А начиналось всё так…

В нашем старинном городе функционирует профтехучилище N11. Нынешний год для него – юбилейный: осенью исполняется пятьдесят лет.

Получилось так, что я стал первым директором и создателем этого учебного заведения профтехобразования. Создавалось оно тогда в ряду других учебных заведений трудовых резервов Калининской области как школа ФЗО N27.

Полагаю, что вашим читателям не безынтересно будет узнать о том, когда и в каких условиях зародилось это учебное заведение.

 

                                                                                          В.Н. Кангин, ветеран профтехобразования, ветеран войны.

Таких остались единицы

В 1987 году в Подольске открылся музей профтехобразования Российской Федерации – первый и единственный в СНГ государственный музей профтехобразования. В экспозициях музея – история развития профтехобразования России.

Сразу же после начала работы музея его работники, между прочим, решили также выяснить, сколько человек из числа ветеранов этой системы в стране и кто именно проработал на посту директора учебного заведения не менее 25-30 лет. Выяснилось, что – единицы. А вот из числа тех, которому довелось возглавлять почти все виды учебных заведений – лишь один. Это – автор этих строк.

Мне, проработавшему без перерыва почти 32 года директором, довелось руководить школой ФЗО, специальным ремесленным училищем, ремесленным училищем по механизации сельского хозяйства, профессионально-техническим училищем с 12-летним сроком обучения, профессионально-техническим училищем в исправительно-трудовом учреждении, городским профтехучилищем и техническим училищем для молодёжи со средним образованием. Фактически довелось пройти полный (шестилетний) курс директорских университетов.

 

Из Твери – в Весьегонск

А начиналось всё в Весьегонске…

Провоевав всю войну с её первого дня до дня Победы, закончив её в Германии и отслужив более года в Северной группе советских войск на территории Польши, в августе 1946 г. я был демобилизован из армии как специалист народного хозяйства с высшим образованием и прибыл на постоянное местожительства в г.Калинин, где проживали родители жены.

На действительную службу был призван в январе 1940 г. с должности завуча средней школы и по закону мог претендовать на эту должность. Однако в калининских общеобразовательных школах вакансий не было, и мне порекомендовали обратиться в областное управление трудовых резервов. Я воспользовался этим советом, и начальник управления Стучалкин А.И. предложил мне стать директором школы ФЗО N27 на базе «Воендревкомбината» Весьегонска.

Западную часть тогдашней Калининской области я хорошо знал, ибо с ноября 1942 г. по июнь 1944 г. участвовал в освобождении г. Великие Луки, Новосокольнического, Невельского, Пустошского и Себежского районов (эта часть нынешней Псковщины тогда входила в Калининскую область), но мало знал о центральной, восточной частях и совсем не знал северной. Когда я поинтересовался, где он, этот Весьегонск, начальник управления показал мне его на карте области. Рассмотрев, что он связан, хотя и тупиковой, но железной дорогой, я согласился, но с условием, сначала съездить туда и предварительно ознакомиться с местом своей будущей работы. Согласие было получено, и мне вместе с командировочным удостоверением на руки выдали рекомендательное письмо районному руководству.

Родители жены объяснили мне, что в связи с созданием Рыбинского водохранилища большая часть старинного русского городка Весьегонска затоплена, а нагорная часть его теперь именуется посёлком. Район называется Овинищенским. Из Москвы туда надо ехать с Савёловского вокзала ленинградским поездом.

Итак, я оказался в этом Овинище, где, как выяснилось, всего несколько домов, а на мой вопрос: «Где районные учреждения?» мне ответили, что здесь находится лишь название района, а его центр – в селе Кесьме. Прошагав часа два, я прибыл на место.

 

«Вам понравится!»

После нашей обстоятельной беседы секретарь райкома партии по кадрам Кудрявцев вручил мне коротенькое письмо на имя начальника весьегонского «Воендревкомбината», где было сказано: «Бывший фронтовик, капитан запаса, педагог Кангин В.Н. направляется на должность директора школы ФЗО». На моё замечание, что я ещё не директор, что, возможно, там мне не понравится, он отпарировал: «Понравится, понравится! Уверен, что останетесь там!» Я понял, что конкурса на эту должность не существует.

