Настоятель церкви Покрова Святой Богородицы в с. Макарово отец Феодор (Беляев)

Последним священником церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Макарово Весьегонского уезда был отец Феодор. В миру Феодор Евгеньевич Беляев.

Родился Феодор 12 ноября 1867 г. в селе Везгум Белозерской волости Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье священника Евгения Беляева.

В 1889 г. окончил Олонецкую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника.

Затем служил в Троицком храме села Улома Череповецкого уезда.

В 1919 г. был арестован Череповецкой ЧК, но вскоре освобождён.

29 марта 1922 г. арестован вместе с членами церковного совета и председателем женского приходского совета защиты храма от ожидавшегося изъятия церковных ценностей. Все были заключены в Череповецкую тюрьму.

17 мая 1922 г. губернский революционный трибунал вынес приговор: «Беляева Феодора Евгеньевича, Череповецкой губернии и уезда, Уломской волости, деревни Улома, пятидесяти четырех лет, священника уломской церкви и председателя церковного совета заключить в исправдом на четыре года».

После освобождения о. Феодор вернулся служить в то же село, но в 1931 г. снова был арестован за невыполнение произвольно назначенной нормы хлебозаготовок и приговорен к пяти годам ссылки

Таким был путь православного пастыря во время гонений: из пятнадцати лет церковного служения, с 1918 по 1933 год, восемь лет он нес крест исповедничества, пребывая в заключении и ссылке.

Но и после этой ссылки, в 1933 году, судьба снова не была благосклонна к отцу Фёдору. Местом его службы была назначена церковь с.Макарово Весьегонского уезда.   /Те, кто еще немного помнят историю становления советской власти в СССР, знают, что волость эта была «Весьегонским Гуляй-полем». Можно сказать, что в роли знаменитого батьки Махно здесь был И.Е.Мокин/

К этому моменту он, уже не имея ничего своего, ни дома, ни имущества, жил в церковной сторожке вместе со сторожем, глубоко верующим православным человеком. Семья — четыре дочери и три сына, были самостоятельны и жили кто где устроился, супруга Лариса Михайловна — в Весьегонске.

17 марта 1937 г. сельсовет закрыл храм. Отец Феодор написал жалобу во ВЦИК и собрал под ней подписи верующих. А пока храм был закрыт, ходил по домам прихожан, служил молебны и совершал требы. Именно с его благословления, чтоб не допустить надругательства, «бесследно» исчезли иконы из часовни д.Мордкино, затем исчезла и сама часовня, как и все остальные в волости, а на ее месте в конце 50 х годов было выкопано картофелехранилище.

Отец Феодор всю свою жизнь ратовал только о храме и службе и ничего не боялся; когда не стало хватать средств на содержание храма и на дрова, потому что власти обложили приход налогами, он сам пошел собирать деньги среди прихожан. Сельсовет донес об этой деятельности священника в соответствующее учреждение, но тогда дело осталось без последствий.

Через месяц сельсовет объявил, что на территории деревень, прилежащих к Ёгонскому сельсовету, началась эпидемия сыпного тифа, и священнику было запрещено ходить по домам. Это была явная ложь, и о. Феодор продолжал ходить по селам и деревням, неся людям слово Божие и благодатные таинства. Увидев, что этими средствами урезонить его не удастся, власти наладили против него следствие, но оно опять кончилось ничем.

Бывало, когда о. Феодор приходил в сельсовет платить налоги, председатель принимался его убеждать, что Бога нет и религия это обман, пытался уговорить его оставить все церковное и священническую службу. Но в своем исповедании православия о. Феодор был тверд  всегда так отвечал:

— Веры я никогда не оставлю и умру на службе священником.

8 октября 1937 года о. Феодор был арестован и заключен в тюрьму в Весьегонске. Тогда ему было уже семьдесят лет. При аресте взяли последнее, что у него оставалось, — девятнадцать книг духовного содержания и портрет Иоанна Кронштадтского; святой праведный Иоанн не раз проезжал теми местами, где служил о. Феодор.

В течение двух дней, 12 и 13 октября, состоялись допросы «свидетелей» — колхозного бригадира и колхозников. Выбирались, конечно, свидетели неверующие и нецерковные, которые могли дать показания в соответствии с пожеланиями сотрудников НКВД. Но авторитет о. Феодора среди народа был столь велик, что никто не хотел наговаривать лишнего. На вопросы следователя отвечали так:

— В 1935 году в момент снятия колоколов с Макароевской церкви Беляев мобилизовал верующих для препятствия удалению колоколов. В момент зернопоставок государству 1936 года Беляев в церковной сторожке говорил, что советская власть путем заготовок у колхозников отбирает весь хлеб, а колхозникам оставляет только отбросы. В то же время говорил, что колхозы организованы для того, чтобы советская власть имела возможность ими распоряжаться против воли народа. Летом 1937 года, когда я был на косьбе клевера, мимо меня проходил Беляев, который сказал, что хорош вырос клевер, но не для колхозных лошадей, а для советской власти. В июне и июле месяце 1937 года я неоднократно встречался в Егонской лавке с Беляевым, который ввиду временного перебоя вольной продажи хлеба говорил, что ну вот, колхознички, осенью хлеб отдаете государству, а весной за килограммом стоите в очереди целыми днями. Дополняю, что в апреле месяце, в момент моего случайного нахождения в церковной сторожке, Беляев говорил со своим сторожем о том, что советская власть насильно, против воли народа закрывает церкви с целью препятствования верить православным. В том же месяце он негласно мобилизовал церковный совет на сбор подписей от окружающего населения о восстановлении службы в Макаровской церкви.

Другая свидетельница показала:

— В марте месяце 1937 года Макаровскаяцерковь была закрыта, после чего Беляев говорил, что советская власть преследует вероисповедание то есть насильно, против воли народа закрывает церкви, причем Беляев негласно собирал церковные собрания верующих в помещении церковной сторожки и агитировал о сборе подписей по домам от населения, чтобы разрешили церковную службу, вследствие чего верующие кулаки, например, церковный сторож и другие, ходили по селениям, в то же время Беляев и сам этим делом занимался.

15 октября следователь допросил о. Феодора:

— Проживая в деревне Макарове Егонского сельсовета, вы систематически вели контрреволюционную агитацию, выступали против проводимых хозполиткампаний. Признаете ли вы это?

— Антисоветской агитации я не вел, против проводимых хозполиткампаний я не высказывался.

— В 1935 году при изъятии колокольной бронзы в церквях и в апреле 1937 года вы на почве религиозных убеждений создавали недовольство среди населения, настраивали его против советской власти, при этом вели антисоветскую агитацию. Расскажите следствию, в связи с чем это вы проводили контрреволюционную деятельность?

— Разговора о снятии колоколов в церкви с моей стороны я не помню, насчет закрытия церквей разговор в сторожке в апреле 1937 года был. Я говорил, что скоро все церкви закроют, а верующим советская власть веровать запретит.

— При выполнении зернопоставок колхозниками летом 1936 года и в июне 1937 года вы вели антисоветскую агитацию против государственных зернопоставок, при этом высказывались в контрреволюционной форме. Припоминаете ли вы это?

— Я этого припомнить не могу, потому что антисоветской агитации я не вел.

— Летом 1937 года, в июне и в июле, на почве временного перебоя в торговле хлебом, вы, бывая в лавке Ёгонского сельпо, неоднократно высказывали антисоветские взгляды, создавали недовольство среди населения. Расскажите, как вы высказывались у Ёгонского сельпо.

— У Ёгонской лавки летом 1937 года в момент перебоев в торговле хлебом, это было в июне и июле, я неоднократно говорил среди населения, что раньше при царе было всего много, и хлеб был, а теперь при советской власти хлеба не стало, приходится в очереди стоять. Кроме этого я ничего не говорил.

На этом допрос был закончен; в тот же день было составлено обвинительное заключение и отправлено на рассмотрение Тройки НКВД.

 1 ноября Тройка постановила о. Феодора расстрелять.

Священник Феодор Беляев расстрелян через день, 3 ноября 1937 года.

В августе 2000 г. причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

 

При подготовке материала были использованы:

1.      Мученики, исповедники и подвижники благочестия РусскойПравославнойЦеркви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3 – Тверь, 2001.

2.      Православный церковный календарь 

3.     Воспоминания местных жителей

Материал подготовлен Татьяной Девальд

 

NUESTRAS MARCAS

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей