Никольский Алексей Иванович

Алексий Иванович Никольский (1877 - 1938), протоиерей, священномученик.

Родился 10 февраля 1877 года в селе Генино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Никольского.

В 1892 году Алексей окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1898 году – Вифанскую духовную семинарию, а в 1902 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

C 1902 года служит помощником ректора Тверской духовной семинарии.

Алексей Иванович следил за литературой, знал историю, был хорошим собеседником, обладал хорошими манерами. Он был остроумен, весельчак, первый танцор. Ему ничего не стоило приехать из Твери на бал в Благородном собрании в Москве и ночью выехать в Тверь, чтобы к утру быть на работе. Дамой его на этих балах бывала красивая, изящно одетая двоюродная сестра.

Впоследствии - преподаватель в Рославльском духовном училище, помощник секретаря и член правления "Общества во имя свт.Тихона для вспомоществования бедным".

В 1904 г. женился на Анне Николаевне Копьевой, младшей из двух дочерей известного протоиерея, настоятеля церкви Спаса Преображения в Наливках, строителя православных церквей в Польше и Финляндии. Алексей отказался от представительной и уважаемой должности и решил принять священнический сан.

В том же 1904 году был рукоположен во священника. Попросил направить его служить не в городской, а в сельский храм, сам объехал множество подмосковных церквей и остановился на с. Троицкое-Кайнарджи и стал настоятелем Троицкого храма в этом селе.

Отец Алексий хотел сплотить прихожан и поднять авторитет церковнослужителей, которых одна часть русского общества третировала как малоразвитых, а другая - завидовала им, как мнимо богатым. В Троицком о.Алексия очень уважали, любили, считались с ним, причем это были люди не только простые, но и интеллигенция. О.Алексий устраивал службы по образцу старинных, например, - длинную всенощную с перерывами для отдыха и раздачей хлеба для подкрепления сил. Он переписывался и уделял много внимания беседам с такими лицами как профессора: Ушаков, Некрасов, Строганов.

Был хорошим проповедником, причем в проповедях знакомил прихожан с историей Церкви, объяснял смысл богослужения. С 1907 года преподавал Закон Божий в Кожуховском земском училище.

После революции 1917 года семья о.Алексия бедствовала. Кто-то из прихожан подарил ему корову, крестьяне выделили часть поля под покос и посадки картофеля, землю для огорода. Священник с матушкой управлялся по хозяйству с помощью сына и двух дочерей-подростков.

В 1921 г. во время кампании по изъятию церковных ценностей о.Алексий уговорил приехавшую комиссию принять церковное серебро на вес, и пока приезжие пили чай, а затем играли в футбол на лужайке перед храмом, посланные батюшкой доверенные люди обошли всех знакомых, и было собрано необходимое количество серебряных ложек, вилок и прочего - церковная утварь была спасена.

Популярность о.Алексия с годами возрастала, и это, конечно, раздражало районные власти, а чинимые ими утеснения (отняли картофельное поле, лишили доли в деревенском покосе и т.д.) только увеличивало всеобщее сочувствие к нему.

В 1929 г. исполнилось 25 лет служения о.Алексия в Троицком храме. Он был награжден митрой и не удержался от устройства торжества при ее вручении: депутации с поздравлениями приехали со всей округи. А перед тем было поднятие колокола - о.Алексий привез его из подлежавшей сносу церкви. Один из друзей батюшки, юрист, увещевал его «не слишком громко звонить».

В конце 20-х годов в соседней деревне Фенино открыли избу-читальню; присланный из Москвы комсомолец-избач повел себя нагло: не только насмехался над «предрассудками» селян, но начал приставать к местным девушкам. Местные ребята за это его раза два отколотили. Как-то раз, когда отец Алексий ночью проходил по деревне (видимо, его позвали к кому-то для исполнения срочной требы), в кустах раздался выстрел. Хотя отец Алексий шел в полном одиночестве, наутро местным властям о происшествии стало известно, и батюшку стали обвинять в подстрекательстве на убийство избача.

В 1930 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к трем годам ссылки.

В начале 1931 г. был выслан на лесоповал на реке Пинеге под Архангельском. В 1932 г. его перевели в д. Ваймуша на Обозерский лесопункт, где сконцентрировали высланное духовенство.

О.Алексий подружился в ссылке со своим напарником, священником из Весьегонска. Их поселили в крохотной комнатушке при домике, отведенном группе ссыльных монахинь. Плотно закрыв окна и двери, священники и монахини смогли совершать тайно церковные службы. Им удалось совершить службы Страстной Седмицы и Пасхи.

В 1933 г. был освобожден без права проживания в Московской области. За это время матушку с детьми лишили прописки в Московской области, выселили из дома и отобрали все имущество. Они приютилась у знакомых.

Был возведен в сан протоиерея, получил назначение под Весьегонск в с. Малое Фоминское и занялся ремонтом церкви, закрытой из-за ареста священника.

Матушке Анне Николаевне помогли купить домик в с.Малое Фоминское.

 

Из Следственного дела

по обвинению Беляева Н. И. (священника с. Никола-Высока),

Понамарева И. С., Каменского А. Н., Безручкиной П. А., Кудрявцевой М., Волкова А. С.

 

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

31.1.1934 г.

Я Уполномоченный Весьегонского райаппарата ПП ОГПУ МО Абрамкин допросил в качестве свидетеля священника Никольского Алексея Ивановича 1877 г-рожд. Уроженец дер Енино Лопасненского района МО Русский, женат, образование высшее, священник, судим в 1930 коллегией ОГПУ МО по ст. 58 п 10 УК РСФСР. осужден к 3 годам высылки в данный момент служит священником в дер М. Фоминское Ч.Дубровского с/сов. где и проживает

ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА ПОКАЗАЛ.

9 декабря 1933 в праздник "Егорьев день" на квартире у священника Знаменского Петра Ивановича я не однократно бывал, а так-же и на праздник был. где с ним обсуждали вопрос "О самообложении по поводу обложения священника Каменского я Никольский, Знаменскому ответил. что налог Каменского по справке в центре в синоде не соответствует существующим законо-положениям. После этого я от священника Знаменского пошел в дом к священнику Каменскому где увидал в его доме монашку Марию. Мологовского монастыря, какой-то имеет отношение к Н. Высоцкой церкви, проживает около Н. Высокое в какой-то деревне.

 Я, Никольский, спросил у Каменского, как дело обстоит с оплатой самообложения Каменский ответил, что благочинный Беляев ездил в Москву в Синод где получил справку о том, что самообложение на Каменского наложенное по своим размерам не соответствует существующим законоположениям, и РИК не извещает сельсоветы о распоряжениях центра. От чего и получается чехарда во взыскании в налогах.

14 Октября 1933 г. на праздник "Покров" у священника Ч. Дубровской церкви Каменского я, Никольский, был приглашен Каменским в гости к ему на квартиру, на что я согласился и по приходу к ему на квартиру я увидел, что в доме был священник Плетнев Василий, священник Константин Можевич Каменского прихода, и я Никольский, через несколько минут ушел к себе домой, кто после был у Каменского мне не известно. Больше показать нечего не могу.

Ззаписано верно и прочитано в слух в чем и расписуюсь.

Никольский Алексей Иванович

Допросил Упол. И. Абрамкин

лист 67

16 февраля 1938 года отца Алексия вызвали в райцентр «для проверки паспорта», где он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму в городе Весьегонске.

На следующий день были допрошены два свидетеля-родственника, бригадиры колхозов "Знамя труда" и "Новый путь". В начале февраля один из них похоронил жену, и по этому случаю они оба оказались в церкви. В этот день хоронили еще двух стариков. Бригадиры показали, что отец Алексий во время отпевания сказал:

"Вот эти два старика умерли как православные, они посещали церковь, причастились и умерли по-Божьи, а эта раба Божия – храм не посещала... При советской власти стало много умирать народа, люди стали слабые, живут в недостатках, храмы не посещают, а советская власть над храмами надругается и разрушает их, православных притесняют, молодежь совсем забыла церковь".

Также один из них показал, что когда в селе умер заместитель председателя колхоза, то его жена хотела после так называемой «гражданской панихиды» отпеть его в храме, но отец Алексий на это сказал: "Я его отпевать не буду, он не наш, Бога не признавал и в церковь не ходил".

В этот же день был допрошен и отец Алексий. На вопрос о том, кого он знает из священников, отец Алексий ответил, что знает только одного священника, с которым был в ссылке и которому исполнилось уже семьдесят лет и он в храме не служит. Следователь потребовал от него, чтобы он рассказал о своей антисоветской деятельности, и напомнил ему случай, о котором поведали свидетели.

Отец Алексий на это ответил:

"В первых числах февраля 1938 года мне пришлось одновременно отпевать трех покойников. Во время отпевания я произнес коротенькую проповедь, в которой выразил верующим свое удивление, что в один день приходится отпевать троих, раньше такие случаи были редки, и я призвал к покорности воле Божьей колхозников. Антисоветской агитации я не вел".

 

1938 г. Следственное дело Никольского Алексея Ивановича

 

 

ТЦДНИ
Фонд 7849 дело № 22057с
Уголовное дело по обвинению Никольского Алексея Ивановича
Начато 16.2.1938 г.
Окончено 19.2.1938 г.
На 18 листах
лист 1
                                                                                               Ордер № 10773

 
16.2.1938 г.
Выдан сотруднику Весьегонского Р/О УНКВД СССР по КО тов. ... на производство обыска и ареста гр-на Никольского Алексея Ивановича проживающего по адресу: д. М-Фоминское Чисто-Дубровского с/совета.
лист 2-2 об.
                                                                                                    Протокол
При обыске присутствовали: Когтев Михаил Сергеевич, Когтева Екатерина Дмитриевна д. М. Фоминское.
Вещей для конфискации не обнаружено.
Обыск и арест произведен уполномоч. Шувалов.
Жалоб и претензий не заявлено.
(Подпись везде: А. Никольская)
16.2.1938 г.
лист 3
                                                                                          Анкета арестованного
ФИО: Никольский Алексей Иванович.
Родился 10.2.1877 года в с. Генино Серпуховского р-на Московской обл.
Постоянное местожительство: д. Мало-Фоминское Чисто-Дубровского с/с Весьегонского р-на Калининской обл.
Место службы и должность: священник в д. Суково.
Профессия: служитель религиозного культа.
Имущественное положение в момент ареста: Дом, и больше ничего не имеет. Имущество распродал в 1930 году.
Тоже до 1929 года: одну корову.
Тоже до 1917 года: одну корову.
Социальное положение в момент ареста: служитель религиозного культа.
В Царской, Белой, Красной армиях не служил.
лист 3 об.
Социальное происхождение: сын служителя религиозного культа.
В политических партиях не был.
Русский, гр-н СССР.
Беспартийный.
Образование: высшее, окончил духовную академию в 1902 году.
На воинском учете не состоит.
Судим в 1930 году по ст. 58 п 10 К осужден на 3 года срок отбыл.
Состояние здоровья: здоров.
Семья:
Жена Анна Николаевна, 53 лет, на иждивении мужа, проживает в д. М. Фоминское.
Сын Николай, 20 лет, -/-.
16.2.1938 г.
лист 4
                                                                                          Справка
Никольский Алексей Иванович, 1887 года рождения, ... лишался избирательных прав, судился ...
Председатель с/совета ...
16.2.38 г.
лист 5
                                                                               Справка о судимости
Никольский Алексей Иванович, 1877 г. р., ...
(справка выдана Калининской организацией)
лист 6
                                                                                   Протокол допроса
ФИО: Никольский Алексей Иванович, 1877 г. р., ... отец его имел дом, двор, корову, лошадь, 36 десятин земли церковной ...
лист 7
                                                                               Показания обвиняемого
17.2.1938 года.
Вопрос: Назовите, кого Вы знаете из служителей религиозного культа и бывших кулаков?
Ответ: Знаю я попа Знаменского Петра Ивановича в возрасте 70 лет, который в настоящее время в церкви не служит, с ним я вместе был в ссылке. Других служителей религиозного культа ныне проживающими в Весьегонском районе я не знаю, из местных кулаков я тоже никого не знаю.
Вопрос: Дайте показания о вашей антисоветской деятельности?
Ответ: В первых числах февраля месяца 1938 года мне пришлось одновременно исполнять религиозные обряды над троими покойниками в Мало-Фоминской церкви. Во время отпевания я произнес коротенькую проповедь в которой выразил среди верующих свое удивление тем, что в один день приходится хоронить три покойника, т. к. раньше таких случаев было мало, и здесь я призывал к покорности божией колхозников. Антисоветской агитации я не вел.
лист 7 об.
Других случаев подобных разговоров с колхозниками в церкви я не знаю.
Записано с моих слов верно и мною прочитано. (подпись)
Допросил н/опер. уполн. Весьегонского РО НКВД Благочев
17.2.1938 года.
лист 8 - 8 об.
                                                                                          Протокол допроса
17.2.1938 года. Я, ... Уполн. Весьегонского РО НКВД Благочев допросил в качестве свидетеля Каткова Матвея Васильевича, 1898 г. р., место рождения и местожительство - Малое Фоминское Чистодубровского с/с Весьегонского р-на. Русский, гр-н ССР. Паспорт не получал. Бригадир колхоза "Знамя Труда". Из крестьян средняков. До революции и после революции - крестьянин. Вдовый, имеет двоих детей. Образование низшее. Беспартийный. Не судим. На воинском учете не состоит. В Царской, Белой, Красной армиях не служил.
лист 9
                                                                                         Показания свидетеля:
3.2.1938 года мне пришлось быть в Малофоминской церкви по случаю похорон своей жены. В тот же день происходили похороны двух умерших стариков. Во время похорон, под видом проповеди поп Никольский Алексей Иванович обращаясь к собравшимся заявил:"Православные, вот посмотрите до чего мы дожили при советской власти, что по три человека приходится хоронить в один день, а ведь раньше, о. Рабы божьи церкви не посещают и пастырей своих не почитают, храмы божьи при советской власти разорятся. Молодежь ни бога, ни ближних не почитает". Что тогда поп Никольский еще говорил я не помню, т. к. был расстроившись в связи со смертью жены. Кроме этого по фактам антисоветской агитации со стороны Никольского я ничего не знаю. В нашей деревни Малое Фоминское поп Никольский Алексей Иванович проживает около трех
лист 9 об.
лет. Приехал откуда-то из ссылки, где он находился по приговору суда за антисоветскую деятельность. В дер. Малое Фоминское Никольский Алексей Иванович группировал вокруг себя церковников-проповедников, единоличников и разных лиц не имеющих определенных занятий.
Записано с моих слов верно и мною лично прочитано.
лист 10 - 10 об.
                                                                                             Протокол допроса
17.2.1938 г. Я, н/опер. Уполн. Весьегонского РО НКВД Благочев допросил в качестве свидетеля Родионова Алексея Павловича, 1902 г. р. Родился и проживает: д. Суково Чистодубровского с/с Весьегонского р-на Калининской обл. Русский, гр-н СССР. Паспорт не получал. Бригадир совхоза "Новый Путь". Из крестьян средняков. До и после революции - крестьянин. В семье - жена и 5 человек детей. Образование низшее. Беспартийный. Не судим. На воинском учете не состоит. В Царской, Белой, Красной армиях не служил.
лист 11
                                                                                           Показания свидетеля.
В первых числах февраля месяца 1938 года мне случайно пришлось быть в Малофоминской церкви на похоронах родственницы точнее сестры моей жены Катковой Натальи Ивановны. Одновременно в Малофоминскую церковь принесли хоронить двоих умерших стариков. Во время панихиды поп Никольский Алексей Иванович в виде проповеди начал такой разговор:"Вот эти два старика умерли как православные, они посещали церковь, причастились и умерли по-божьему, а эта раба божья - называя Каткову Наталью - храм не посещала, лепту пастырю не приносила, она не достойна царства небесного, а ее дети как грешницы будут страдать. При советской власти стало много помирать народа, все люди стали слабые, живут в недостатках, храмы не посещают, а советская власть над храмами надругается и разрушает
лист 11 об.
их, православных притесняют, молодежь совсем забыла церковь. Скоро ангел господний возвестит страшный суд и все грешники которые не посещают церкви будут богом наказаны. Крестьян загнали в колхозы и лишили их возможности верить в бога, жить им в колхозах трудно".
Несколько дней позже у нас в дер. Суково умер зам. председателя колхоза Корнилов Матвей Иванович, жена которого имела в виду похоронить мужа, точнее отпеть, после гражданской панихиды, в церкви, на это поп Никольский ответил:"Я его отпевать не буду, он не наш, бога не признавал, и в церковь не ходил", и все же на второй день втихомолку Никольский на могиле Корнилова совершал панихиду. Никольский Алексей Иванович лишался избирательных прав, арестовывался и был выслан на три года за антисоветскую деятельность. После высылки в 1934 году приехал в дер. Малое Фоминское и стал группировать вокруг себя б. кулаков и единоличников.
Записано с моих слов верно и мною прочитано.
лист 12 - 12 об.
                                                                                            Протокол допроса.
19.2.1938 г. Я, Пом. Начальника Весьегонского РОМ Кривенков допросил в качестве свидетеля Иванова Семена Ивановича, 1907 г. р., уроженец д. Иван-Погост, Весьегонского р-на, Калининской обл., там же и проживает. Русский, гр-н СССР. Паспорта не имеет. Рядовой колхозник колхоза "Динамо". Из крестьян средняков. До революции имел 4 десятины земли, коров 1-2, лошадей 1, дом и сельскохозяйственную постройку. После революции имеет: коров 1, лошадей 1, и постройка, с 1930 года в колхозе. Семья: жена Иванова Ирина Александровна, двое детей от 8 лет до 4 м-в, проживают совместно с ним. Окончил сельскую школу 1 ступени. Беспартийный. Не судим до революции. В 1934 году судим н/с Весьегонского р-на по ст. 162 п "Г" УК к 6 м-цам ИТР срок отбыл. Рядовой. В армии не служил.
лист 13
                                                                                             Показания свидетеля:
Вопрос: Знаете ли вы попа Никольского Алексея Николаевича.
Ответ: Никольского Алексея Николаевича я до дня похорон своей сестры т е до 3 февраля с/г совершенно незнал и никогда не приходилось встречаться. Узнал я его с 3 февраля с/г т е в день похорон своей сестры. Никольский Алексей Николаевич является попом Мало-Фоминской церкви с какого времени он в М. Фоминском попом незнаю, знаю что он два-три года назад в с. М. Фоминское откуда-то приехал. Подвергался ли он каким судебным репрессиям, органами Советской власти, для меня не известно.
Вопрос: Какие вам известны факты антисоветских проявлений со стороны Никольского Алексея Николаевича.
Ответ: 3 февраля 1938 года я был на похоронах своей родной сестры в д. Мало-Фоминском, где кроме моей сестры еще в церковь были привезены два покойника мужчины оба преклонных лет. Сестра моя также была привезена в церковь и поп Никольский Алексей Николаевич сразу по всем трем покойникам служил молебны. По окончанию молебнов, Никольский ввиде
лист 13 об.
проповеди говорил среди присутствующих в церкви. В начали он говорил о стариках что они умерли о божьему, были религиозные перед смертью, соборовались, один из них служил церкви 10 лет, а вот раба т е моя сестра Каткова Наталья Ивановна умерла как грешница у нее осталось двое детей и как грешницы дети будут страдать. Что Никольский говорил я не могу вспомнить но он говорил минут 10-15 не запомнился вопервых очень плохая память и то что я его "проповедь" не слушал и не обращал внимания на его слова т. к. я совершенно не верующий.
Вопрос: Много-ли было в церкви народу когда Никольский говорил "проповедь".
Ответ: Во время служения молебн и проповеди в церкви было народу человек 25-30 преобладающе родственники умерших и старые из посторонних.
Больше добавить не имею показание записано с моих слов верно и мне зачитано вслух.
лист 14
"Утверждаю"
Начальник Красно-Холмского Опер. сектора
мл. лейтенант госбезопасности Михайлов
22.2.1938 г.
                                                                                                 Постановление
г. Весьегонск, 19.2.1938 г.
Я врид. нач. Весьегонского РО УНКВД по КО - Сержант госбез. Благочев К. Ф. рассмотрел следственное дело за № 14796 на служителя религиозного культа Никольского Алексея Ивановича, 1877 г. р., ...
                                                                                                        Нашел:
Никольский Алексей Иванович отбыв срок наказания в 1933 году, приехал в Весьегонский р-н, устроился служителем религиозного культа в церкви д. Малое-Фоминское, где вел активную контрреволюционную агитацию.
3 Февраля 1938 года, во время исполнения религиозных обрядов под видом проповедей Никольский говорил:" ... вот посмотрите до чего мы дожили при советской власти, что по 3 человека приходится хоронить в один день, а ведь раньше при царской власти этого не было ..." В тоже время Никольский Алексей Иванович продолжая контрреволюционную агитацию заявил:"При советской власти стало много умирать народа, все люди стали слабые, живут в недостатках, храмы не посещают, а советская власть над храмами надругается и разрушает их, православных притесняют ... крестьян загнали в колхозы и лишили их возможности верить в бога, жить в колхозах очень трудно". (л. д. 9, 11, 13)
                                                                                                      Постановил:
Дело за № 14796 на служителя религиозного культа Никольского Алексея Ивановича направить на рассмотрение Тройки УНКВД по КО.
Зам. нач. Весьегонского РО УНКВД по КО Сержант госбез. Благочев

Справка: Арестованный по делу Никольский Алексей Иванович находится под стражей в тбрьме гор. Весьегонска с 16.2.1938 г. Одновременно зачисляется за Тройкой УНКВД по КО.
Вещественных доказательств по делу не имеется.
(Тот же)
лист 15
                                                                                                     Выписка из протокола
                                                                                                      Тройки УНКВД по КО
                                                                                                              6.3.1938 г.
                                                                                                              Слушали:
190. Дело № 14796 Весьегонского РО УНКВД по КО по обвинению Никольского Алексея Ивановича ...
Обвиняется в том, что проводил контрреволюционную агитацию против Советской власти, предсказывал плохую жизнь при Соввласти и восхвалял старый капиталистический строй.
                                                                                                            Постановили:
                                                                                            Никольского Алексея Ивановича
                                                                                                          РАССТРЕЛЯТЬ
лист 16
                                                                                                          Выписка из акта
Постановление Тройки ... приведено в исполнение 8.3.1938 г. в 1 час.
Нач. 8 Отдела УГБ УНКВД КО лейтенант госбез. Станкевич
Нач. АХО УНКВД КО лейтенант госбез. Курдин
Нач. Внутренней тюрьмы сержант госбез. Иржевский

Верно: Инспектор 8 Отдела УГБ УНКВД КО сержант госбез. Александров

 

22 февраля 1938 года следствие было закончено, и 6 марта тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.

Был расстрелян 8 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

27 июня 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1938 году репрессий.

 

Священномученик священник Алексий Никольский. Икона. 

    Причислен к лику новомучеников российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве.

    ИСТОЧНИК:

    1. Ларин Г. А. Весьегония: слов.-справ. — М.: Ключ-С, 2010. — 450, [1] с.,
    2. Древо. Открытая православная энциклопедия: https://drevo-info.ru/articles/17185.html
    3. Новомученники http://newmartiros.blogspot.com/2016/05/1938.html 

    Сбор новостей

    Подписка на Сбор новостей