Проделав несколько километров по полям и перелескам, я оказался на железнодорожном разъезде железнодорожной линии Овинище - Весьегонск. Пассажирский поезд, как ему и следует, прибыл по расписанию, но он состоял из нескольких товарных вагонов. Вот с таким «комфортом» я прибыл в Весьегонск, где мне надлежало жить и трудиться почти два года.

Приехал я поздно вечером. Пройдя полкилометра через поле, я оказался на окраине посёлка, где начиналась главная улица. Первый же одноэтажный длинный деревянный дом с правой стороны оказался Домом колхозника.

 

Решение принято

На другое утро я предстал перед начальником «Воендревкомбината» капитаном Кратиновым И.Д. (через много лет он стал почётным гражданином города Весьегонска) в его кабинете щитового домика.

В Весьегонске школы ФЗО фактически тогда не было. Имелось лишь решение о её создании. Всё нужно было начинать с нуля. Само базовое предприятие, хотя и имело громкое название «Воендревкомбинат», но, созданное в военные годы, располагалось ещё в многочисленных огромных бараках-засыпушках. Работа предстояла огромная. Преодолевая большие трудности, надо было создать новое учебное заведение, которое из колхозных мальчишек должно готовить молодых строителей.

Из беседы с Иваном Дмитриевичем я понял, что он желает, чтобы я возглавил эту работу и создал школу, ибо комбинату нужны были столяры и плотники.

Я размышлял, как мне быть? В памяти промелькнуло воспоминание двухмесячной давности. Вот я, демобилизовавшись, с женой и дочуркой еду из Польши в Калинин. Не могу без боли смотреть на мелькавшие в окнах вагонов разорённые города, сёла и деревушки, измученные людские лица. И ещё запомнились грязные, одичавшие без опеки взрослых мальчики. Осиротевшие в войну, они слонялись по вагонам, на полустанках, независимые, но жалкие.

Фронт до весьегонского края не дошёл, но война опалила всю страну. Не менее половины мальчишек этого края тоже осиротело, потеряв на фронте отцов.

Мог ли я, бывший фронтовик, отказаться от такой работы, которая в какой-то мере будет помогать стране восстановить народное хозяйство, до некоторой степени облегчит участь полусирот, дав им возможность получить профессию? И я принял решение стать директором новой в области школы ФЗО N27.

 

Начало

С этим я вернулся в Калинин. И вот появился приказ областного управления трудовых резервов от 26 ноября 1946 года за N637 о назначении меня директором школы ФЗО N27 Весьегонска. С разрешения начальника управления два дня знакомился с работой школы ФЗО N12 г. Калинина и к 1 декабря вернулся в «Воендревкомбинат», имея в кармане этот приказ, печать, угловой штамп и личную трофейную пишущую машинку, но уже с заменённым на русский текст шрифтом.

Контингент учащихся был определён в 100 мальчиков, которые должны обучаться в четырёх учебных группах: две – на столяра и две – на плотника.

Комбинат выделил школе землянку-барак под общежитие со ста деревянными кроватями и пятьюдесятью деревянными прикроватными тумбочками, не отапливаемые сараи под мастерские и классы, брусчатый деревянный дом, в одной половине которого четыре квартиры для работников, а во второй мы оборудовали красный уголок  канцелярию.

 

Они были первыми

Областное управление прислало на должность старшего мастера инженера по деревообработке Котикова П.А., а райком партии на должность пом. директора по культурно-воспитательной работе Мешкову Т.Н.

Мне при помощи отдела кадров комбината удалось подобрать хороших работников. Вот они: старший бухгалтер Малышев В.Д., помощник директора по хоз. Работе Ванин И.Д., руководитель физвоспитания Кузнецов В.. воспитатель Ванин Г.И., старший комендант Мальцев В.П., мастера производственного обучения групп столяров Шкурин и Гормин, мастера производственного обучения групп плотников Озеров и Аревихин, секретарь-машинистка Косикова К., счетовод-кассир Данилова К., библиотекарь Кангина А., кастелянша Герасимова В., кладовщица Горихина Н., уборщицы Дёмина В. И Анфиса. Комсоргом школы был Миша Барсов (впоследствии он стал секретарём РК КПСС Сандовского района, лектором обкома партии, зав. областным отделом культуры).

Учащиеся были обеспечены трёхразовым питанием. Питались они в рабочей столовой комбината и обеспечивалось это коллективом работников столовой ОРСа комбината.

Работники школы, все без исключения, отдавали новой для них работе все силы, старания, опыт и очень уважительно относились к учащимся. Дисциплина была безукоризненной.

 

Мы строили мирную жизнь

Занятия первого набора учащихся начались непосредственно с настоящего дела. Утеплили сараи и оборудовали себе первые мастерские и классы, а также другие необходимые помещения. Комбинат во всех этих помещениях построил печи, калориферы и выделил необходимые материалы в достаточном количестве.

Теперь трудно сказать, кем больше приходилось мне тогда быть – строителем, воспитателем, отцом, братом? Скорее всего – всем одновременно. Директор жил одной жизнью вместе с воспитанниками, выполняя вместе с ними все работы по возведению своей школы. Чтоб их отучить курить, сам бросил и с тех пор не курю. Мы с мальчиками были счастливы от сознания того, что строим для себя, для мирной жизни. Тогда учащимся и шалить-то практически было некогда. Ежедневно после плановых занятий все они добровольно трудились по три-четыре часа. Лишь по воскресеньям не работали, а отдавались спорту: зимой – лыжам, летом – лёгкой атлетике, футболу, волейболу и плаванию. Хорошее развитие получила в школе художественная самодеятельность. Ею руководила библиотекарь Кангина А.  Мальчишки взрослели, работая, и работали, мужаясь в труде.

В школах ФЗО срок подготовки рабочих тогда был шесть месяцев. В начале 1948 г. здесь проходил учёбу уже третий поток. Наш комбинат тоже благоустраивался. Новые его здания строились уже капитально, а освободившиеся старые здания цехов передавались нам. Там мы оборудовали просторный актовый и спортивный залы, новые мастерские и учебные кабинеты. Оборудовали себе прекрасный спортивный городок, построили тир для стрельбы из малокалиберных винтовок на расстояние 25 метров. Построили даже прекрасную водную станцию. К началу 1948 г. комбинат решил все вопросы по проектированию и финансированию типового деревянного общежития на 100 чел. Для наших учащихся. Мы сами приступили к его возведению.

По заключению приезжих к нам работников областного управления трудовых резервов наша школа ФЗО N27 стала одной из лучших и обеспеченных учебных заведений трудовых резервов области.

Без всякой подсказки сверху наш коллектив сам, по своей инициативе, взял шефство над колхозом в дер. Суково, председателем которого тогда был Антонов. Осенью 1947 г. коллектив школы целый месяц находился в этой деревне и помог колхозникам убрать лён со всей площади. Другого такого примера в районе не было. Это выяснилось уже потом.

Так что именно в Весьегонске мне довелось начать свои директорские университеты в системе профтехобразования и, полагаю, не безуспешно завершить первый его курс.

 

«Вы создали новую школу»

В конце июля 1948 г. я был с докладом об итогах учебного года у нового начальника областного правления трудовых резервов, тоже бывшего фронтовика, Героя Советского Союза Батышева С.Я. (потом он стал зам. Пред. Госпрофобра СССР, действительным членом Академии педнаук СССР, народным депутатом СССР).

После моего официального доклада он мне сказал: «Вы, Валентин Никитич, создали новую, притом хорошую школу ФЗО. Спасибо Вам за это! Я предлагаю Вам оставить Весьегонск, налаженную школу ФЗО и переехать в Кувшиново. Там находится одно из двух в области и одно из тридцати в Союзе специальных ремесленных училищ с 4-летним сроком обучения, созданных в стране в 1943 г. вместе с военными суворовскими училищами специально для обучения и воспитания детей-сирот войны. Училище является одним из самых отстающих в области. С этим мириться мы не можем никак. Помогите нам сделать его, наконец, хорошим учебным заведением».

Я просто не мог отказаться от такого важного, ответственного поручения и в августе 1948 г. уже приказом самого Министра трудовых резервов СССР в порядке перевода был назначен директором специального ремесленного училища N22 г. Кувшинова, где продолжались мои директорские университеты.

По итогам 1948-1949 уч. года училище заняло первое место в области, а по итогам следующего учебного года ему было присвоено третье место по Союзу. Так мне удалось завершить второй курс университета…

Затем были другие не менее ответственные задания, но примечательно то, что старт всему был дан в Весьегонске полвека тому назад, в ноябре 1946 г. Я очень рад этому.

 

                                                                                      В.Кангин

                                                                                      Газета «Весьегонская жизнь», 1996 г.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей