Час истории "Строительство железной дороги "Овинище-Весьегонск"

В Ивангорской сельской библиотеке прошёл час истории, посвящённый строительству железной дороги от станции Овинище до города Весьегонска.

В библиотеке хранится карта 1939 года строительства и ввода в эксплуатацию железных дорог СССР. Также юные читатели имели возможность познакомиться с воспоминаниями В.И. Кузнецовой о переезде семьи на строительство этого участка железной дороги.

Железная дорога от Красного Холма до села Овинище (станция Овинище-I) была проведена в 1913 году; при этом первоначально предполагалось сделать в Овинище точку пересечения двух железнодорожных линий: Москва — Калязин — Сонково — Череповец и Санкт-Петербург — Мга — Хвойная — Рыбинск[1]; для планируемого железнодорожного узла построили вторую станцию Овинище-II к западу от Овинище-I.

В 1918 году было принято решение о строительстве железнодорожной ветки Овинище — Весьегонск — Суда, которая в условиях войны имела значение рокадной дороги, соединявшей железнодорожную линию Санкт — Петербург — Череповец — Вологда с Савёловским радиусом. Органы управления строительством железнодорожной линии были расположены в Весьегонске (единственном городе, через который проходила дорога); в конце 1918 года начато строительство деревянного моста через Мологу. В 1919 году по одним данным было открыто движение на 42-километровом участке от Овинище до Весьегонска (вместе со станцией Весьегонск), по другим данным — открыто сквозное движение до Суда (в том же году было завершено строительство на участке Овинище — Пестово). В 1920 году железнодорожные строители были в спешном порядке переброшены на другой участок в Саратовской губернии.

После окончания Гражданской войны участок Овинище-II — Весьегонск действовал и обслуживал небольшие предприятия Весьегонска; судьба участка Весьегонск — Суда остаётся неясной: по мнению исследователя С. Д. Болашенко он, скорее всего, был заброшен и частично разобран через несколько лет после строительства, несколько менее вероятной представляется версия, что участок оставался действующим вплоть до его затопления при наполнении Рыбинского водохранилища в 1940 году; по данным газеты «Октябрьская магистраль» движение по линии, установленное в 1919 году, прервалось после пожара на деревянном мосте через Мологу, а по данным Людмилы Синицыной - этот мост был разрушен из-за того, что сильно мешал судоходству.

После начала Великой Отечественной войны и установления блокады Ленинграда было вновь возникла необходимость в рокадной железной дороге, а в декабре 1941 года Государственным комитетом обороны было принято решение о строительстве железнодорожной линии Весьегонск — Суда. Однако это решение выполнено не было, а Савёловский радиус и линия Санкт-Петербург — Вологда были соединены перемычкой Кабожа — Подборовье.

  

Подготовила Валентина Ковальчук, библиотекарь Ивангорской библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей