Мои учителя – участники Великой Отечественой войны

 

Мои учителя – участники Великой Отечественой войны

Виктор Дмитриевич Крылов родился 2 декабря 1922 года в деревне Поповка (Добрица) Чамеровской волости.

Учился в Мосеевской школе. В 8 класс пришел учиться в Кесемскую среднюю школу Овинищенского района. В Весьегонске школа переполнена, и с деревень принимали только отличников.  В селе Кесьма  в 1938 году семилетняя школа получила статус средней. Стремящиеся получить образование,  шли сюда пешком учиться из Чамерова, Чистой Дубровы, Романовского и других деревень и сел. Жили в интернате и на частных квартирах.

Пришел из деревни Поповка, что возле погоста Никола Высока, и Виктор Крылов. Отличный ученик и активный общественник.

В последний школьный год у него умерли родители. Пришлось оставить школу и пойти работать. Уехал в Ленинград, устроился на работу в издательство газеты «Ленинградская правда».

В начале Великой Отечественной войны работал на строительстве оборонных и противотанковых препятствий.

5 сентября 1941 года призван на фронт. Боевое крещение принял на Карельском перешейке в составе 123–й ордена Ленина стрелковой дивизии. Дивизия принимала участие в прорыве блокады Ленинграда.

12 января 1943 года во время участия в прорыве блокады Ленинграда Виктор Крылов был тяжело ранен. После выздоровления направлен в военное училище. В 1944 году участвовал в освобождении Карелии, Орши, Белоруссии.

 В 1945 году после демобилизации вернулся в Овинищенский район. Поступил в Ленинградский педагогический институт. Трудовую деятельность начал в Овинищенской семилетней школе.  Летом руководил районным детским лагерем в селе Кесьма. Учился заочно на историческом факультете Лениградского педагогического института, который закончил с отличием. Работал директором Телятовской школы. В 1968 году из Телятова перешел учителем истории и обществоведения в нашу Чамеровскую школу. К нам в восьмой класс. Мне посчастливилось учиться у «Дмитрича». Так любя и уважая, мы все его звали. Подтянутый, собранный, энергичный  мужчина.

На урок спешил, как полководец на свое главное судьбоносное сражение. Да и мы на уроках Виктора Дмитриевича, старались друг перед другом блеснуть эрудицией и получить его одобрение.

Уроки истории, а позднее и обществоведения стали нашим главными школьными уроками. Возможно, и главными уроками жизни. У учителя хватало энергии и терпения на все наши «почему?» и «как это было?»

Он очень любил рассказывать о Великой Отечественной войне, причем без помпезности и прикрас. Любил, когда мы задавали вопросы о политических моментах и исторических событиях. На все старался дать ответ. А какие он делал доклады  в доме культуры, которые проходили, как правило, перед киносеансом. Его очень часто, как члена просветительского общества «Знание», приглашали в наши местные дома культуры и библиотеки. Слушали его не дыша, ловили каждое слово. Хотя также было и на уроках истории. Вот так родители на лекциях, а мы на уроках, все были учениками  Виктора Дмитриевича Крылова. А помимо этого еще зажигательные полемические и политические статьи в районной газете «Ленинский завет». Одна только его подпись под статьей «В. Крылов» уже заставляла немедлено читать местную газету с его статьи.

Кажется, даже оппонентов у него не было, так убедительно он вел повествование на страницах газеты.

Все эти качества учителя располагали многих моих друзей и одноклассников стать такими же как «Дмитрич».

Мы оттачивали ответы на предстоящий урок истории, а выступление на уроке обществоведения стремились довести до категории «высший пилотаж».

На продленке мы играли с ним в шахматы. Играть с Виктором Дмитриевичем было также интересно и познавательно. Во время шахматного сеанса он рассказывала об истории шахмат, о шахматных королях, победах и поражениях.

А однажды, после дискуссии  о патриотизме, привел к нам на урок своего коллегу, учителя начальных классов и воспитателя в интернате, Яшина Александра Михайловича.

 Сухощавый и немногословный Яшин стал нам рассказывать о своей жизни. О Великой Отечественной войне. Попал раненый в плен. Оказался в концлагере. Лагерь смерти в городе Шепетовка. Стоял перед выбором. За колючей проволокой огромная толпа  военнопленных солдат. Они голодны, ранены, измучены. Вот в нескольких шагах, совсем рядом горят костры, варится еда, и зазывают в армию генерала Власова. Кажется, только один шаг, и закончаться муки. Будет баня, еда, медицинская помощь. Но будет еще и присяга Гитлеру (власовцы присягали служить лично фюреру). Будет черная власовская форма со свастикой. Но не будет Родины, которая в опасности.

 Расказывал все это Александр Михайлович очень тихо, без каких либо патриотических фраз. А я до сих пор  вижу этот урок мужества, преподнесенный нам Виктором Дмитриевичем и Александром Михайловичем.

Яшин несколько раз бежал из плена. После освобождения, окончивший до Великой Отечественной войны Весьегонское педучилище, стал учить детей. Учил в Противье, Чурилкове, Чамерове.

Читая спустя несколько лет, строки Александра Твардовского в стихотворении «Я убит подо Ржевом», прочувствовала  тот урок мужества, преподанный  учителями Крыловым и Яшиным. Особенно строки:

«Нам достаточно знать,

Что была несомненно,

Та последняя пядь

На дороге военной».

Вот Александр Михайлович Яшин и подал нам своим рассказом ситуацию ощущения «последней пяди на дороге военной».

Наши учителя за участие в Великой Отечественной войне награждены правительственными наградами.

 Крылов Виктор Дмитриевич награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны второй степени.

 Яшин Александр Михайлович награжден орденом Отечественной войны второй степени.

Давно закончена школа. Выбрана профессия. Хотя и не учителя истории, каким видел меня Виктор Дмитриевич. Но до сих пор в моем сердце главный учитель моей жизни Виктор Дмитриевич Крылов и любовь к российской истории.

Да и пути жизненные. Училась в Чамеровской школе. Работаю в селе Кесьма. Виктор Дмитриевич учился в Кесемской школе, а работал в Чамерове.

 Текст подготовила Елена Селифонова

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей