Мои первые шаги в трудовой биографии

Насколько я помню, в нашем далеком детстве, девчонки играли в школу, магазин или в доктора. Это означало, что игрушки рассаживались по кругу и либо их образовывали, либо лечили, а порой им продавали дефицитные товары.

Мы, в отличие от современных девочек, взрослели поздно, увидеть восьмиклассницу, обшивающую куклу сестры, а то и свою, одеждой, тоже было нормой. Не удивлялись ни взрослые, ни друзья-ровесники.

Видимо я чаще всего любила свои игрушки учить чему-либо, поэтому к окончанию школы решила всенепременно стать учителем. Поэтому, после окончания десятого класса, решила поработать пионервожатой в школе.

В наше время было нормой идти работать прежде получения дополнительного образования: хотела понять, действительно ли я готова всю жизнь посвятить детям.

Сказано-сделано, вакансий пионервожатых было в наличие на выбор, я устроилась в среднюю школу деревни Ушаки (это Ленинградская область).

Надо сказать, что пионерская организация, к концу 80-х годов, медленно, но верно клонилась к своему закату, поэтому моя работа сводилась к каким-то формальным обязанностям. А учителя, узнавшие о том, что я проверяю свои способности к профессии преподавателя, с удовольствием поручали мне, время от времени, вести уроки в начальных классах и проводить время с ребятами в группе продлённого дня. Вот именно тогда-то я и поняла, что у меня недостаточно умения и навыков в работе с детьми, вернее общаться-то я с ними очень даже любила, а вот изо дня в день втолковывать им знания, мне недоставало терпения. Отработав год, я решила повременить со своей мечтой стать преподавателем, взять время и определиться.

Именно в 1990 году мои родители решают переехать на постоянное место жительство в Тверскую область, малую родину отца.

Младшие брат с сестрой, само собой, переезжали с родителями, а я решила посмотреть новые края, а заодно и понять, кем я хочу стать. Вот так, поехала развеяться, а задержалась в тверских краях на долгие годы.

Правда говорят, что человек только предполагает, а располагают за него какие-то другие силы. В середине августа мы приехали на место жительства, в деревню Огнишино, и даже не успев осмотреться по сторонам, я оказалась учительницей Новской начальной школы.

В те годы прописку отмечали в сельском совете, по месту жительства, там-то и выяснилось, что в Дюдиково нет учителя начальных классов, а тут такая кандидатура на должность наклёвывается.

Я даже не успела понять, как быстро меня сосватали на эту должность, надо сказать, что к 1 сентября 1990 года мне ещё 18-ти лет не исполнилось.

Наверное, только в 90-е могла произойти такая ситуация: вчерашняя школьница, имеющая условный опыт работы в школе, становится не только учителем, но и заведующим целой школы.

Сейчас, уже, будучи человеком, немного пожившим, я представляю, какую ответственность взял на себя, Кондрашов Александр Иванович, будучи в те годы заведующим РОНО. Вероятно, у него был небольшой выбор: либо совсем закрыть школу, а в те годы это вряд ли поощрили бы, либо взять на должность совсем юную девчонку.

До меня, многие годы, работала преподавателем Крюкова Мария Михайловна. Она слишком долго ждала себе замены, и уже устала работать, поэтому отказалась преподавать категорично, а тут я, вся такая романтичная!

Уже первого сентября, когда Мария Михайловна пришла поздравить школьников и родителей с началом нового учебного года, я поняла, в какую авантюру я ввязалась.

На меня смотрело 15 пар изумлённых глаз детей от 7 до 10 лет, школа-то малокомплектная, и несколько пар глаз родителей. До сих пор мне непонятно, как родители доверили мне своих детей, видимо у них тоже был небольшой выбор: отправить детишек за двенадцать километров в Чамерово, либо поставить эксперимент с молодой преподавательницей. Мария Михайловна мне сказала, что приходить и помогать мне в работе она не будет, очень устала, но по возникшим вопросам разрешила обращаться к ней, не стесняясь.

Потекли обычные трудовые будни, которые сейчас уже стёрлись из памяти, но покопавшись тщательней, понимаю, что первый год мои воспитанники получали знания, весьма условно, потому что никакой методики преподавания у меня не было.

Помню, что в первый год очень часто ездили инспектора из РОНО, обучая меня азам преподавания, вероятно, было им очень странно смотреть на мои педагогические потуги, но никогда не ругали меня, не писали отрицательных отзывов проверок.

В этот самый первый год мы с ребятами многое прошли, эти мои первые три класса запомнятся мне на всю жизнь. Чего только не было: ссоры, драки, травмы, конфликты, выяснения отношений, побег с уроков. Я ведь, по сути, сама девчонка, пыталась их чему-то научить, вероятно, очень неумело.

Зато и хорошего много вспоминается и смешного. Повела как-то своих пострелят на экскурсию, на свинарник, тоже мне горожанка, кто кого ещё должен был просвещать?

Рассказываю им о породах поросят и прочем, всё как в умных книгах описано. Поросята, тем временем интерес к нам стали проявлять, подходят всё ближе и ближе, и тут, самый отчаянный и шустрый ученик, Санёк, вскакивает на свинью и скачет на всех парах.

Дети в хохот, учительница в обмороке: свинья же его сбросила через несколько метров, на всём ходу, а он лежит и не шевелится. Обошлось. Но больше на такие экскурсии не ходили, хотя экстремальных ситуаций было много.  Как-то, сначала разыгрались, а потом разодрались пацаны: ушибы, раны.

На следующий день в школу сразу трое мальчишек пришло перевязанных бинтами, как партизаны. Смеялись вместе с мамами: в наше время, вероятно, засудили бы.

Я очень благодарна родителям своих учеников, за то, что за все годы не было никаких больших конфликтов или разборок по поводу детей. Родительские собрания всегда проходили в доброжелательной атмосфере, а небольшие разногласия выяснялись наедине.

Надо сказать, первый год я закончила с твёрдым убеждением уехать из деревни, и закончить преподавательскую деятельность навсегда. Очень сложно мне дался этот год, много моральных сил я на него потратила, да и в деревне, как будто бы не прижилась. Общалась больше с родителями учеников, а ровесники меня избегали.

Однако лето всё изменило, появилась закадычная подруга, началось общение с местными ребятами и девчатами, и молодость взяла своё, подумалось: поживу ещё годик, а там увидим. А дальше – семья, рождение сына, взрослые заботы.

К тому времени уже работа в школе не казалась чем-то страшным и непонятным. Получила образование, работать стало проще и понятней, хотя те, кто работал в малокомплектных школах – особенные люди.

Не хочется умалять работу учителей городской школы, но работать в сельской местности, где в классах по несколько человек, гораздо сложнее. Зачастую, уроки, спаренные, и учителю приходится переключаться за урок по несколько раз: не только с одного на другой класс, но и, зачастую, с одного предмета на другой. 

А в начальной малокомплектной школе учителя, таким образом, работали всю свою жизнь. Низкий им за это поклон!

Я-то, всего десять лет в школе отработала, когда их закрыли совсем: детей перевели в ближайшие средние школы, а учителя сами решали, куда им дальше податься. В те годы ещё не возили школьников на автобусах: до места учёбы добирались на рейсовом автобусе, пешком, а, зачастую, прогуливали.

Учитель же должен быть на рабочем месте всегда, при любых обстоятельствах. На семейном совете решили, что добираться 12 километров по бездорожью, до Чамеровской школы слишком авантюрным занятием. Так и закончилась моя преподавательская биография, воспоминания о которой лежали в закромах памяти долгие годы, которые и дальше лежали бы, если бы не Год педагога и наставника. Пришлось покопаться в памяти, и вывести на свет некоторые воспоминания о годах юности и моих первых шагах в трудовой деятельности.

Дальше жизнь пошла по другой дороге, не связанной с педагогикой, но сейчас, трудясь в библиотеке, я опять встречаюсь с родителями, которые когда-то были моими учениками, и теперь уже с их детьми.

Это, конечно, уже совсем другой вид деятельности, но видимо, от судьбы не уйдёшь, поэтому она опять привела меня к работе с детьми и это моя стезя. Правда теперь дети моих учеников уже городские жители, а не деревенские, какими были их родители, это единственное, что очень огорчает.

Очень жаль, что дети, окончив школу, уезжают в города, навсегда покидая родные места, а деревня сиротеет, потому что без детских голосов, она медленно, но верно умирает.

В моей же памяти и сердце, навсегда, будет жить каждый ученик, которого я учила, которого приняла из родительских рук совсем маленьким, смешным и наивным, а отправила в дальнейшую жизнь повзрослевшим, набравшимся жизненного опыта.

Надеюсь, что и они меня, нет-нет, да и вспомнят, а вместе со мной, свою первую школу и свою малую родину.

Людмила Колачева, библиотекарь Дюдиковской сельской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей