Музей - хранитель памяти

В деревне Пронино уже семнадцать  лет существует замечательный краеведческий музей, созданный руками сельских жителей.

Для многих музей – это хранилище старых вещей и предметов, документов и фотографий – безмолвных, бессловесных свидетелей далёкой старины. Но за каждой фотографией, за каждой строчкой музейного документа – это люди, те, которые жили и живут рядом с нами.

Кажется, что в городские музеи еще кто-то ходит, а в сельских – жизнь давно замерла. Но оказывается, музей в нашей  деревне не только жив, но и даже  популярен!

Хорошо, что вдеревне  есть музей.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе всё-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Музей – живое воплощенье
Былых времен и дней былых,
Души и сердца отраженье
В вещах знакомых и родных.
Храня прошедшее живое,
Он тянет в будущее нить,
Его служение святое – собой века соединить!

Этот замечательный краеведческий музей находится в помещении бывшей  Пронинской  школы. Да, он  и  достался-то  нам  в  наследство  после  закрытия  школы.

Вот  небольшая  история  его  создания.

В 1993 г. в школе был введён курс «краеведение» как школьный компонент, работал краеведческий кружок.

Тогда по курсу «краеведения» не было ни учебников, ни единой (региональной) программы. В эту программу  было разрешено вносить изменения преподавателям краеведения в зависимости от реальных возможностей местности, где расположена школа.

Учителя  воспользовались этой возможностью и после посещения, осенью 1992г. краеведческого музея в г.Весьегонске, где увидели многие музейные предметы, которые можно собрать в нашей сельской местности, решили заняться этой работой. Путь начала собирания таких предметов был  тогда один – поисковые экспедиции. Наша первая экспедиция, которая состоялась  во время зимних каникул 1993года,  увенчалась успехом. И вот из сараев, с чердаков (накатов) жилых домов и просто из домов окрестных деревень (Чернецкое, Пронино) перекочевали в школу старинные вещи. Ребята и учителя с интересом их рассматривали (лапти, зыбка, глиняные горшки, кувшины, прялка, самовар, ступа с пестом, трубка для самовара, тушилка – были первыми предметами старины, принесённые в школу). Оказалось многие подобные вещи и предметы быта хранятся у них или на накатах в доме или дома у себя, родителей, бабушек, знакомых. И в школу с удовольствием ребята и учителя начали приносить различные интересные  предметы быта и культуры, различные приспособления, которыми пользовались в крестьянском хозяйстве наши предки.

Так у них появилось совершенно новое увлекательное дело – собирательская работа с целью создания краеведческого уголка крестьянского быта родного края.

Далее занятия кружка, экскурсии, поисковые исследования, встречи с местными жителями – привели к накоплению материала о родном крае. Предметов старины собралось столько, что появилась необходимость их систематизации, сохранения, учёта и использования. Учёт поступивших в школу  предметов вёлся (и сейчас ведётся) путём записи их в инвентарную книгу. И вот по мере накопления материала был создан краеведческий уголок предметов быта, в 1995г. к 50летию Победы в Великой Отечественной войне – уголок боевой славы «Они сражались за Родину».

Постепенно уголок перерастал в краеведческий музей и в апреле 2000г. на педсовете было принято решение о создании школьного музея, определяя профиль музея, как краеведческий, предоставляя помещение для него в кабинете истории. Кабинет истории перегородили и разместили там школьный музей. Но со временем места там стало мало, многие предметы, документы, книги хранились в сундуках и в шкафах и не были выставлены как экспонаты музея, трудно было создать музейные экспозиции. Так как другого помещения для музея в школе не  было, Галина Леонидовна Сорина, завуч школы, предложила убрать перегородку и разместить экспонаты музея полностью в кабинете истории, то есть уроки проводить в самом музее. И вот летом  2004 года работники  и  ученики школы занялись этой работой – создание  школьного  краеведческого  музея, который стал их общим делом, и каждый внёс в это дело посильный вклад. Это результат работы ребят, учителей, работников школы, родителей, местных жителей, которые с пониманием откликнулись на такое  замечательное  увлечение, узнав о создании в школе музея, и с удовольствием предавали в школу предметы старины во время поисковых экспедиций, а иногда и сами приносили различные предметы для музея в школу.

Любовь  Михайловна  Соколова  с  благодарностью говорила  о помощниках, с которыми оформляла  экспонаты музея, музейные экспозиции и вообще о тех, кто оказывал  большую помощь в работе школьного музея. Это Нечаева М.М., Иванова Е.Г., Виноградов М.Д., родители: Козлова О.О., Виноградова И.В. Я  на  тот  момент  тоже  была  работником  этой  школы  и  родителем  в  одном  лице  и  была  активным  помощником  в  создании  этого  музея, даже  была  членом  Совета  Музея.

Трудно переоценить положительную роль музея в пропаганде знаний по истории, культуре и быту родного края. Был  организован учёт музейного материала, аккуратно велась  инвентарная книга с описанием музейных предметов, проводилось  целевое использование музея в учебной деятельности и во внеклассной работе. В школе  в  то  время  была разработана система воспитательной работы, тема которой «Духовные традиции русского народа».

Материалы музея целенаправленно использовались на уроках истории, краеведения, изобразительного искусства, литературы, русского языка, а также на уроках в начальных классах. Тогда в  школе  был  введён новый курс «Введение в народоведение» в начальных классах ив 5 классе. На этих уроках материалы школьного музея очень широко использовались  как дидактическое пособие, а иногда эти уроки учителя проводили не  в  своем  классе, а в самом  музее.

Предметы музея также использовались  во внеклассной работе, служили  для оформления сцены во время проведения фольклорных праздников, спектаклей.

Работа музея велась  с помощью Актива музея, который возглавлял Совет музея из (числа) учителей, родителей. Он руководил разнообразной деятельностью юных краеведов, так как школьный музей использовался  не просто как наглядное пособие к урокам. Работа велась  по плану, который состоял  из 4 – х разделов:

1)                 поисково – исследовательская работа  ( тогда она в основном  была  посвящена 60-летию Победы);

2)                 работа отдела фондов (учёт, ведение инвентарной книги);

3)                 экспозиционная работа (создание новых экспозиций);

4)                 экскурсионно – массовая работа  (подготовка и проведение силами учащихся экскурсий в музее).

Богатая экспозиция музея состоит из нескольких разделов. В самом большом  разделе представлены предметы быта, одежда, изделия декоративно-прикладного искусства русского народа. 

Наш краеведческий музей – музей в основном крестьянского быта. Интерьер русской избы – это высокое искусство, искусство в котором громадный жизненный опыт крестьянина воедино сплавляется с его врождённым эстетическим искусством.

Крестьянская изба – это царство дерева. Всё, или почти всё, сделано здесь руками крестьянских умельцев.

Привозного, покупного мало: деньги в деревне были дороги. Долгими зимними вечерами долбили громадные ковши смелой и благородной формы, резали миски и ложки, плели кошели и солонки, в которых соль всегда оставалась сухой, мастерили из бересты туеса для ягод, мёда и грибов,  мастерили зыбки для младенцев, сундуки для хранения приданного невесты, скатертей  и  полотенец, нарядной праздничной одежды, ступы с пестом, жернова и так далее. Предметом особой гордости считались прялки. 

Между хозяйками существовало своеобразное соревнование: чья прялка украшена более тонкой росписью и резьбой. Поэтому в деревне редко встречались две одинаковые прялки. Из дерева мастерили и ткацкие станки. Вещи все простые и обычные, и делались, понятно, не для выставки. Быть может, порой они получались слегка корявыми и грубоватыми, но сколько в них внутреннего изящества, вкуса, стремления мастера к прекрасному. В душе крестьянин – труженик всегда уживался с художником, и поэтому самую простую повседневную утварь он создавал по единому закону пользы и красоты: не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линиями, цветом. И так во всём – от конька на крыше до коника на печи.  У  нас  есть  возможность  не  только  рассказать, что  такое  «Красный  угол», «Бабий  кут», но  и  показать  экспонаты, которые   их  составляют.

Раздел «Это школьной истории строки» состоит из нескольких экспозиций:
- «История школы». Экспозиция рассказывает об истории школы, о директорах школы и учителях, внесших свой вклад в развитие школы в разное время;

- «Школьные  принадлежности  из  прошлого»;

- «Школьная  форма  80-90 гг.»;

- «А годы летят…». В основе экспозиции фотографии выпускных классов разных лет.

Раздел «Память  пылающих  лет», наверное, гордость  музея, т.к. этот  раздел  хранит  много  подлинных  документов, наград, фотографий, писем  фронтовиков и тружеников тыла.

На данное время в музее хранятся более четырехсот экспонатов, это уникальные предметы домашней утвари, старинная одежда, подлинные документы и награды участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, школьные  принадлежности разных времен Музей рассказывает об истории  поселения, о  жителях, о  работе  школы   и об  учителях.

В стенах школьного музея проводятся музейные уроки, уроки мужества, экспонаты музея часто используются на различных   мероприятиях. Здесь проходят выставки, торжественные мероприятия, отмечаются знаменательные даты и праздники.

  

За годы функционирования музей посетило  очень  много человек, и  каждый  остался  доволен.

Музей нам дарит много впечатлений.Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живет русская душа!
Русские традиции храня, 
Мы память чтим, и свято бережем,
Все, что досталось от далеких предков
Мы в маленьком музее сбережем!

Материал подготовлен Ольгой Новожениной,

библиотекарем Чернецкой сельской библиотеки

 

Air Jordans

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей