Они учили учителей

Лето 53-го, как отмечалось в известном кинофильме, и в наших краях выдалось холодным и дождливым. Эти капризы природы особо почувствовали крестьяне и учащиеся, которых бросили спасать гибнущий урожай. Наша группа четверокурсников педучилища работала в колхозе аж до самых Октябрьских праздников. Домой мы возвращались вечером накануне торжеств, причём пешком по железнодорожному полотну шагали километров семь. Но шли бодро в предвкушении долгожданных выходных.

Группу возглавляла преподаватель географии, жена директора педучилища А.В.Комлева. На колхозном поле для общения не было времени, а в дороге мы разговорились. Зная, что уже активно пописываю в газеты, Александра Васильевна заговорила о журналистике. К моему изумлению, она рассказала, что в молодости работала в газете, и не один год, а на многочисленных совещаниях, семинарах, слётах, что тогда практиковались, зачастую встречалась и общалась со своим коллегой из «Пролетарской правды» (ныне «Тверская жизнь») Б.Н.Полевым. Из разговора со своим преподавателем, более поздних воспоминаний её родных сложилось более полное представление об интересной семье педагогов, воспитавшей не одно поколение школьных учителей не только Весьегонского, но и ряда других районов.

Александра Васильевна Комлева родилась, выросла и скончалась в родном городе. Её отец, мелкий весьегонский чиновник, был выходцем из крестьян деревни Григорево. Он прошёл Первую мировую войну, продолжал службу в Петрограде, где вместе с семьёй встретил революцию 1917 года.

Годы «великого перелома» Комлева встретила выпускницей Весьегонской средней школы. Начиналась коллективизация. Активная комсомолка с юной энергией включилась в общественную жизнь. Она участвовала в коллективизации, ей нравилось работать «избачем». Она ходит по деревням, носит книги в местные избы-читальни, неграмотных крестьян учит читать. Однажды в неё стреляли, но комсомолка упала в канаву и тем спаслась.

Александра Васильевна не терпела несправедливости. Она стала активной корреспонденткой районной газеты. Пробовала выступать и в областной прессе. И в районе никто не удивился, когда Комлеву рекомендовали в коммунистический институт журналистики. Хотя она и не закончила его полный курс, учёба дала многое.

В середине 30-х годов Александра Васильевна работает в газете в Наро-Фоминске, затем – в весьегонской районной газете «Колхозный призыв». Закончив местное педучилище, она поступает на заочное отделение Московского педагогического института, преподаёт географию в Весьегонской средней школе.

В военные годы Александра Васильевна не уходила на каникулы. Вместе с учениками она работала в колхозе, сама косила и даже садилась за руль трактора. После войны почти десять лет Комлева трудилась в Краснохолмском училище. Она вела географию и методику её преподавания. В училище очень ценили Александру Васильевну за профессиональное мастерство, доброту и отзывчивость.

Ещё в дни коллективизации молодая комсомолка познакомилась с коммунистом Исидором Семёновичем Ажиппо, и они дружно прожили вместе сорок три года. Ажиппо родился в 1902 году в Украине, в городе Лисичанске Луганской области в семье рабочего содового завода. Своё образование он начал в бесплатной школе для рабочих этого предприятия. После революции Исидор Семёнович заканчивает рабфак, а в конце 20-х годов – Коммунистический университет национальных меньшинств запада имени Ю.Мархлевского в Москве.

С 30-х годов жизнь Исидора Семёновича связана с тверским краем. Московский обком партии направляет его в город Бежецк, а через некоторое время Ажиппо назначается заведующим отделом пропаганды и агитации Весьегонского райкома ВКП (б). Он принимает активное участие в переустройстве деревни, здесь и встречает свою

будущую жену. В 1938-1939 годах Ажиппо трудится завучем в Весьегонской средней школе, учится на заочном отделении пединститута.

Коллектив Весьегонской средней школы 1939 год

 

Нижний ряд: Платонов, М. Васильева, В.Д. Легонькова, Колов, А.И. Бородулин, Н. Гашилова Второй ряд: Ф.В. Степухин, М.Н. Дягтерева, …, И.С. Ажиппо, В.Г. Лужина, А.В. Фомичева, З.Н. Ефремова Третий ряд: … И.К. Иванов, Е.А. Степанова, Т.М. Перетерская, В.Н. Кириллова, А.В. Герасимова, А.Г. Ефремова, О.А. Титкова, В.И. Михайловская. Четвертый ряд: Е.И. Князева, Г.В. Тяжелова, А.П. Корнева, В.Ф. Хильмончик, М. Бородулина. Верхний ряд: истопник, М. Дроздова, П.П. Заплатина, Н.В. Верхоланцева, В. М. Маслова, …, А.А. Шарова, Е.И .Ерофеева

В начале 1940 года назначается директором переехавшего в Красный Холм педучилища. Но освоиться на новом месте он не успел. Офицера запаса призвали в армию, и целых семь лет он не снимал шинели. Фронтовой путь его пролегал от Ленинграда до Трансильвании.

Воевать Ажиппо пришлось не совсем обычно. В октябре 1943-го он был отозван с Волховского фронта и назначен в румынскую добровольческую дивизию имени Тудора Владимиреску, сформированную из сдавшихся в плен под Сталинградом румын-добровольцев. Недавних врагов надо было убедить воевать против фашизма, обучить воинским уставам, владеть оружием Красной армии. Пришлось самому инструктору попутно изучать румынский язык, которого он не знал. У родных до сих пор хранится русско-румынский словарь 1942 года издания.

Дивизия находилась в резерве 2-го Украинского фронта, участвовала в Яссо-Кишинёвской операции, а позже в Карпатах, в юго-восточной Трансильвании. Капитан Ажиппо был награждён орденом Красной Звезды, румынским орденом и медалью.

В ноябре 1944 года дивизию вывели на отдых. А капитана вызвали в штаб фронта и направили в Бухарест в Союзную контрольную комиссию, следить, как Румыния выполняет соглашение о перемирии. Три года нёс эту службу Исидор Семёнович, переезжая из одного города в другой. После войны к нему приехала Александра Васильевна и вместе с мужем переносила неудобства походной жизни.

В 1947 году, когда комиссия завершила свою работу, супруги вернулись в Весьегонск, но ненадолго. Исидора Семёновича назначили директором Краснохолмского педучилища. Купили деревянный домик на берегу Неледины. Александра Васильевна стала преподавать географию. В нелёгкие послевоенные годы директор большие усилия прилагал, чтобы укрепить материальную базу училища. В конце 53-го училище переехало в новое здание. Ремонтировались старенькие общежития, занятия вели высококвалифицированные педагоги.

Исидор Семёнович, как и его жена, был очень внимателен к учащимся. Он всячески помогал им в трудную минуту, конечно, в силу имевшихся у директора возможностей. Исидор Семёнович никогда не повышал голоса даже на провинившегося учащегося. В городе он тоже имел большой авторитет.

В 1956 году, когда меня, молодого солдата Группы Советских войск в Германии, принимали в партию, я обратился к Исидору Семёновичу за рекомендацией. И он прислал её в политотдел нашей дивизии. Жаль, что после службы мне не пришлось встретиться с этим замечательным человеком.

После закрытия педучилища Исидор Семёнович и Александра Васильевна вернулась в Весьегонск. Пока были силы, супруги уделяли большое внимание своему саду. Особенно биолог по образованию Исидор Семёнович, который пережил жену на пять лет.

На участке пенсионера росли виноград, кукуруза, баклажаны, другие южные растения. Похоронены супруги на Весьегонском кладбище.

 

На фото: учащиеся 4 «б» курса и преподаватели Краснохолмского педучилища. Во втором ряду в центре И.С.Ажиппо, в третьем ряду крайняя справа А.В.Комлева,

В первом ряду в центре В.П.Липин

 

ИСТОЧНИК: Липин В.П. Возрождение вторая жизнь Весьегонского района / В.П. Липин; [обществ. совет: Г.В. Стученков (руководитель) [и др.]. - Тверь: Тверская областная типография, 2010. - 349 с.

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей