями на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт—Берген—Мурманск—Архангельск—Тронхейм—Кронштадт.

По окончании училища Лапушкин несколько лет ходил штурманом на эсминцах Морских сил Балтийского моря, окончил Курсы совершенствования командного состава и Военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова.

Весной 1932 года были образованы Морские силы Дальнего Востока,и их флагманским штурманом назначен 27-летний капитан 2-го ранга Яков Лапушкин. Несмотря на молодость, он имел прекрасное образование и большой опыт морской службы. Буквально сразу началось строительство баз и укреплений на морском побережье, флот интенсивно пополнялся новыми кораблями и подводными лодками, формировались боевые службы береговой обороны и многое другое.

Интересно, что рекогносцировка побережья для выбора пунктов базирования проводилась лично командующим Михаилом Викторовым и флагманским штурманом Яковом Лапушкиным со сторожевого корабля «Красный вымпел», где чуть ранее вахтенным начальником служил земляк Лапушкина офицер Сергей Воробьёв, уроженец деревни Батеевки Весьегонского района, будущий контр-адмирал и командующий Волжской военной флотилией в годы войны.

В 1935 году правительство СССР приняло решение о переименовании Морских сил Дальнего Востока в Тихоокеанский флот. Флагманский штурман Лапушкин получил в Кремле из рук «всесоюзного старосты» Калинина орден Красной Звезды.

Автономными походами подводных лодок были заложены основы непрерывного несения боевой службы на отдалённых морских рубежах. Тогда же начались первые переходы кораблей из Кронштадта во Владивосток Северным морским путём. Первыми их выполнили эсминцы «Войков» и «Сталин», за ними проследовали гидрографические суда «Океан», «Охотск» и «Камчадал».

В должности флагманского штурмана отряда кораблей Лапушкин участвовал в 1938 году в переходе гидрографических судов «Полярный» и «Партизан» из Кронштадта во Владивосток через Плимут, Бостон, Панамский канал, Сан-Франциско. Это был первый в советский период большой океанский поход, порученный молодым офицерам. Несмотря на отсутствие на кораблях радиолокации, была достигнута высокая точность кораблевождения, и решающая роль в этом принадлежала нашему земляку.

В 1939 году Лапушкина назначили начальником Гидрографического управления Военно-морского флота СССР, а 4 июня 1940 года в числе первых ему было присвоено звание контр-адмирала. В период Великой Отечественной войны под его руководством была выполнена огромная и ответственная работа по навигационно-гидрографическому обеспечению действий наших военных флотов и флотилий. Лапушкин часто бывал непосредственно на кораблях, оперативно получавших все необходимые карты, руководства и пособия, средства гидрографическо-штурманской техники и специального навигационного оборудования. За участие в обеспечении Новороссийской десантной операции в ноябре 1943 года Яков Яковлевич был награждён полководческим орденом Нахимова 1-й степени № 63. Среди его боевых наград военного времени также — орден Отечественной войны 1-й степени и два ордена Красного Знамени.

После Победы Лапушкин продолжал служить в высокой должности начальника Гидрографического управления ВМФ СССР, стал членом Научно-технического комитета ВМФ, заместителем ответственного редактора по навигационно-оперативному тому Главной редакции «Морского атласа».

Но в 1947 году спецслужбы по личному заказу Сталина сфабриковали так называемое «адмиральское дело». Была арестована по обвинению в измене Родине вся верхушка нашего морского командования: адмиралы Николай Кузнецов, Лев Галлер, Василий Алафузов и Георгий Степанов.

Во время следствия по «адмиральскому делу» Лапушкину была поручена экспертиза технической и картографической документации, и он показал в официальном заключении, что торпеда и карты, передача которых союзникам вменялась в вину адмиралам, не являлись секретными. Это не устроило следователей, они не приобщили подписанный им акт к делу, а выводы стали основанием для ареста самого Лапушкина.

Приведём сведения о процессе над нашим земляком по книге Вячеслава Звягинцева «Трибунал для флагманов» (2008). В ожидании суда Лапушкин провёл в заключении четыре года. Доказательств для осуждения оказалось недостаточно, и тогда добавили политическую статью. Обвинительное заключение было утверждено лишь в феврале 1952 года, и в нём говорилось:

«Следствием по делу установлено, что Лапушкин в период Отечественной войны, будучи начальником Гидрографического управления ВМС, в ущерб обороноспособности Советского Союза организовал широкий обмен гидрографическими изданиями СССР с США и другими капиталистическими странами. В результате преступной деятельности Лапушкина были переданы США и Англии в полных коллекциях почти все карты изданий по каталогу 1943 года. Заведомо зная заинтересованность американской разведки в картах Северного морского пути и морей, омывающих дальневосточные берега СССР, Лапушкин, несмотря на это, передал США в полных коллекциях, за некоторым исключением, карты указанных морских театров.

Установлено также, что Лапушкин морально разложился, на протяжении ряда лет вёл антисоветскую агитацию, среди офицеров распространял антисоветскую клевету в отношении советской прессы и колхозов…»

Дело рассматривалось в закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР 24 апреля 1952 года. В протоколе зафиксированы аргументированные возражения Лапушкина по всем пунктам обвинения:

«— во-первых, речь идёт о картах и изданиях общего пользования, которые не являются секретными;

— во-вторых, весь обмен производился через органы Разведывательного управления и с ведома и санкции морского Генштаба;

— в-третьих, я категорически утверждаю, что практического ущерба не было вовсе;

— в-четвёртых, в обвинительном заключении ничего не говорится о том, что же получено нами в результате этого обмена. А получено немало».

Судьи вынуждены были переквалифицировать обвинения Лапушкина с измены Родине на превышение власти (неслыханный для того времени случай!). Правда, статья о контрреволюционной пропаганде и агитации осталась, да и сам он не полностью отрицал такую вину. Отвечая на вопросы, он пояснил, что «во всех наших газетах пишут одно и то же, и поэтому назвал печать унифицированной», допускал осуждение указов Президиума Верховного совета СССР об упразднении наркомата ВМФ и о назначении военным министром Булганина; «пьянки и случаи нетактичного поведения имели место. Все антисоветские высказывания были мной допущены в нетрезвом виде».

По совокупности преступлений, применяя принцип поглощения наказаний, Военная коллегия определила Лапушкину 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере, с конфискацией имущества и последующим поражением его в политических правах сроком на 5 лет. На основании секретного постановления правительства от 2 октября 1952 года он был лишён воинского звания контр-адмирала и наград.

Но 22 июля 1953 года, после смерти Сталина и расстрела Берии, ещё до рассмотрения прокурорского протеста по делу Лапушкин был освобождён из-под стражи, а 28 июля полностью реабилитирован. Ему вернули воинское звание контр-адмирала и боевые награды, а в 1954 году за заслуги в повышении обороноспособности СССР и в связи с 50-летием он был награждён орденом Ленина и Золотым оружием — кортиком.

Яков Яковлевич вернулся в Гидрографическое управление ВМФ, где возглавил работы по составлению и изданию «Морского атласа» и 23-томного труда «Курс кораблевождения», разработанного по его инициативе.

Историографы отечественной штурманской службы пишут об этом капитальном научном труде: «Развитие новых технических средств навигации и разработка методики их использования, новые требования к повышенной точности кораблевождения поставили на очередь и вопрос создания нового пособия для штурманов, построенного на единой методологической основе, взамен начавших терять своё значение разрозненных пособий по навигации, лоции, мореходной астрономии, маневрированию и описанию отдельных мореходных приборов». Эту задачу успешно решил коллектив авторов под руководством контр-адмирала Якова Лапушкина. Наш земляк также принимал участие в подготовке и издании целого ряда книг по штурманской тематике. Одновременно он редактировал «Записки по гидрографии» — уникальный журнал, основанный ещё в 1842 году и являющийся одним из старейших научных изданий нашей страны.

Яков Яковлевич Лапушкин скончался 16 сентября 1968 года в Ленинграде. Его именем названа одна из улиц города Весьегонска. 

Вячеслав ВОРОБЬЕВ

ИСТОЧНИК:

 

  1. Воробьев В. Главный гидрограф страны: к 110-летию нашего земляка Я.Я. Лапушкина / В.М.Воробьев  // Весьегонская жизнь. – 2014. – 5 ноября.
  2. Ларин Г.А. [Лапушкин Яков Яковлевич] // Ларин Г.А. Весьегония : словарь-справ. / Геннадий Ларин. — М.: ИД «Ключ-С», 2010. —С. 340.
  3. Смирнов А. О роли весьегонцев в освоении и защите Тихоокеанского региона  // На берегах реки Кесьмы : краеведческие очерки / отв. ред. В.М. Воробьёв ; Администрация Весьегон. р-на Твер. обл., Ассоциация Твер. землячеств ; [сост. : А.И. Кондрашов, С.А. Кондрашов]. — Тверь : Седьмая буква, 2009. — С. 118-121.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей