Троице-Пятницкий женский монастырь

Дорогие друзья.

У нас с вами уже стало традиционным ежегодное участие во всероссийской акции «Библионочь». В течение пяти лет мы встречались в читальном зале библиотеки. Традицией стало в этот вечер рассказывать о кусочках местной кесемской истории.

К сожалению, по причинам не от нас зависящих, мы не сможем собраться вместе 25 апреля. Но традиция не нарушается. Я предлагаю вам посетить женский монастырь в 15 верстах от села Кесьма. Когда-то там кипела жизнь. Когда-то слово «Камень» вызывало благоговение в душах. А сегодня остатки монастыря - в селе Кесьма, выложенный кирпичом из взорванного монастырского собора, аэродром. Да и он зарос травой, и многие не знают своей истории.

А не может зарасти память о прошлом. Вспомним в этот вечер прошлое. Вспомним Троице-Пятницкий женский монастырь.

 Троице-Пятницкий женский монастырь

Монастырь Святой Параскевы Пятницы в селе Камень находился на границе Чамеровской, Мартыновской, Кесемской и Телятинской волостей, неподалеку от деревни Борщево.

В 1895 году, по ходатайству Архиепископа Тверского Саввы, Священным Синодом, в память бракосочетания благополучно царствующего ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ, учреждена женская община при часовне села Чистая Дуброва Весьегонского уезда.

13 декабря 1906 года община преобразована определением Священного Синода в Троице-Пятницкий женский монастырь.

Таким образом, Троице-Пятницкий монастырь является памятником верноподданнической преданности русского народа Царствующему дому Романовых.

Место, предназначенное Господом Богом, для прославления подвижницы Святой Мученицы Параскевы, глубоко чтимой местным населением, представляло собой местность, покрытую мелким березовым перелеском. Местность эта, находясь в дали от больших дорог, только в 9 пятницу по Пасхе оживлялась. Со всей округи собирались крестьяне помолиться в часовне Святой Мученице Параскеве. У часовни проходила ежегодно ярмарка.

Часовня Святой Параскевы Пятницкой построена на берегу реки Суховетки в крестьянской пустоши «Голубково». В 27 верстах от города Весьегонска и в 50 верстах от Красного Холма. Землю под часовню приобрел у удельного ведомства крестьянин Чамеровской волости, деревни Поцеп Андрей Дмитриевич Смородин. В внутри часовни находился большой камень. Отсюда в простонародии обитель и стала называться «Камень». Говорили: «Пошли молиться на Камень».

Почему, по какому поводу построена часовня?..

Осталась для нас только легенда о чудесных явлениях иконы Святой Параскевы. Но это только легенда. А более 100 лет и ранее стояла на этом месте древняя часовня.

Избрав место для прославления Своего Имени, Господь Бог избрали достойных и благопотребных для этого людей.

Первым благую мысль о строительстве монастыря внушил местным зажиточным крестьянам часовенный сторож Сергей Исаевич Буйлов. Отставной солдат из мещанского сословия Бежецка Буйлов оставил свое торговое занятие в Бежецке и с позволения местного священника поселился в 1884 году при часовне. На пожертвованные разными людьми 100 рублей Буйлов приобрел для часовни икону Святой мученицы Параскевы. Постепенно у вокруг Сергея Исаевича образовался обширный круг знакомых, среди которых он развивал мысль о женской обители. (Сергей Исаевич Буйлов скончался в 1904 году и обрел вечный покой при монастыре).

Население окрестных деревень жило надеждой и уверенностью о рождении монастыря. Крестьянин деревни Борщево Кесемской волости Федор Иванович Монахов, распродал принадлежавшую ему землю рядом с часовней местным состоятельным крестьянам.

В 1891 году приобрели для монастыря землю: Николай Федотов из деревни Бельское, Пахом Дмитриев из деревни Лопатиха, Николай Митрофанов из деревни Высокое, Иван Андреевич Смородинов, Михаил Григорьев и Филипп Андреев из деревни Поцеп, Филипп Иванов из деревни Столбищи.

Крестьяне объединили свои приобретенные паи в один участок, оформили купчую на крестьянина Михаила Григорьева. Земля приобретена и крестьяне приступили к хлопотам перед начальством об утверждении женской общины. В это время появились три первые насельницы. Старушки поселились в сторожке.

Зимой 1892 года братья Куликовы Петр Яковлевич и Иван Яковлевич приобрели на свои средства и поставили на приобретенной земле два пятистенка. Эти два пятистенка построены одним домом. К этому времени пришли еще три старушки. Построена, неизвестным дарителем, еще одна избушка.

И так на месте предполагаемой обители шесть первых насельниц. Старушки вели небольшое хозяйство. Благодетели пожертвовали на развитие общины три коровы и лошадь.

Для решения задачи открытия общины Михаил Григорьев съездил в город Вышний Волочек и встретился с игуменьей Казанского женского монастыря Досифеей. После совета с игуменьей Досифеей, Григорьев обратился с письмом к Архиепископу Савве. Владыка одобрил и благословил благое начинание крестьян. Советовал крестьянам собирать средства на открытие общины и обещал личное ходатайство перед Священным Синодом.

В 1893 году Михаил Григорьев вторично едет в Вышний Волочек. Где у него состоялась встреча с уважаемым всеми отцом Иоанном Кронштадским.

Иоанн Кронштадский дал свое благословение на устройство монастыря: «Стройте. Бог благословит и поможет вам…».

К делу устройства монастыря подключился, по просьбе игуменьи Досифеи, Петр Макарович Вознесенский. Отец Иоанн Кронштадский, в разговоре с Петром Макаровичем Вознесенским, предложил принять на свои хлопоты строительство монастыря: «В Весьегонском уезде будет славная обитель. Господь поможет выполнить это великое дело».

С весны 1894 года Петр Макарович Вознесенский постоянно жил в предполагаемой к открытию общине.

Крестьяне одной из деревень пожертвовали хлебо-запасный магазин, из которого поставлена домовая церковь и кельи для сестер. Из пожертвованного мукомольного завода, возведены служебный корпус и дом для настоятельницы. Петр Михайлович постоянно ездил по окрестным деревням, располагая состоятельных крестьян к пожертвованиям.

Вскоре Господь послал такую великую милость. Компания крестьян купила и передала П.М. Вознесенскому 82 десятины земли барского поместья Тарачеево Кесемской волости. В 6 верстах от Камня. 5000 рублей на первоначальное обеспечение общины пожертвовал Иван Андреевич Смородинов. Известная в Вышнем Волочке благотворительница Н.А. Сивохина пожертвовала на обеспечение общины 3000 рублей.

С такими наличными средствами П.М. Вознесенский обратился к Архиепископу Савве с прошением на открытие женской общины при часовне «на камне». По этому прошению Владыка счел возможным ходатайствовать перед Священным Синодом об утверждении женской общины с наименованием ее Параскево-Пятницкой. На развитие общины от П.М. Вознесенского передавалось 108 десятин земли и 8000 рублей.

         Игуменья Вышневолоцкого женского монастыря Досифея наметила на пост настоятельницы «на Камень» инокиню Евсевию.

Мать Евсевия. В миру Елизавета Сергеевна Соловьева. Родилась в 1856 году. Из мещанского сословия Смоленской губернии. В юном возрасте (18 лет) она оставила мирскую жизнь и поступила келейницей игуменьи Досифеи в Вышневолоцкий Казанский женский монастырь.

В 1885 году инокиня Евсевия, по указу Тверской духовной консистории, назначена благочинной сестер монастыря. Проходила в данном послушании до 1895 года, откуда и была назначена начальницей местной общины.

Мать Евсевия перед принятием решения стать начальницей монастыря Святой Параскевы Пятницкой, поехала на Валлам за благословением к схимонаху Иоанну, отличавшемуся строгой духовной жизнью. Схимонах по окончании беседы с Евсевией, дал ей в руки камень, произнеся: «Подобно этому камню будь тверда, а куда тебя покатят, иди».

7 августа 1894 года игуменья Матушка Евсевия, казначей матушка Мария и 6 сестер приехали «на Камень». Приехав в Бежецк игуменья Евсевия заказала здесь иконостас и иконы для своего первоначального храма. Железной дороги тогда не было. Ехали 90 верст от Бежецка до Красного Холма на лошадях по распутице. От города Красный Холм еще 50 верст.

Скорбные чувства испытывали монахини, приехав «на Камень». Кругом лес, отсутствие себе подобных лиц. Отсутствие храма и богослужений. Церковный корпус без алтаря. На первых порах жизни «на Камне», за неимением стульев сестрам приходилось сидеть на пнях и чурбанах.

Предстояло начать дело и возвести его в благоустроенную обитель.

19 июля 1895 года из Вышнего Волочка приехали еще 4 сестры –инокини, чтобы также трудиться на деле Божием на пустом месте.

На первых порах к сестрам приходило из деревень много народу, который, по усердию или за плату помогал в строительстве общины. Всех их надо было напоить, накормить, за труды заплатить. А средства были скудными. Но Господь не оставлял своим попечением и через разных жертвователей посылал нужные средства на святое дело.

28 октября 1895года. Высочайше утверждена община. Получив указ, мать Евсевия поехала к Архиепископу Савве за благословением на новый труд. На обратном пути из Петербурга мать Евсевия заехала в Казанский женский монастырь. 14 инокинь монастыря выразили желание поступить в число сестер Параскево-Пятницкой общины.

В январе 1896 года мать Евсевия утверждена начальницей Параскево-Пятницкой общины. Сестра ее – мать Мария утверждена казначеей. 16 вышневолоцких сестер по указу духовной консистории из Казанского монастыря окончательно переселились в Параскево-Пятницкую женскую общину.

Весьма тяжелые труды выпали на долю первых насельниц Параскево-Пятницкой женской общины. Сестры рубили лес, корчевали пни, чистили место под постройку зданий. Копали землю под огороды и поля.

Мать Евсевия принялась отделывать внутри корпус, предназначенный для церкви. Доставлен из Бежецка иконостас с иконами. Пожертвована церковная утварь.

18 февраля 1896 года домовая церковь освящена в честь святой великомученицы Параскевы. Освящение совершал игумен Калязинского монастыря Арсений. Сослужащими ему были 4 сельских священника, из соседних храмов. Сестры первый раз молились в своем храме за Царя и весь православный мир. На освящение собралось множество народа. Исполнять богослужение в храме приглашен священник села Чистая Дуброва Иван Петрович Знаменский.

Сразу, после освящения храма скончался Петр Макарович Вознесенский. Погребен возле церкви, с правой стороны алтаря домовой церкви. Мать Евсевия над могилой его соорудила приличный памятник.

Начальница монастыря Евсевия и казначея Мария приняли постриг в монашество. Начальница осталась с именем Евсевия, а казначея в монашестве получила имя Досифея.

28 августа 1897 года, на основании указа Священного Синода, при Параскево-Пятницкой женской общине открыто первое штатное священническое место. Первым штатным священником назначен отец Матвей Николаевич Приселков. На содержание священника добрые люди пожертвовали 6000 рублей.

Прошло некоторое время и на долю матери Евсевии выпала забота об устройстве каменного храма. Первоначально выстроенный деревянный храм оказался тесен. Прихожан и гостей было много и часть их не имела возможности быть в храме.

Весной 1898 года мать Евсевия обратилась к Иоанну Кронштадскому (который в это время проездом на пароходе из Рыбинска в Устюжну, находился в Весьегонске) за благословлением на строительство храма.  Отец Иоанн благословляя ее произнес: «Да будет тебе по вере твоей». И первым на благое дело пожертвовал 100 рублей.

27 мая 1897 года, в день Вознесения Господня, отслужен водосвятный молебен и совершена закладка храма во имя Святой Троицы. Несколько ранее закладки храма, мать Евсевия устроила в Тарачееве свой кирпичный завод.

Состоятельный крестьянин из деревни Поцеп Петр Яковлевич Куликов, сочувствуя нуждам общины, пожертвовал дрова из собственного леса на обжигание кирпича. Священник Матвей Приселков во время церковной службы неоднократно обращался к прихожанам помочь, кто чем может. Одни крестьяне вносили свою посильную лепту на построение храма. Другие за дешевую плату, а то и бесплатно подвозили на своих лошадях кирпич, камни, песок. В первый строительный год вывели цоколь и на стены три ряда кирпичей.

На втором году строительства средств совсем не было. Мать Евсевия горько плакала перед иконой Иверской Божией Матери и просила послать благодетелей. В этот же день пришла крестьянка и вручила два пакета с деньгами. В одном пакете - 300 рублей. Во втором 5000 рублей. В последующее время Господь посылал неоднократные щедрые дары через сестер сборщиц.

К осени 1904 года внешняя сторона строительства храма была закончена. На построение храма ушло свыше двух миллионов штук кирпича. Храм поражал всех своей величественной и архитектурной красотой. Храм возвышаясь над окружающим обитель лесом, виден на далеком расстоянии. Семь глав собора увенчаны 3 октября 1905 года семью большими позолоченными крестами. Которые представляют собой в ясные дни при восходе и заходе солнца замечательное зрелище. Кресты для храма пожертвованы петербургским купцом М.И. Масленниковым. Площадь около церкви вымощена и содержится в образцовой чистоте. В течение 1905 года стены и своды внутри храма оштукатурены. Приступили к отделке правого придела, чтобы скорее освятить его для проведения богослужений.

С каждым праздником прилив богомольцев становился многолюднее, и необходимость в новом храме стала неотложной. Когда правый придел был отделан, мать Евсевия обратилась к Высокопреосвященному Алексию, бывшему Архиепископу Тверскому, с просьбой освятить придел в соборном храме. Высокопреосвященный Архиепископ Алексий, проездом из города Красный Холм в Весьегонск 7 мая 1906 года посетил Параскево-Пятницкую женскую общину. В 9 часу утра 7 мая проследовал со славою в храм и совершил литургию. Сослужащими ему были местные священники. По окончании литургии, совершен вокруг храма крестный ход и отслужен в правом приделе храма молебен Иверской Божией Матери. После богослужения и обеденного отдыха Владыка осматривал трапезную живописную и рукодельные мастерские. Затем в сопровождении начальницы и местных священников изволил побывать в часовне. Где осматривал ее достопримечательность Камень. В 5 часу по полудни, при торжественном колокольном звоне Его Высокопреосвященство, отбыл из общины в Весьегонск.

18 августа 1906 года Высокопреосвященный Алексий, Архиепископ Тверской и Кашинский, в сопровождении о. протодиакона и двух иподиаконов прибыл в Параскево-Пятницкую общину для освящения правого придела в новом храме. При входе в храм Владыка был встречен Кашинским Архимадридом Арсением и местным причтом. Священник Покровский приветствовал Владыку речью. Его Преосвященство выразил свое удовольствие по поводу вторичного посещения Параскево-Пятницкой общины. Начало торжества было положено служением заупокойной литургии о благотворителях и благодетелях общины. На другой день, утром состоялось освящение придела в честь славной Божией Матери, Ея Иверской иконы. В богослужении приняли участие два архимандрита, один игумен, 11 священников.

Редкий и торжественный обряд собрал массу народа, преимущественно крестьян. После освящения храма состоялся крестный ход вокруг него к общей радости. В пятом часу пополудни Владыка отбыл из Параскево-Пятницкой общины через Красный Холм в Тверь.

За двенадцать лет своего существования Параскево-Пятницкая община, пришла в полное благоустройство. В общине 140 сестер, на содержание, которых употребляются проценты с 8000 рублей капитала и части церковных доходов. Материальных средств, получаемых общиной от обработки земли, от хозяйства, от сбора денежных пожертвований стало вполне достаточно для удовлетворения всех нужд общины.

Начальница общины, монахиня Евсевия обратилась к Высокопреосвященному Архиепископу Алексию, о преобразовании общины в женский общежитский монастырь. В виду засвидетельствования Тверского епархиального начальства о благоустройстве Параскево-Пятницкой общины и достаточном материальном обеспечении, Священный Синод определением своим от 13-29 декабря 1906 года:

  1. Параскево-Пятницкую женскую общину (Тверской губернии Весьегонского уезда), Тверской епархии обратить в женский общежительный монастырь с наименованием его «Троице- Пятницкий». С таким числом инокинь, какое обитель будет возможна содержать на свои средства.
  2. Настоятельницей сего монастыря назначить начальницу нынешней женской обители монахиню Евсевию, с возведением ее в сан игуменьи.

Настоятельница Троице–Пятницкого монастыря, монахиня Евсевия возведена в сан игуменьи 30 декабря 1907 года в Трехсвятительной церкви Тверского архирейского дома. 6 мая 1907 года, по представлению епархиального начальства игуменья Евсевия награждена наперстным крестом от Священного Синода выдаваемым.       

4 и 5 сентября 1910 года Высокопреосвященный Антоний, Архиепископ Тверской и Кашинский изволил освятить два престола в соборном храме обители. Главный – во имя Пресвятой Троицы и левый – в честь и славу Святой Великомученицы Параскевы, Святого Великомученика Дмитрия Солунского и Всех Святых. В главном престоле храма пятиярусный иконостас. А в приделах трехярусные иконостасы. Вызолоченные резьбой работы кашинского кустаря Е.Г. Полушкина. Прекрасная живопись рыбинского мастера Ушакова. Вся утварь, очень ценная, пожертвована благотворителями.

Состояние обители: каменный трехпрестольный собор во имя Пресвятой Троицы. Домовый однопрестольный храм во имя Святой Великомученицы Параскевы. С западной стороны соборного храма строиться колокольня. В нижнем ярусе колокольни предположено устроить храм во имя Святителя Николая и Святой Благоверной Анны Кашинской.

В Весьегонске, близь соборного храма, на пожертвованной мещанкой Фирсановой монастырю земле, устроена и освящена в 1907 году каменная часовня в память открытия заговора на драгоценную жизнь Государя Императора Николая Александровича. Часовня эта, с разрешения Высокопреосвященного Антония, Архиепископа Тверского и Кашинского, перестраивается в домовую церковь во имя Святителя Николая, которая будет принадлежать Троице-Пятницкому монастырю. При церкви будут устроены кельи для сестер и помещение для лиц, приезжающих в город по делам из монастыря.

Помимо икон, пожалованных в монастырь разными лицами, есть еще иконы, написанные сестрами монастыря. 

  Со времени открытия Параскево-Пятницкой женской общины в ней построены:

  1. Церковный корпус (при домовом храме), где находятся кельи для сестер.
  2. К церковному корпусу пристроен двухэтажный деревянный на каменном фундаменте корпус. В верхнем этаже находятся покои настоятельницы. В нижнем этаже кельи сестер.
  3. Деревянный, на каменном фундаменте, корпус. В нем: трапезная, просфорная, хлебная, кухня. В верхнем этаже живописная и позолотная мастерская. Кельи для сестер.
  4. Полукаменный двухэтажный корпус. В нижнем этаже расположены мастерские: рукодельная и башмачная. Богадельня для призрения убогих и больных старушек. В верхнем этаже кельи для сестер.
  5. Деревянный одноэтажный дом для молочного хозяйства.
  6. Первоначальный деревянный дом, выстроенный из двух пятистенков. В нем устроена больница и несколько келий.
  7. Небольшой дом-особняк. В нем живут две сестры-послушницы монастыря.
  8. Деревянный одноэтажный корпус для открытия церковно-приходской школы.

Все перечисленные здания обнесены деревянной на каменных столбах оградой.

За оградой находятся:

  1. Гостиница со всеми удобствами и обстановкой для приезжающих

в монастырь богомольцев.

2.  Странноприемный дом для простого люда.

3. Деревянный двухэтажный дом. Кесьи для сестер.

Три деревянных дома-особняка для монастырского причта. Пять небольших изб для проживающих при монастыре. Жители бесплатно трудятся в качестве сторожей, кучеров и исполнителей хозяйственных работ.

4. Конный двор. При нем погреб

5. Каменная баня для сестер.

6. Деревянная баня для причта.

7. Каретный сарай и хлебный амбар. Рига, несколько сараев, хозяйственные постройки.

8. Водяная мельница. При ней две избы.

9. Кирпичный завод. При нем две избы для сестер, здесь работающих.

10. В городе Красный Холм, вблизи железнодорожной станции, на пожертвованном в 1906 году участке земли, выстроен дом. Для проживания сестер-сборщиц и для остановки лиц, приезжавших по железной дороге в Троице-Пятницкий монастырь. Домашнего скота в монастыре 15 лошадей и 50 коров. Земли - 130 десятин.

Число сестер, первоначально незначительное, достигло 160. 13 сестер пострижены в мантию. Все сестры со своей руководительницей составляют одну семью.

Своею мирной и трудовой и молитвенной жизнью Троице-Пятницкий женский монастырь благотворно действует на окружающее население, подавая пример честного труда и добродейтельной жизни и умоляя Господа о своих грехах и грехах всего христианского мира.

Использованная литература:

Никольский Н. Материалы по описанию Троице-Пятницкого женского монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. – Весьегонск : Типография А.П. Виноградова, 1911. - 50с.

 

Елена Селифонова. Библиотекарь. Село Кесьма.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей