На Руси учились так

Экскурс в историю

Сегодня мы поговорим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались.

Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало знают о православной вере и не готовы к учёбе. Так обучение распространилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях.

Покровителем учащихся считается святой Сергий Радонежский. В возрасте 10 лет юного Варфоломея, такое имя дали С. Радонежскому родители, отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия Радонежского.

По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Варфоломей, поклонившись, с волнением поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец отдал Варфоломею кусочек просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

То, что мы теперь называем школьными предметами, в средневековье называли искусствами, художеством, хитростью.

Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября. Поговорка гласит:  «Пророк Наум наставит на ум».

Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Главными школьными предметами были часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука. Часослов включает молитвословия ежедневных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.

Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, отсюда и выражение «Писать с красной строки». Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день выводили буквы — аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Когда появилась бумага, писать стали гусиными перьями.

Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница. Чтобы чернила быстрее высыхали, лист бумаги посыпали песком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Песочницу затем сменила промокашка или промокательная бумага.

Грамоту осваивали по Святцам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи минеи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православной церкви. Причём повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по месяцам и дням года.

Когда ученики уставали, им разрешалось побегать по двору. В полдень учеников отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к занятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были заучивать на уроке. Заученное произносили хором и несколько раз. Каждый старался кричать как можно громче. Кто начинал озорничать, того ждали горох и розги. Тяжёлым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами. Но ещё больше боялись они розг.

Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кровавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невозможно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили такую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».

Чтобы обучение шло успешнее, родители учеников старались по мере возможности щедро одаривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зиму преподаватель получал два рубля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг родители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с тех времён одноклассников стали называть «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!» Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угощение. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились.

Загадки про учение:

• Какая водица только для грамотных годится? (Чернила

• Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный)

• Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга)

По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, потому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики становились книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

Подготовила Наталия Давыдова, библиотекарь Ивановской сельской библитеки

 

 

 

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей