ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ И СОБЫТИЯ
Старожилы города рассказывали, что еще ранее 1860 года любители драматического искусства играли разные комедии в помещении тогдашних соляных лабазов. Один из них стоял тогда на месте нынешнего дома М.П. Земс, другой — на месте дома П.А. Меньшикова, третий — на месте дома П.А. Малиновского (сегодня ул. С. Перовской —Б.К.). Вокруг этих лабазов был выгон, покрытый травами и мозжухой.
Первой заводилой этих театров была, видимо, артистка московских императорскихтеатров М. В. Набалова, незаконная жена весьегонского доктора Салатко-Петрищева. Около 1865-1868 гг. госпожа Салатко принимала живейшее участие в спектаклях.Ее фотографии (и доктора Салатко) и сейчас имеются в нашем доме. Они были хорошо знакомы с моими родителями, которые приехали в Весьегонск в 1864 г. Артистка скончалась в Весьегонске, похоронена на Кириковском кладбище против алтаря. И теперь лежит там большая плита с надписью.
Самыми старинными увеселениями в городе в 1840-1850-годы были мещанские вечеринки под песни. Танцевали во кружки с платочком, как «плыла лебедь», как, «в лужках гуляла», как «мужей и женихов заставляли любить», «хуторок» и т. д. Освещались вечеринки сальными свечами. Иногда кавалеры, ходили па вечеринки в соседнюю Устюжну, а утром приходили домой, пройдя туда и обратно сотню верст. Как говорится, для милого дружка семь верст не околица. Такие вечеринки продолжались вплоть до 70-х годов.
Около 1868 г. Д. Н. Фирсанов, будучи малым, бегал к соляным амбарам смотреть в щелки... как играют театры. Играли какие-то веселые водевили, публика смеялась. На стенах горели сальные и стеариновые свечи
Я из рассказов сестры предполагаю, что в спектаклях могли играть: секретарь суда Маторановский, землемер Н. М. Земс, учителя Забелин и Кашкадамов; женские роли: Шевяковы, жена лесничего — Кильчевская, жена судьи — Дашкович, дочь Перской, госпожа Салатко. Цензор — исправник Ходоровский Ю. С. (титулярный советник).
Около 1875 г. в Крещенскую ярмарку «Петрушка» играл в доме Анны Спиридоновны Козелковой (уг. ул. Гостинодворской — Белозерской). Между прочим, показывалась живая голова на столе, положенная на тарелку, — мужская с большой бородой. Народу было полнехонько!Голова отвечала на вопросы.
Кто-то из зрителей уронил под стол банку с помадой и разбил зеркало между ножек, обнаружив под столом сидящего муж чину, с головой над столом. Отверстие в столе было удачно замаскировано разъемной тарелкой. (Об этом рассказывал очевидец Д. Н. Фирсанов).
На Крещенскую ярмарку иногда приезжало до трех балаганов акробатов, которые все две недели ярмарки на 25-градусном морозе давали представления: днем для простого люда (билет от 5 до 20 коп); вечером цена билетов увеличивалась от 10 до 75 коп.
Первое отделение — акробаты в трико работали на ковре, второе — фокусы.
Днем играл «Петрушка» — кукольное представление «Как цыган купил лошадь безхвоста». За прослушивание пьесы — сбор с шапкой: бросали семитки, копейки, бублики...
На святках как-то приезжали специальные артисты, показывали живые картины. Помню, натягивали синий куполнеба, в облаках сидели красивые дети-ангелы, между прочим, и наша мещанкаАнна Царева была на облаках.Показывали и другие картинки.
Но случалисьв городе и иные картины. По рассказам моей матери, один из весьегонских чернокнижников Титушков, живший по Кузнецкой ул., возвратясь из С.Петербурга, в 1860-е годы, сделал крылья из пузырей. Наполнил пузырикаким-товонючим светильным газом. Крылья привязал на грудь и под мышки. Перед этим будто наварил пива, угощал собравшийся народ, прощался, многие плакали,другие посылали поклоны умершим родителям, детям.
Титушков с привязаннымикрыльями взошел насвои высокие ворота, покрытые крышей на два ската.Дом его в три окна былдвухэтажный (в 1879 г., послевозвращенияс русско-турецкой войны в немодно время квартировал священник Константин Михайлович Судаков с тещей, Прасковьей Александровной, котораябыла замужем за священником Троицкой церкви Дмитрием Поповым (служил с 1843 по 1864 г. г.) ибыла сестрой моей матери Анастасии Александровны Сиверцевой. Вот она-то и присутствовала при полете на небо...).
Последний раз раскланялся Титушков перед собравшимся народом, сняв черный картуз, захлопал крыльями... Толпа оцепенела... А новоявленный Икар повалился на землю и...сломал ногу. Полет не состоялся... |
А вот в Рязани в 1731 году «при воеводе подъячий Нерехтец Крякутной фурвии сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, а от него сделал петлю, селв нее, и нечистая сила поднялаего выше березыи послеударила его о колокольню, но он уцепилсяза веревку, что звоняти остался тако жив.
Его выгнали из города, онушел в Москву, где хотели его закопать живого в землюили сжечь». Титушкова гонениям уже неподвергали.
Вначале 1870-х годов местом летних общественных гуляний был сад Федора Ильича Максимова (уг. Ярославской и Соколовогорской улиц). Он был мелким землевладельцем Весьегонского уезда из с. Макарово, севастопольский герой, офицер с Георгием и простреленной рукой. Был недолго последним весьегонским городничим (1861 г.), затем первым председателем уездной земской управы до 1870 года, после чего доживал в Санкт-Петербурге. Смеялся, что и одной рукой можно молоть кофе и жить. Был церковным старостой Троицкой церкви, построил новую архитектурную часовню в память избавления Александра II от покушения Каракозова. Принимал энергичное участие в постройке новой каменной Троицкой церкви. Купил себе дом на углу Ярославской - Соколовогорской улиц у старушки Ульяничевой.
Максимовский сад стал центром общественной жизни в городе. Он устроил в нем пруд с лебедями и фонариками, гимнастику для молодежи. В берлоге сидела на цепи медведица, умывалась и кланялась публике. По дорожкам содержались волки, рыси, журавли, орел, кролики, попугаи, филины, обезьяна. Городские ученики приходили сюда на экскурсии. В пруду ловили карасей. В липовой аллее играли в мяч, кегли. Здесь же пел любительский троицский хор — все песни исключительно нотные. На открытой эстраде танцевали. В закрытом вокзале играли в стукалку, ералаш, преферанс и др. Устраивались здесь и любительские спектакли. В саду на эстраде играла музыка портного А. М. Сабанеева, состоявшая из двух скрипок, виолончели, флейты и бубна. Играли до утра. Сад был иллюминирован. Вход стоил 40 копеек.
Ф. И. Максимов много сделал доброго и для города, и для уезда. При нем в уезде работало 37 земских школ, а после него осталось только пятнадцать.
Федор Ильич был насмешник, балагур, не прочь выпить, поэтому про него ходила масса сплетен.
В 1876 году Василий Васильевич Голованов, городской голова, построил, в своем саду на Мологе (около Исаева ручья) из старых городских рядов бревенчатый амбар-театр со сценой, деревянными полами, туалетами. Здесь начали играть (и очень прилично) комедии Островского: «Тяжелые дни», «Грех да беда на кого не живет», «Не в свои сани не садись», «Лес», «Доходное место», а также«Свадьба Кречинского» (Сухово-Кобылина), «Женитьба Белугина» (Гоголя) и разные фарсы и водевили.
Играли лета три. Участвовали в постановках любители: Матфановский, казначей Ф. М. Крылов, смотритель И. Я. Зубов с женой, А. А. Сиверцева, П. А. Сиверцев, О. В. Лебедева, М. Ф. Дрызлова, барышни Литтенбрант.
Но далекое расстояние до театра, обильные туманы на реке, росы в саду, пустынный огород и берег не привлекали в дальнейшем публику.
В этих же годах не однократно приезжали маленькие труппы артистов, один раз — малороссийские. Ставили: «Майська ничь, або утопленница» (играли в доме В. В. Голованова, вверху). На сцене, я помню, как в натуре, качались на качели, ловили живую рыбу. Это особенно интересовало публику.
В 1879 г. купец Андрей Ив. Исаков купил у Максимова дом в саду. Зверей из сада убрал, но построил в нем первый дощатый (летний) театр на 500-700 мест со сценой, уборными для артистов, буфетом. Играли в этом театре лет десять. Душою любительских спектаклей были: секретарь суда Н. И. Уваров, казначей Крылов, Зубовы, Сиверцевы, Е. Г. Обруцкая, М. Ф. Дрызлова, Я. Г. Немилостивый, О. Лебедева, учителя — Куруханов, Малинин, Румянцев и учительницы земских школ. Играли прилично. После спектакля — танцы до утра.
Приезжали как-то два артиста, наши помещики из Прудов, братья Коробчевские. Они содержали свою труппу, ездили по России. В репертуаре были: Островский, Лейкин, Крылов, Гоголь и разные фарсы и водевили.
Как-то раз на сцене по ходу пьесы «Домовой шалит» или «Прежде скончались, потом повенчались» Коробчевский во все горло закричал: «Караул!»... а Петр Алексеевич Антропов (содержатель почтовой станции) побежал в пожарную... То-то было смеху!
Однажды наши любители играли «Без медали, без бороды». Роль купца играл бухгалтер земской управы П. М. Никольский. У него была аршинная рыжая борода. По пьесе купцу дал царь на шею медаль — оказалось, ошибочно! Купец сбрил бороду, а медаль отобрали...
Наш Макарыч в антрактетоже сбрил свою аршинную бороду, явился, на сцену без бороды. Была буря аплодисментов! До самой смерти, лет 25-ть, потом хохотал он над этим!
Вскоре единая труппа любителей разделилась две. Играли и в земской управе, и в воинской казарме (зимой). Спектакли обычно посещали разночинцы, учащиеся и приезжие люди. Городское же купечество, закрыв свои лавки вечером, попив чайку, зажигали лампадки или сидели на антресолях, упиваясь летней ночной прохладой, и прислушиваясь, кто бы это приехал в город с колокольчиком?
9. Резкий поворот купеческого замкнутого быта произвела молодая купчиха жена Александра Михайловича Галунова — Екатерина Андреевна Галунова (Соловьева из Рыбинска), дочь небогатого купца, перевозчика товаров по Волге. Она окончила гимназию, была недурна собой. Попав в захолустье и купеческое средостение, она быстро перевела своего Александра с рельс узкого мещанства и дебоширства на рельсы общественной жизни. Стала устраивать в своем огромном доме вечера для молодежи. Именины свои отмечала не для спаивания кумушек, а больше для танцев молодежи и их семей. В доме появился рояль, ковры. В Рождество устраивалась елка, пение не только тропарей, но и романсов. Стариков-родителей уже не было в живых.
Молодожены Галуновы и ее сестры и братья появились на гуляньях, в спектаклях, на танцевальных вечерах и маскарадах.
Наконец, и сама Екатерина Андреевна начала пробовать силы в любительских спектаклях и играла недурно. В ее время 1886-1900 гг. в труппе играли: акцизный чиновник Мамонов, Попов, Смирновы (доктор с женой), А. С. Медведев, А. И. Фуганкина, Первухин, Репенаки, Михаил Москвин и другие. Позднее появились М. Н. Козлов, М. В. Жгулев, И. М. Горшечников, А Н. Никольская, Л. С. Шевелева, Голубков и другие.
Играли неплохо фарсы, водевили, а если брались за серьезные вещи, то, бывало, проваливались. Однако интерес разночинной интеллигенции к участию в спектаклях от этих неудач не ослабевал.
Гулянья в лес и по реке издавна практиковались в Весьегонске, — чаёк в лесу, но большие общественные выезды в лес устраивались в середине 70-х и начале 80-х годов. Тогда все чиновники, им как говорили, «затхлый мундир» проветривался летом на вольном воздухе в лесу с чадами и домочадцами. Одни шли в лес пешкам, другие запрягали своих коней, нанимали пары, тройки с колокольчиком с почтовой земской, частнообывательской станций и выезжали в лес за 7-15 верст числом до 20-30 семей.
Отправлялась в лес и приехавшая на лето учащаяся молодежь, охотники с ружьями, удочками, охотничьими собаками, с фонариками, музыкой, хором, флагами, коврами.
Везли с собой провизию: толстые пироги, ватрушку, большие куски жареной баранины, телятины, дичи, рыбы и разные нектары своих садов и монопольных кабаков. Гуляли с утра и до утра. Жарили свежую дичь, рыбу, грибы. Молодежь плясала, играла в разбежки, кота и мышку. Старики на коврах играли в ералаш, преферанс. Всю ночь поддерживали костры, по десять раз купались в реке, гонялись за медведями.
Если гулянье намечалось по реке, то связывали две плоскодонные широкие лодки-сомины, обставляли елочками, увешивали фонариками и в сопровождении десятков лодочек плыли вниз по Мологе в Отоку, в Беняково за Глинское. На одной сомине — музыка и танцы, на другой — буфет и карты. Хор поет: «В старину живали деды», «Ночи темные осенние», «Я вечор в лужках гуляла», «Возле речки траву косила», «Уж как шли наши ребята, из Ново-города», «Красная девица на улице была». Пели и собственные сочинения: «Травничок-чок-чок»... идем, идем!». А сами до утра на мели простояли. Не видно было за пляской да фонариками берегов.
Однажды пароходу «Сирена» (фирма «Самолет») была назначена дневка в Весьегонске. Наши организаторы — коноводы дали телеграмму управляющему Ратькову-Рожнову: «Разрешите прокатиться весьегонцам до Лами». Тогда еще многие горожане не плавали на пароходе. Ответ пришел быстро: «Разрешаю». Желающих прокатиться нашлось много. Ехали весело, танцевали, выпивали и играли в карты. В Лами повернули назад, поднесли хмельного и всей пароходной прислуге. Путешествие всем понравилось. Одним словом, получали мало, а жили весело.
Больших балов у нас не было. Это была прерогатива уезда и бар, но наши бывали и там. В начале 70-х годов был пир у предводителя дворянства Петра Алексеевича Дементьева. Это был единственный наш тогда инженер путей сообщения. Весь уезд был в гостях у него. Даже знаменитый дебошир — Николай Тютчев, брат поэта Федора Ивановича Тютчева. Раз он нанял на масленой тройку коней в Весьегонске, повесил огромный колокол, воткнул в сани жердь, вверху — косушка с флагом болтаются, а по жерди блины с селедкой тилипаются. Сам лежит и сигарету покуривает. Другой раз заехали к нему в имение за подаянием монашки и мешки привезли. Он насыпал им из конской конюшни мороженых кокушек... да направил их через тонкий ледок. Монашки выкупались, кричали караул, а он собак выпустил.
На балах он устраивал более невинные шутки. Разговаривает кавалер с барышней, а он у той сзади кисейное платье поднимет до пояса, да и приколет булавочкой. Потом та танцевать, а фисточки панталон видны. Мамашеньки — а-ах!.. бегают, а разве поймаешь в вальсе? Да еще оркестр играет, да зал-то в два света, да и хохочут-то! Вот уж это, негодник!
В Весьегонске в те годы было много молодежи. Устраивали танцевальные вечера, а на святках ездили в маскарадных масках. Больше 4-5 саней, с земской станции без колокольчика, но с музыкой Сабанеева с собой. Человек тридцать молодежи ездили на огонек, но их везде принимали, десертом угощали, а потом и до утра танцевать где-либо оставляли. Угощали чаем и равной закусочкой.
Только с 1885 года, после отстройки огромного дома И. А. Соколовым, стали делать у него общественные маскарады с платой за вход 1 руб., малым — 50 коп. Там всегда была музыка, танцы, карты, чай, закуски и иногда дорогие костюмы или оригинальные картонные маски, полумаски и даже салфетки.
В Весьегонск нередко заезжали разные бродячие бедные артисты. Мы тогда ходили с их афишами по домам и продавали билеты. Играли они всегда отлично, нонередко приходилось собирать по подписке деньги на их выезд.
Летом бывали и румыно-сербы с шарманкою, а однажды были зимою (1885 г.) и играли на катке. Один раз приехал на пароходе чешский духовой оркестр (25 человек). Играли под окнами, но почти ничего не выручили.
К сожалению, в городе никаких чисто музыкально-вокалькых концертов до 1900-х годов не устраивалось, хотя роялей и пианино у жителей имелось до десятка. Играть учили, но недоучивали местных барышень до конца овладевать благородным инструментом.
Около 1876 года сидел у нас в пересыльной тюрьме какой-то устюженский помещик Гуго Берг, высокого роста, красавец, изящно одет. Вначале он ходил к нам, измучил всех своею игрой на фортепьяно. На улице стоял и слушал его народ разиня рот. Затем его перестали выпускать. Он написал в тюрьме на память «Матушка-голубушка, солнышко мое» с вариациями на 4 руки для моей старшей сестры Александры Александровны. Это говорило о его большом знании музыки. Я мальчишкой носил ему в тюрьму творог или пареную бруснику, а внутри пряталась бутылка с водкой. Конечно, об этом все знали. Кто-то о нем, видимо, хорошо похлопотал, т. к. Гуго Берга приписали крестьянином вдер. Живни, и он в ссылку на поселение не пошел, а вскоре и исчез.
В Весьегонск нередко приезжали новые служащие (доктора, лесничие, воинский начальник, акцизный и др.). На первых порах они кляли захолустье, особенно их жены, что тоска, по улицам белые медведи ходят, что и Гоголь сказал, что это ссыльный город!.. А поживут годика три — то со слезами в новое назначение уезжают. Обедом их чествуют, гуляньем провожают. На Шамшу (Самшу — Б. К.) подвод 20-ть выезжают. Там — последнее прости!..
Разные это были люди...
Помню, доктор фон-Резон при лечении скарлатины поставил моей сестре Анне (17 лет) много пиявок. Сестра умерла и ее первою в 1870 году снесли с крестным xодом на новое поле-кладбище огороженное канавой, где средь бела дня бегали волки. Было реву-то у женщин!
Доктор Михаил Михайлович Ольшвангер приехал в Весьегонск до русско-турецкой войны, проработал свыше 30-ти лет. Со своею женою был вхожво все салоны и вечеринки. Купил у Дрызлова дом. Сам принимал гостей и даже попов в Рождество, Пасху, говоря; «У меня тоже православная прислуга», - и платил притчу. Был очень добрый, лечил бедных бесплатно. Когда уезжал из Весьегонска на пароходе, то более 500 граждан провожали его и плакали.
Любил поддерживать богословские споры с профессором Иваном Гариловичем Троицким, священником П. П. Брянцевым, следователем Петром Макаровичем Вознесенским, что похоронен на Камне. Доктор отлично знал Библию.
В 1870-1872 гг. жил в Весьегонске доктор Залесский Александр Васильевич, высокого роста, круглолицый, красивый, хороший врачеватель и любитель вылить. Емубыло лет 35-ть. Он увлекался сначала Сашенькой Камараш, жил с нею, ругался с бабушкой Александрой Петровной Страшковой. Один раз так стиснул пальцами ее толстый нос, что врачи хотели его ампутировать. После этого Екатерина Гавриловна, Сашенька и бабушка выехали навсегда в Череповец. Потом ему приглянулась красивенькая толстушка Людмила Бутягина. Носил ее на руках к себе на квартиру, жил недалеко. Угощал, целовал, ревновал, но она убегала. Родители не позволяли ей выйти за него замуж. Иногда он в 12 часов ночи врывался в квартиру ее отца — исправника. Ловил Людмилу с кинжалом в руке. Та пряталась на кухне за печью. Если находил ее, то она выбегала во двор или к соседям. Как кошка, она прыгала с поленицы на поленицу, пряталась в сарае, в каретнике — ... пока ревнивец не хватал ее в охапку и не уносил добычу к себе домой.
В новый 1873-й год, мы, ребятишки, играли у крыльца дома исправника Бутягина, жившего в белом доме Шварца, Залесский шел его поздравлять. Исправник запирал от нахала входную дверь. Началась ругань. Старик упал и умер от разрыва сердца в 68 лет.
Однажды Залесский пригласил видных дам города к себе на кофе. Угостил с касторкой, а двери зала уединения запер…
Свою малую верховую лошадь кормил с тарелки супом и поил чаем. Вводил ее в дом даже к знакомым. Сидел за свои проделки в остроге.
Доктор Замоложья Крумбмиллер, французский подданный, в 1886 году посылался земством в Париж к Пастеру с двумя укушенными бешеной собакой (крестьянин Тимофей Васильев из д. Косодавль 30-ти лет и Михаил Зверев, 22 лет сын купца). Зверев мне и рассказывал.
«До границы мы ехали спокойно, смотрели в окна, раньше-то никогда не выезжали. Когда переехали границу, Тимофей стал дурить. Сейчас, говорит, расширю вам место. Заклацал зубами, как волк, вывернул глаза и… немцы тикают от нас. Доктор его урезонивает...
Осматривали мы и Кельнский собор. Тимофей даже на нем свою заметку ставил, пусть, говорит знают, что русский человек здесь был. В Париже однажды, он ушел на полдня, был в серой сермяге, липовых лаптях, рваном картузе. Черт его знает, где сумел выпросить брюки, фрак с вырезанными фалдами, открытую сорочку и жилет, поношенные штиблеты и цилиндр.
Свое имущество принес в свертке. Дорогу, говорит, углем отметил. Доктор Крумбмиллер напрасно беспокоился...
Русский человек находчив. Ну и хохотали мы тогда, глядя на Тимофея во французском одеянии.
Другой раз увидел он на пятом этаже в окне самовар. Поднялся туда, выпросил самовар. Радостно говорит: «Попьем, Миша, чаю! Надоел мне ихний проклятый кофель. Вот и чаю на две заварки мне дали».
Уезжая, он отнес самовар хозяевам. Был одет опять в лапти, в которых и ехал до дому.
В земскую управу явился во фраке, в цилиндре и.., в лаптях. Такимгулял и по городу».
У Шварца во дворе, где жил исправник Бутягин, проживал и подвальный виноочистительного склада и наливочной Иван Павлович Петровых. Спирт перекуривал со Внуковского завода, а наливку варил из брусники, малины морошки, черной смородины и черники. Он закупал ягоды возами (платил за воз от 5 до 8 руб.). В лесу оставались только гоноболь и клюква, чем особенно были недовольны медведи, т, к. лучшее их кушанье — ягоды, собирались и увозились, а меда у нас в лесах (дуплах) почти не было.
Со временем Иван Павлович стал бухгалтером в банке, а потом с 1880 года и, до самой смерти — упорным алкоголиком. Однако он отказался взять взятку с Виноградовых за ревизию еляковского склада, чем и заслужил особенные симпатии всего города.