Леушина Анна Михайловна

Леушина Анна Михайловна родилась 25.06 (07.07) 1898 году в селе Любегощи Весьегонского уезда. Педагог, специалист в области дошкольного воспитания, доктор педагогических наук (1956 г.), профессор (1958 г.). Окончила Ленинградский педагогический институт дошкольного образования в 1924 году. С 1929 года вела преподавательскую работу в педагогических вузах Ленинграда, с 1936 года – в ЛГПИ им. Герцена, в 1944 - 1973 годах – заведующая кафедрой дошкольной педагогики.

Автор трудов в области психического развития дошкольников (формирование детской речи, начало математического развития). Разработала систему обучения дошкольников счёту, формирования пространственных и временных представлений. Автор учебников и учебных пособий для дошкольных факультетов педагогических ВУЗов, практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений.

Анна Михайловна Леушина принадлежала к многочисленному первому поколению советской интеллигенции. Дочь рабочей семьи, она воспользовалась преимуществами, которые давала революция, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Получив высшее образование, работала в детском саду в Рыбинске, заведовала им.

Поступила в аспирантуру Ленинградского института им. Герцена, в 1939 году защитила кандидатскую диссертацию. Была назначена исполняющей обязанности доцента на кафедру дошкольной педагогики. Позднее работала деканом заочного отделения.

…22 июня 1941-го Ленинград ощетинился. В небо поднялись аэростаты, город Петра и Ленина стал городом-фронтом. Пединститут заканчивал учебный год так: преподаватели, остававшиеся студенты, аспиранты уезжали рыть окопы, строить блиндажи, сооружать противотанковые заграждения. Что касалось самых младших, партийное и городское руководство приняло решение об их эвакуации вглубь страны в первую очередь.

Анна Леушина была назначена начальником одного из эшелонов, чтобы целыми и невредимыми довезти детей до места назначения и, возвратившись назад, продолжать делать всё, что будет нужно в Ленинграде в дни войны. Однако поездка оказалась в один конец. Пока эшелоны следовали на Урал и в Сибирь, Ленинград был заключен в кольцо осады.

По распоряжению Ленинградского городского Совета депутатов Леушина назначена директором интерната, расположенного в деревне Монастырке Осинского района Молотовской области.

Небольшому сельцу предстояло стать домом для ленинградских детей на неопределенно долгий срок. Анне Леушиной надлежало стать старшим наставником для восьмидесяти детей в возрасте от двух до пятнадцати лет – из некоторых семей тут оказалось по три-четыре ребенка – вдали не только от родного, но и вообще от большого города.

Директору интерната и его воспитателям предстояло сделать всё, чтобы детский коллектив жил не только воспоминаниями о папах и мамах, но и жизнью и интересами колхоза, принявшего приезжих как собственных детей. Довольно скоро интернат и его сотрудники влились в колхозный быт: состояли в группах общественной безопасности, несли ответственное дежурство при сельсовете, участвовали в агитационном коллективе села.

Уровень развития ленинградских ребят был более высок, констатировала Леушина. Но, в общем, юные питерцы и крестьянские дети вскоре начали дружить. Конечно, правильному выстраиванию отношений способствовали и осознание общей беды, и общая довлеющая идейная атмосфера – не будем отрицать ее роли.

Дело было выстроено в идеалах коммунистического воспитания – другого тогда не было, но оно развивало взаимовыручку. В том лихолетье в принципе выжить и выстоять, можно было только сообща – что в стране, что в небольшом интернате. Однако на месте многое зависело от того, как поставит дело конкретный руководитель.

– Формы, в которых изо дня в день осуществляется воспитание, многообразны, – свидетельствовала Анна Михайловна. – Гигиенические привычки, культура поведения, порядок в своих вещах, в тетрадях, организация учебы, труда и отдыха – всё это важно. Мы учим ребят владеть собой, считаться с другими, подчиняться требованиям собственного разума, выполнять правила режима, спокойно и мужественно переносить боль, с уважением относиться к труду…

Школьники и дошкольники жили в соседних зданиях, но работали на усадебном участке вместе. Пионерские звенья в целом и составлены были из детей разного возраста, благодаря чему старшие оказались обязаны помогать младшим. По возвращении из школы, старшие катали меньших на санках или готовили им игрушки.

Если кто-либо из ребят заболевал, на нем концентрировалось всё внимание интерната: ему лучшее питание, уход, самая мягкая кровать. Слабым здоровьем давалось усиленное питание – в смысле, еще одна котлета, добавочная порция супа.

 – …Можно привести немало примеров, когда белоручки, ранее отлынивающие от всякой работы, теперь считают труд необходимостью. Ребята не боятся осудить товарища. Развертывается среди детей и самокритика, – повествовала Леушина впоследствии. – Мы ставили своей задачей организовать взаимопомощь и вне стен интерната – помочь неуспевающим деревенским школьникам.

В это время приходили письма из Ленинграда, в которых родители рассказывали ребятам о противостоянии, которое взрослые выдерживали в окруженном городе. Эти письма всё-таки поддерживали детвору…

…Согласно записке, направленной на имя секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Андреева, от 15 октября 1942 года, на ту дату в Молотовской области было размещено 75 интернатов только с ленинградскими детьми с общим числом в 5636 эвакуированных детишек. А еще вывезенные из Москвы и области, с Украины, из Орловской, Сталинградской, Калининской, Рязанской областей, Карело-Финской ССР…

Педагогический талант и организационные способности Леушиной, отсутствие серьезных происшествий были оценены по достоинству.
В 1943 году ее деятельность на посту руководителя интерната неожиданно прекратилась: педагог вызвана в Министерство просвещения РСФСР и назначена начальником организационно-педагогического отдела Управления Минпроса по дошкольному воспитанию.

«Землячество» ленинградцев в ведомстве, как и их московские коллеги из института им. В. И. Ленина, продолжает работу, начатую до войны, – над учебником по дошкольной педагогике. Плодом упорной работы ученых в дни войны стали два первых учебника по дошкольной педагогике.

В 1944 году Анна Михайловна возвратилась в Ленинград, к тому времени освобожденный. В 1956-м защитила докторскую диссертацию. В своей альма-матер – институте им. Герцена – она возглавляла кафедру дошкольной педагогики, которой руководила более сорока лет.

Умерла Анна Михайловна - 15.05.1982 года. Похоронена на Больше-Охтинском кладбище Санкт-Петербурга.

Источник:

Ларин Г. А. Весьегония: словарь-справочник. – М.: Ключ-С,2010.

 

Подготовила Татурина Татьяна, библиотекарь

Любегощской сельской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей