Место "Камень". Троице-Пятницкий женский монастырь

В Весьегонском районе находится немало достопримечательностей, интересных не только специалистам (краеведам, историкам, археологам), но и, наверное, каждому жителю и гостю района. Одним из интереснейших объектов, возраст которого исчисляется сотнями тысяч лет, является огромный камень, расположенный на территории нашего Чамеровского сельского поселения на правом берегу реки Суховетки в крестьянской пустоши "Голубково". Сам монастырь возник в 1895 году по ходатайству Архиепископа Тверского Саввы в память бракосочетания Николая II с Александрой Федоровной как Параскево-Пятницкая женская община на базе более древней часовни Параскевы-Пятницы. Деревянная часовня была построена вокруг огромного валуна (масса его около ста тонн), в верхней части которого имелось треугольное углубление. Вода, скапливавшаяся в нем, якобы обладала целебными свойствами. Огромный валун, вероятно, был принесен сюда древним ледником.

 Прикоснувшийся к нему человек ощущает прилив бодрости, энергии сил, улучшение здоровья. А в углублении скапливалась вода, которая в народе называлась святой. От этого камня и от часовни, в которой он находился, и сама обитель стала называться одним общим именем "Камень".

 "Пойду помолиться на Камень" - стало ходячим выражением тех времен. Так почему же и камень, и источник до сих пор, до наших дней считаются целебными, святыми? Об этом в народе считали по- разному, ходили легенды, передаваемые из уст в уста, предполагались версии.

   Одна из легенд такова: "Где - то в конце 18 века или середине 19 века заблудился в дремучем лесу путник. К ночи он очень устал и пригорюнился. Присел на сломанные ветки валежника и стал прислушиваться. Музыка не музыка, а что - то ему послышалось. Какие - то небесные звуки... Вроде сверху лились. Долго разглядывал он звездное небо и полную луну. Чуда ждал! А чудо пришло не с неба. Вдруг откуда ни возьмись, к его ногам пробрался тоненький ускользающий лучик света. Источник света был не близко. Лучик то исчезал, то появлялся вновь. Долго шел путник, спотыкаясь, за лучом, в конце концов, деревья сжалились над ним и благосклонно расступились. Он не верил своим глазам! На хрупкой, кудрявой, высокой березке висела чудотворная иконка, озаряющая всю округу божественным сиянием. Тоненькая березка размахивала ветками в такт музыке, чарующей и успокаивающей. И снова ему показалось, что музыка льется с небес. Он поднял руки к небу, перекрестился, опустился на колени, ударился челом о землю, и музыка прекратилась. Березка осторожно качнулась из стороны в сторону и замерла, успокоилась. Наступила тишина... А сияние иконки стало ярче и к утру оно соединилось с сиянием первых лучей восходящего солнца.  И только тогда путник уснул крепким, очищенным от мирских забот сном, тесно прижавшись к белоствольной березке. Проснувшись, он увидел огромный камень округлой формы, из которого била струйка воды. Испил воды, она показалась ему целебной: восстановила силу и дала надежду. Камень лежал на крутом берегу неширокой реки, воды которой были чисты и прозрачны, как слеза ребенка. Догадался путник, что река питает камень. Вскоре он поведал миру о таинственной иконе и загадочном камне. Находчивые божьи люди построили на этом месте часовню. Камень действовал на людей магически, "даровал" им фонтанчик "святой" воды и отпускал им все их грехи. Поток людской к самой таинственной часовне на Руси "как уверяли богомолки, был неиссякаем" (Наконечная Г.В. "Святое место").

Еще одна легенда о Камне гласит:                                                                                                         

"В древности несколько слепых и нищих, переходивших из селения в селение за милостынею, в лесу заблудились и остались ночевать. Проснувшись рано поутру, они не знали, что делать, дороги нет, селения нет, и они стали молиться богу и его угоднику Николаю Чудотворцу. Тогда один из них набрел на камень этот, и на нем нащупав воду, умылся ею и вдруг прозрел, за ним тоже сделали и другие, и прозрели. Получив зрение, они услышали звон и пришли в церковь, и рассказали о чуде народу. Вода после этого чуда и стала зваться святой. На этом предания и заканчиваются. Остальные не дошли до наших дней. Но что же было дальше? Все это затерялось в древности времен. Теперь даже неизвестно, куда исчезла эта давняя икона. Правда в народе о ней существует три предания. Одни говорят, что когда на поклонение к новоявленной иконе стало протекать множество народа, то ее отобрало начальство, другие говорят, что икона сгорела во время пожара в храме села Чистая - Дуброва, третьи говорят, что икону похитили из часовенки раскольники, которых в то время по уезду было много.                               

 По преданию старины глубокой, явление иконы святой мученицы Параскевы на дереве, росшем около камня, стало началом паломничества к святому источнику. Кто же первым внушил крестьянам мысль о монастыре? Сеятелем этой мысли явился Сергей Исаевич Буйлов (отставной солдат, происходил из мещан города Бежецка). Сначала занимался торговлей, затем странствовал по монастырям и уже в преклонных летах своей жизни нашел себе пристанище при часовне на Камню в качестве сторожа в 1884 году. Он же и приобрел икону святой мученицы Параскевы для часовни за 100 рублей на пожертвованные разными лицами деньги. Стал развивать мысль об открытии обители. Земля, на которой расположилась обитель, принадлежала крестьянину Кесемской волости деревни Борщево Федору Ивановичу Монахову, а им она была приобретена у помещика князя Оболенского. Эту землю Монахов стал продавать, и Сергей Исаевич Буйлов уговорил богатых крестьян выкупить ее и в 1881 году земля была куплена - 26+82=117,99 га. Позже, 26 ноября 1883 года, всеми уважаемый батюшка Иоанн Ильич Сергеев Кронштадский благословил строительство монастыря и учредителем его стал Петр Макарович Вознесенский. В 1894 году Петру Макаровичу была дана дарственная на 82 десятины земли, находящейся в 6 вестах от Камня, барского поместья князя Оболенского под названием "Тарачеево". Все хлопоты и заботы по первоначальному устройству монастыря взял на себя доверенный по монастырским делам Петр Макарович Вознесенский. Он был высокообразованным человеком, который ревностно относился ко всякому благому делу. В 1892 году братья Петр и Иоанн Куликовы, крестьяне из деревни Почепы, поставили дом при часовне. Петр Макарович Вознесенский по - прежнему усердно продолжал заботиться о приобретении средств на святое дело. Весной 1894 года был построен корпус, домовая церковь, мукомольный завод. Петр Макарович неутомимо разъезжал по деревням и распологал зажиточных крестьян к пожертвованиям. Люди не скупились, по силе возможности жертвовали и лес, и хлеб, и деньги. Впоследствии Петр Макарович помогал Евсевии деньгами и советами. Брат Петра Макаровича игумен Арсений совершал освящение домовой церкви. Но в 1986 году он занемог и умер.  

Строительство монастыря началось в 1895 году (108 десятин земли и 8000 рублей пожертвований). В 1898 году епархиальным архитектором Федоровым был составлен проект каменного храма в древнерусском стиле 17 века (Троицкий собор).

 В 1899 году состоялась закладка храма (вначале была построена деревянная церковь). Каменный храм был построен в 1904 году, внутреннее убранство храма продолжало появляться еще 6 лет. На рубеже 19 - 20 вв. община получила статус монастыря. Нужна была настоятельница, и ею стала игуменья Евсевия (в миру Елизавета Сергеевна Соловьева (1856 г), которая прибыла с Вышневолоцкого Казанского женского монастыря с сестрой Марией (казначеей) и 16 послушницами.              

Евсевия была человеком высоких моральных качеств и большой ответственности перед людьми и богом. Евсевия и Мария приняли постриг в монашество, Евсевия приняла свое имя, Мария получила имя Досифея.  В 1907 году Евсевия была награждена наперстным крестом, выданным святым Синодом. Дальнейшая судьба Евсевии выяснилась после просмотра архивных дел в Тверском государственном архиве в ноябре 2011 года. В январе 1917 года было отправлено письмо архиепископу Тверскому и Кашинскому Серафиму о том, что  "3 января, я, игуменья Евсевия, пострижена в схи - игуменью с именем Елизавета отцом Благочинного монастыря 2 округа настоятелем Тереденской пустыни Архимандритом Антонином..." Этому событию послужил раппорт, который гласил: "Вследствие тяжелого состояния моего здоровья и не видя улучшения, чувствуя полный упадок сил, нахожу, что для успешного ведения хозяйства вверенного мне монастыря необходимо теперь же иметь заместительству меня, а  потому зная житейскую и монашескую опытность уважаемой казначеи вверенного мне монастыря монахине Досифеи". 16 января 1917 года схи - игуменья Елизавета (бывшая игуменья Евсевия) умерла от болезни паралича и погребена 20 января за алтарем правого придела соборного храма. Настоятельницей монастыря стала мать Досифея, на долю которой в связи с предстоящими событиями выпала нелегкая доля.

Еще монастырь не был построен, а уже стали являться сестры - послушницы. Они помогали в строительстве монастыря: рубили лес, корчевали пни и корни, пахали землю и т.д.   За время существования монастыря сменилось несколько священнослужителей.                          

Первый служитель с 1896 года - Иоанн Петрович Знаменский, священник села Чистая - Дуброва. Был приглашен исполнять богослужение в храме общины. Служил на Камне полтора года, далее по старости тяготился монастырской службой.                                                   

В 1897 году на основании указа Святого Синода было открыто первое штатное священническое место. Первый штатный священник - отец Матвей Николаевич Приселков (из учителей). Прослужил 6 лет. Переведен в 1903 году по прошению в село Чернецкое.                                                                                                                                          

В 1903 году открыта вторая штатная вакансия священника. На этом месте служил отец Иоанн Покровский из села Быстрое Вышневолоцкого уезда. Прослужил 3 года. Переведен по прошению в село Климово Новоторжкого уезда.                                                                                        

В этом же 1903 году был принят отец Николай Никольский, ранее служивший в Александро-Мариинской церкви г. Бежецка.                                           

В 1906 году поступил на службу отец Василий Плетнев из села Ранцева Осташковского уезда. В 1906 году была открыта дьяконская вакансия. Был принят на службу дьякон Алексей Полозов из псаломщиков села Селезенихи Новоторжского уезда.

 В 1915 году в монастыре Камня служили священники Василий Плетнев и Иоанн Вашуков.                                                                                                 

 Последний священник Троице-Пятницкого монастыря - отец Николаевский Александр.

На фотографии изображен последний настоятель Троице-Пятницкого монастыря Весьегонского уезда Тверской Епархии Николаевский Александр Алексеевич со своей женой Еленой Васильевной и их детьми: Вениамином, Еленой, Галиной.

   Николаевский Александр Алексеевич (1902 г.) окончил церковно-приходское училище, потом семинарию. Служил батюшкой в церкви Казанской иконы Божьей Матери в селе Чамерово. Был назначен священнослужителем в Троице - Пятницкий монастырь. Священник Александр Алексеевич с матушкой Еленой имел шестерых детей. В августе 1937 года был арестован и заключен в места лишения свободы на 10 лет на территории Республики Карелия, где в мае 1939 года умер. В 1989 году реабилитирован. В монастыре жило 160 монахинь.                                                          

Здесь работали золотошвейки, иконописцы, мастера рукоделия. Было развито молочное хозяйство (50 коров, 30 лошадей), была своя мельница, мастера катали валенки, шили башмаки, держали пасеку. Все сельскохозяйственные работы в монастыре: на огородах, на полях, в сенокос и в лесу выполняли сами монахини. Даже такое трудное дело, как производство кирпича на монастырском заводе – дело самих послушниц.                                                                                                                                   

Собор поражал величественностью и красотой. Устроение столь прекрасного храма да в столь глухом пустынном месте поистинне было чудом. В монастыре было 20 колоколов, один имел вес 456 пудов и был отлит в 1909 году в Санкт - Петербурге на заводе Орлова на средства, пожертвованные купцом г. Мологи Масляковым Н.И.

Еще один колокол весил 309 пудов, отлит в 1902 году на том же заводе на средства Смородина П.А. Вокруг монастыря было около двадцати двухэтажных и одноэтажных домов, где находились кельи сестер, живописные, позолотные, левкасные, швейные мастерские, больница, церковно - приходская школа, гостиница, пекарня, трапезная, богодельня и другие. Имелся каретный сарай, бани, конный двор, скотный двор, погреба, амбары, риги. 13 послушниц были пострижены в монахини. Никто не вправе был отказываться от послушания и труда. Самоволие строго запрещалось и наказывалось, пища и одежда были одинаковые для всех. Рядом с монастырем возникла и деревня Камень (ныне не существующая).

В 1931 году было 12 дворов, 30 жителей. В 1963 году - 33 двора, 70 жителей.  Это поселение в уезде считалось мини - государством, здесь вовсю бурлила жизнь.

В 1929 году монастырь был закрыт советской властью и все постройки монастыря были использованы коммуной.

 Монастырь взорвали 10 октября 1941 года, кирпичи возили к селу Кесьма, где крошили их и посыпали кирпичной крошкой поле военного аэродрома.                                                                                                                             

Во время войны и позже в постройках монастыря располагался детский дом для детей - сирот. Когда детский дом расформировали, позднее на Камню располагалась вспомогательная школа для умственно-отсталых детей. В настоящее время монастырь полностью разрушен. Обнаружены были лишь останки стен бани, металлическая полоса, мелкие железные вещи, конические горки высотой около 0,7 - 1 метра, насыпь старой дороги.                                                                                                                                                         

Шли годы... Исчезли с лица земли монастырь и часовенка, а сам Камень остался. Нет лишь села Камень и всего, что связано с ним.                        

15 июня 2003 года свершился крестный ход и освящение часовенки и Камня.

Местечко Камень, как волшебное царство, таит в себе много тайн. Здесь особая энергетика, идущая из глубин земли. Она притягивает. Сюда идут люди не ради любопытства... А зачем? Ставят на нем свечи, зажигают их, ладят иконки. Кладут полевые цветы, яблоки. Фотографируются около него, карабкаются по нему, чтобы дотянуться до "святой" водицы.

 Камень теплый, как будто живой, как будто дышит. А что у него внутри?  Каменное сердце? Спасибо вечному камню, принесенному когда-то сюда древним ледником сотни тысяч лет назад. Люди верят, что он лечит. Вспоминаются строки из стихотворения Вечерской Антонины, которая детство провела на Камню: 

...Это место нам богом дано,

Нет ни в карте, ни по соседству.

Оно единственное, одно,

Где прошло мое раннее детство.

Роща, речка и дом на Камню,

В это место нельзя не влюбиться.

И я очень это ценю,

Мне дано было здесь родиться...

Камень... Многие бывшие жители этого села произносят это слово с благоговением. Рассказы старожилов поведали нам об удивительных людях - тружениках, населявших это "святое место". Ведь здесь находилась и школа- семилетка, и детский дом, и промкомбинат. Несмотря на поругание церкви в советское время, люди свято хранят в памяти образы Троицкого собора, Параскевы-Пятницкой часовенки, вспоминают своих ушедших из жизни селян, с которыми они жили в столь трудное время.  В библиотеке представлены воспоминания бывших жителей: Наконечной Г.В., Кислякова С.С, Прониной Г.И., Лумпановой З.Н. и других.

Но свидетели тех событий постепенно уходят из жизни. В 2009 году из жизни ушла удивительная женщина, посвятившая себя возрождению памяти о Троице-Пятницком монастыре - Коновалова Галина Даниловна.

 Она водила экскурсии с детьми и взрослыми на Камень, читала лекции о Камне в школах города Весьегонска, участвовала в организации встреч "каменцев".

Так почему же Троице - Пятницкий женский монастырь на Камню назвали в честь святой мученицы Параскевы?

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею жила в третьем веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников святой веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщаться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на бога, отвергла преподобная это предложение. За это претерпела она великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и отсекли ей голову.

Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками, они охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освящения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов, в особенности ее призывали на помощь  в лихорадках, зубной боли,  и в дьявольских навождениях.  (28 октября - день памяти святой мученицы Параскевы).  До начала 20 века иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме.

Каждый год мы посещаем Камень, желающих посетить и взглянуть на это чудо природы - великое множество. После освящения камня потянулись люди к нему. А это хороший знак! Если люди возрождаются духовно, тянутся к святыне, то, возможно, не за горами время и материального восстановления обители.

Перед походом

 У камня

Здесь был монастырь

 

 Использованная литература:

1. Храмы Весьегонского района /сост. Купцов Б. и Кондрашов А.                                  

2. Кукушкин В. "Загадки монастыря Камень" г. Ярославль, Золотое кольцо. 16.11.1999.                                                                         

3. Краеведческий словарь Весьегонского района. Ларин Г., 1994.                                 

4. Ларин Г.А. Весьегония: словарь - справочник / Г.А. Ларин.- Москва:Ключ-С.2010.-456с.-ил.                                                                

5. Материалы по описанию Троице-Пятницкого женского монастыря Весьегонского уезда Тверской епархии.                                       

6. "Память сердца" - Г.В. Наконечная. Владивосток, 2006.                                                

7. "Камушки на память" - М. Сабурова, Весьегонская жизнь. №31 - 1.08.2007.                                                                                           

8. "Обитель на Камню" - ("Воскресенье", православная газета Весьегонского благочиния, №7, июль, 2003.)                      

9. История создания Троице - Пятницкого монастыря.                                                         

10. Сайт "Память сердца" - Сабуровы. Санкт - Петербург.                                                     

11. Камень в памяти моей навсегда. Воспоминания о Камне жительницы д. Лопатиха Лумпановой З.Н.     

                                                                          Подготовлено Татьяной Орловой, библиотекарем Чисто-Дубровской сельской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей