Михаил Михайлович Верхоланцев

«Я прежде всего рисовальщик... все искусства, и даже больше — вся цивилизация  создана, образно говоря, карандашом».

М. Верхоланцев.

25 апреля исполняется 83 года заслуженному художнику России Михаилу Михайловичу Верхоланцеву.

Непростая судьба занесла в Весьегонск маленького Михаила.

Матери художника — Нине Васильевне Верхоланцевой, не было и 30 лет, когда её выслали вместе с детьми в далёкий северный город Калининской области. В будущем художник напишет картину «Ариадна, покинутая в Весьегонске», где изобразит и устье реки Мологи, впадающей в Рыбинское водохранилище,  с островками, соснами, развалившимися лодками, и маму в виде тоскующей греческой богини, чуждой атмосфере холодной природы.

Отца Михаила и Марата Верхоланцевых, командира-комиссара 25-й Чапаевской дивизии, Михаила Осиповича Зюка, расстреляли в июле 1937 года. Реабилитировали в 1956 году.

В возрасте полутора лет Миша заболел и не мог ходить. После нескольких лет лечения в больницах и санаториях, мать забирает его в Весьегонск. Это было в 1944 году. В школу Михаил смог пойти только в 1945.

После окончания школы № 1 г. Весьегонска в 1955 году, сразу поступил в Строгановское училище на факультет промышленных искусств. Закончил его в 1961 году.

Надо отметить, что талантом Михаил отличался с детства. Скорее всего он передался ему по материнской линии.

Прадедушка по матери — Николай Васильевич Баснин, известный коллекционер, гравюры и рисунки которого составляют значительную часть графического фонда ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Мать, Нина Васильевна Верхоланцева, училась в студии Ассоциации Художников Революции (АХР) у Ильи Машкова и в Ленинградской Академии художеств. Живя в Весьегонске преподавала в школе немецкий язык и рисование. Наделённый от природы художественными способностями, Нина Васильевна Верхоланцева, развила этот талант и в сыне.

Михаил Михайлович до 1966 года работал преподавателем на кафедре промышленной графики в Строгановском училище, затем был художником журнала «Радио и Телевидение», дизайнером и иллюстратором в издательствах «Правда», «Советский писатель», «Детская литература», «Наука», «Педагогика», «Радуга», «Молодая гвардия», «Союзинформкино».

 Художник принимает участие в оформлении московской гостиницы «Юность», театра драмы и комедии на Таганке, стенных росписях некоторых санаториев. Работы М.М. Верхоланцева представляются в Центральном Доме работников искусств, Доме художника, в павильонах ВДНХ.

С 1956 года —  он участник всесоюзных и международных выставок.

С 1972 года — член Творческого союза художников России. В 1975 году — его работы представлены на Международной выставке книг.

В 1976 году, когда  Весьегонск отмечал 200 лет со дня образования, Михаил Михайлович Верхоланцев получил премию на выставке книжного знака в Италии. Его экслибрисы были воспроизведены во многих журналах и каталогах.

В сложном и довольно редком виде гравюры — ксилографии, художник создал свой собственный, уникальный стиль, в котором сочетается совершенная техника и экспрессия, композиционная энергия.

Сюжеты гравюр Михаила Верхоланцева разнообразны: это карельский эпос «Калевала», библейские и евангельские притчи, античные сюжеты.

Значительное место в творчестве художника занимает книжная и журнальная иллюстрация. Им были проиллюстрированы произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А П. Чехова, М.Горького, А.Платонова, сказки Б.Шергина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя, рассказы Достоевского, А.Куприна, И.Тургенева, фантастика А.Казанцева, мифы Древней Греции.

Сегодня художник живёт и работает в Москве. У него замечательная семья. Жена — Ольга Николаевна Мишина — талантливый человек: певица, тележурналист, арт-менеджер и биограф Михаила Михайловича. У них есть две дочери и внуки.

Михаил Михайлович пишет статьи об искусстве. И мне очень понравилось, как он описывает работу ксилографа:

«У всякой работы, даже самой творческой, есть много рутинных, нудных моментов, которые необходимо перетерпеть. У ксилографа, мне кажется, таких моментов не бывает. Доска так тепла и красива, что все процессы, от шлифовки доски до тиражирования гравюры, доставляют работнику физическое удовольствие. Когда же штихель плавно режет упругую поверхность дерева, вьётся аппетитная стружка, чёрное отступает под натиском серого и белого, тогда тихая радость переходит в восторг и приходится себя сдерживать. Удовольствие от резьбы обязательно передастся оттиску...»

Произведения М.М. Верхоланцева хранятся в Государственном Эрмитаже, ГМИИ имени Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, крупных музейных собраниях России Уфы, Вологды, Иркутска, Пскова, Курска, Перми, Твери, Ярославля, Тобольска, других городах страны и за рубежом.

В 2019 году мне посчастливилось повстречаться в Москве с гостеприимной семьёй Верхоланцевых. Несмотря на капитальный ремонт в квартире, мы провели чудесные часы в мастерской Михаила Михайловича, который живо интересовался жизнью Весьегонска, рассказывал случаи из детства. Все вместе мы отбирали книги из домашней библиотеки, которые семья хотела преподнести в дар Весьегонским библиотекам. Было собрано несколько коробок книг, в том числе художественные альбомы М. Верхоланцева и других художников.

Детской библиотеке было преподнесено издание Михаила Михайловича «Гравюры. Иллюстрации. Живопись» 2011 года с дарственной надписью.

В альбоме есть акварельная картина «Сухая сосна в Весьегонском лесу».

Она была написана художником с натуры по пути из Весьегонска в Устюжну, в местечке под названием Большая гора. С неё открывается вид на заболоченное устье Мологи, впадающей в Рыбинское водохранилище. Дорога на Устюжну проходит через высокий сосновый корабельный лес. Но художника заинтересовал чахлый подлесок, знакомый с детства. Ветры, гуляющие над обширным водным пространством, формируют сосны причудливого силуэта. Изображённая молодая засохшая сосна ветровой формы, нарисованная однажды, будет ещё много раз встречаться в иллюстрациях художника.

Михаил Михайлович бодр и полон энергии. Он продолжает творить и восхищает своим трудолюбием и оптимизмом. Мы продолжаем общаться через интернет. Михаил Верхоланцев живо реагирует на посты в группе Весьегонской детской библиотеке в фейсбуке и делится своими воспоминаниями.

Недавно, после заметки о послевоенной жизни в городе, Михаил Михайлович написал:

«Тогда все помогали друг другу. Истопил сосед баню, попарится и приглашает, идите, вода ещё осталась».

«До Овинищ ездили в товарнике с нарами и буржуйкой. Районный центр был в Кесьме.

Маме выдавали на одну карточку служащего и три иждивенческие карточки примерно половину буханки черного хлеба с довесками. По дороге домой я не смел съесть ни одного довеска. Хлеб выдавали в библиотеке двухэтажной школы, сгоревшей в 1959 году. Хлеб выдавала библиотекарша Зоя Павловна. В магазин номер три хлеб везла из пекарни в крытых санях кляча, ведомая пожарником Богдановым. Сопровождал возок с хлебом до самого магазина вооруженный милиционер...  Мама привозила из Москвы сахар и для соседки учительницы ливерную колбасу. Эта учительница, немка, Оттилия Якоб Смургис очень радовалась колбасе и пела, Heidi, Heidi, juhheidi! Leber Wuersre, barbisch Bier!»

«Б. А. Расцветаев оставил прекрасное описание жизни допотопного, военного и послевоенного Весьегонска. Мой брат (Марат Михайлович) его наверное сдал в архив. Следует поинтересоваться у Николая Зелова.

С пуском Рыбинского моря, а это случилось, помнится, уже после войны, году в 1948, рыба взбесилась. Но только зимой. Весь город высыпал на лёд с криком: «Лещ навалом!»

Пробивали лунки и дергали рыбу простыми кошками. А в войну рыбы не было.
Что было в магазинах до девальвации 1947 года: хозяйственное мыло, скобяные изделия, одеколон «Кармен», нитки, иголки, наперстки, пудра. Кроме утреннего хлеба продавался порошковый клюквенный кисель на сахарине.

В голодное время гораздо сытнее было в колхозе, чем в городе. Но и весьегонцы имели коров, коз и поросят. Коров звали Зорьками, других кличек я не слышал. Поросят все звали Васьками и Римками. В Весьегонске было большое стадо частных коров. Я просыпался под чудесную музыку пастушьего рожка, за ней следовала сирена винзавода. Я страшно боялся коров, а они это чувствовали и иногда гоняли меня по улице. Девочка, с которой я дружил, знала про эту мою слабость и однажды пригласила меня встретить её Зорьку. Я мужественно шёл посреди стада. Справа прямо в ухо дышал громадный бык и ронял слюну. Слева шла корова, вполне равнодушная ко мне. Когда загнали Зорьку в хлев, Валя, оскалившись всеми пятьюдесятью белейших зубов, спросила, Ну что, обдристался?»

«В Весьегонске было охотохозяйство. Оно располагалось рядом с пекарней на улице Красного Спорта, напротив двухэтажной школы номер 2, сгоревшей в 1959 году. Сюда приезжал поохотиться полярник Папанин. Я и моя одноклассница Таиска Секретарева нагло вломились в его номер и пригласили выступить перед школьниками. Он неожиданно согласился. П. Г. Князев, тогдашний директор школы, был в растерянности от нашей глупой инициативы, но собрал всех учащихся во дворе, а Папанин с крыльца школы, как с эстрады развлекал нас байками.

Но какую байку отколол с крыльца Папанин! Летим, говорит, и замечаю, что краснокрылый самолёт заваливается на правое крыло. Ага, это Байдуков запихнул в полость крыла бычью тушку! Давай, говорю, вытаскивай и вываливай на снег! Вывалил. Вроде самолёт выпрямился, да нет, теперь стал заваливаться на левое крыло. Я сразу догадался и говорю, Беляков! Полезай в крыло! Он достает баранью тушу и вываливает на лёд. И так благополучно долетели....... Но голодные послевоенные дети слушали и глотали слюни.

В одной из статей Михаила Михайловича, я нашла удивительное его размышление о книге будущего:

«Какой будет книга в грядущих столетиях? Стереоскопической и стереофонической? Кто увидит миниатюру Томпсона в будущем хаосе? Увидят, я надеюсь. Мне представляются будущие обитатели нашей планеты людьми издёрганными бесконечными стрессами, с психическими отклонениями от нормы. Ради духовного равновесия они будут покупать книжечки стихов А. К. Толстого, например, или Метерлинка, изданные способом высокой печати, с золотым обрезом, в тиснёном переплёте и обязательно иллюстрированные гравюрами на дереве. Покупать эти дорогие вещи они будут в аптеках».

Мы от души поздравляем Михаила Михайловича с днём рождения!

Желаем ему здоровых, энергичных творческих лет, семейного счастья и благополучия в любви и согласии.

Благодарим за память и доброе отношение к весьегонцам.

Ольга Орлова, заведующая детской библиотекой

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей