О ЦЕРКВЯХ. О КОЛОКОЛЬНЯХ

По приправочным и по дозорным книгам писца Богдана Маклакова, да подьячего Фомы Степанова   (1617 г.)

Село Весь Егонская на речке на Мологе, в нем церковь Богоявления господа нашего Иесуса Христа, да другая церковь Верховных апостолов Петра и Павла деревянные, а в церквах образы, книги, ризы и на колокольне колокола, и все церковное строение мирское.

Кроме сих церквей, в последствие построена была деревянная церковьдвухпрестольная  Живоначальные Троицы и св. пророка Ильи (1776 г.)

Около 1777 года перенесена на бывшее кладбище и при сей церкви

Троицкой открыт приход, и к оной церкви посвящен был во священникисоборный диакон Василий Герасимов. Эта церковь в 60 годах сего столетия   разобрана, и на месте ее поставлена каменная.

Вместо древних деревянных церквей Богоявления Господня и Апостолов Петра и Павла стоит в настоящее время каменная, по благославению Дмитрия, митрополита Новгородского и Великих Лук. Трапеза начата постройкою в 1742 г., и в ней придел Петра и Павла была в употреблении до 1862 г. Настоящая во имя Богоявления Господня окончена в 1758 г.; второй придел в трапезе во имя светителя Николая Чудотворца устроен по прошению особому в 1770 г. Причина, побудившая к устройству придела во имя Николая Чудотворца та, что приносим сюда был из Добринской пустыни (ныне закрытой) образ угодника Божия Николая Чудотворца.

Из записей, составленных бывшим протоиереем Дмитрием Смирновым, писанных им в 1848 году, известно, что деревянные храмы подвергались пожарам, и что образ Богоявления Господня во время пожара 1679 года чудесно сохранил храмы святые, будучи вынесен. Однако,   1744  года марта 24 дня  после литургии церковь сгорела, и образ     чудесный Богоявления остался. Как    остался? Многие мне, диакону Гусеву когда  хотелось узнать причину особого почитания образа Богоявления Господня, передавали, что  образ   после пожара обретен за рекою Мологою стоящим на дереве. В записи своей протоиерей  Дмитрий написать    причину, видно, опасался,  а  между прочим, чудодейственная сила   образа Богоявления   Господня является и в настоящее время, о чем   пишет монах Кириллово-Белозерского монастыря  Антоний протоиерею  Сергею Колтыпину 21 марта  1897 года, что  он   в малолетстве получил   исцеление от болезни   сильного кашля и постоянного  плача, не открывая  глаз; будучи в  Троицын день принесен к этому образу по вере родителей и по причащению святых тайн, уснул и спал всю вечерню, а вовремя молебна пробудился   здравым, а по   возвращению домой мог уже сидеть в телеге.

(Монах  Антоний из крестьян деревни Игнатьево).

В 1862 году ноября 5 дня освящен настоящий храм  Богоявления Господня протоиереем Илией Казанским, после устройства в нем полов деревянных  и  печей, а прежний      пол был из чугунных плит, с тех же пор собор сделан весь теплый. Чтобы не попадала в Собор весенняя вода от разлива реки Мологи, в 1881 г. вымостили  к    собору и кругом ватерплац и  вновь вымостили камнем.

В 1835 г. в соборе была вода в трапезе на 11 вершков, а в настоящей на 5 сверх полов и стояла она 11 дней. В 1856 г. вода едва не вливала на пол соборной трапезы. В 1867 году в мае месяце вода залила полы в соборе и на праздник Вознесения Господня 25 мая положены были толстые балки, а  на них настлали тес, и если бы прилила вода на один вершок, то залила бы и алтарь, но прибыль остановилась и стояла около 4-х дней, поэтому разрушения большого по себе не оставила. В 1868 г. вода не достигла прошлогодней на 5 вершков и сверх полов лишь только показалась и остановилась.

О КОЛОКОЛЬНЯХ

 Колокольня стоит отдельно, по правую сторону алтаря в саженях 8-ми от оного к югу, и в печатной книге об открытии города в 1776 г.показана выстроенной в 1775 г. На ней верх шатром, со слуховыми окнами с 4-х сторон; прежде были устроены с боем часы здешним жителем Антоном Беляевым, но были, видно, без присмотра, запущены и расхищены. На колокольне теперь восемь колоколов, из коих большой весом 228 пудов 5 фунтов, литой в Ярославле 1796 г. 18 дек.

Nike Air Max

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей