О культурной жизни старого Весьегонска (из воспоминаний Б.А.Расцветаева)

«…Перекрёсток… Улица Богоявленская. Налево – Народный дом – подобие театра, с балконом на фасаде. Вестибюль – простые небелёные, нештукатуреные стены, чистое дерево, дальше фойе, лестница на галёрку. На ней вместо стульев – некрашеные скамейки в семь уступов. Садились прямо на них, и вмещалось там до ста пятидесяти человек. В зрительном зале стояло 350 венских стульев, связанных по десять штук вместе. По бокам сцены две огромные круглые печи, рядом с ними выходы на сцену.

Занавес из сурового полотна с нарисованными на нём фантастическими птицами. Сцена как сцена. Посредине суфлёрская будка. Рампа, где горели керосиновые лампы, с боков тоже скудное керосиновое освещение. Боковые декорации, задник, вверху валы с намотанными декорациями, по углам щитовые декорации. За сценой артистические комнаты, реквизитные гардеробы. По провинциальным масштабам и костюмов, и реквизита было немало. Репертуар театра был довольно разнообразный. Ставили и Гоголя, и Островского, но, в основном, мелкие вещи, пьески, водевильчики.

Кроме любительского кружка, раз в год начальное училище и гимназия ставили свои спектакли. Надолго запомнился спектакль «Ермак, покоритель Сибири», подготовленный силами учащихся училища. А.Г.Расцветаев, учитель рисования, создал замечательные декорации. Писал он их прямо в рекреационном зале училища, на полу. Ночной вид величавого Иртыша, интерьеры царских палат и боярских хором, подземные застенки и т.п. Учитель физики подготовил световые эффекты: сияющая луна над Иртышом, горящий костёр дружинников на берегу реки, светящиеся окна в хоромах. Бутафорию: старинную посуду, холодное оружие, жёсткие доспехи воинов – делали из дерева и картона, золотили, серебрири. А занимались этим десятка два учеников под руководством моего отца, А.Г. Расцветаева. Квартира инспектора училища превращалась в настоящую швейную мастерскую: надо было заготовить много старинных русских костюмов для артистов в массовых сценах. Коленкора и бязи израсходовали сотни аршин. Шили весьма добросовестно, с обязательной примеркой около трёх раз. Словом, всё училище было охвачено рвением, все хотели поставить спектакль как можно лучше. Многие десятки репетиций, генеральная – накануне спектакля. Шумовое оформление было поручено местному охотнику, за плотно закрытыми дверьми стреляли тоже. А в углу поставили верзилу-второгодника, дав ему в руки пугач и целую кучу взрывчатых пробок. Костёр на берегу ночного Иртыша разгорается и снова гаснет. Это в кучу дров заложили красную цветную бумагу и спрятали там несколько электрических лампочек, провода протянули за сцену, один из учеников принялся крутить динамо-машину то быстрее, то медленнее. Луна (в отверстии декорации) светила тоже электрическая. В те далёкие времена об электричестве в Весьегонске не помышляли, а тут учитель физики показывал электрический свет с театральной сцены! Через три года, в 1916 г., электролампочка засветилась и в кинематографе предпринимателя Родина.

В перерывах между действиями на спектаклях устраивались круговые гуляния внутри зрительного зала. Шествовали расфранчённые дамы и господа, взяв друг друга за руки, делали круг за кругом. С началом действия занавес открывался, на керосиновые тридцатилинейные лампы опускали цилиндрические футляры – и свет в зале пригашался. Некоторые из ламп нещадно дымили, и тогда сторож торопливо подбегал к рампе, запускал руку за барьерчик, поправляя лампу.

Иногда в Народном доме устраивались заседания и съезды.

В торжественные дни зал расцвечивался флажками и гирляндами, на стенах развешивались целые змеи, сплетённые из еловых лапок».

Источник: Весьегонск. Краеведческий альманах. Вып.2. М., Филиал ФГУП «Военное издательство», 2007. – 352 с.

Подготовила Елена Волгина, библиотекарь ДИЦ

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей