Описание Спасо-Ренской пустыни, находящейся Тверской губернии Весьегонского уезда в пятнадцати верстном расстоянии от г. Весьегонска. П.П. Воскресенского

Спасо-Ренская пустынь до времён императрицы Екатерины Великой была монастырем и находилась в ведении Краснохолмского Антониева Монастыря, а во время царствования Екатерины обращена была в приходскую церковь.

Пустынь эта находится при впадении реки Званы в реку Реню, окружена довольно густым разнородным, преимущественно еловым и сосновым, лесом; пространство до леса занимают превосходные заливные сенокосные луга и пахотные поля; местность имеет дикий пустынный вид.

Ныне там находятся две деревянные церкви, построенные во второй половине настоящего столетия, a прежние (также две) деревянные церкви сгорели от грозы в июне месяце 1858 года. При Спасо-Ренской пустыни в настоящее время есть поселье до 20 крестьянских домов, кроме домов священно-церковно-служителей; но было ли поселье во время существования монастыря, и когда был основан самый монастырь, данных при церкви не имеется; предание же существует, что при монастырских скотных дворах было насколько монастырских рабочих крестьян. Сгоревшие две церкви были: одна во имя Преображения Господня, а другая во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия.

По закрытии монастырской обители, почти все древние вещи и документы переданы в Краснохолмский Антониев монастырь; сохранились по настоящее время только нижеследующие древности:

1) Деревянный посох, по устройству принадлежащей игуменскому чину, из елового дерева, длиною 2 ½ аршина, толщиною 1/3 вершка, окрашен черною краскою. Священник передал мне, что посох окрашен лет двадцать тому назад, а до того времени был некрашеный. Сверху этого посоха рукоятка, рожками вниз, из можжевелового дерева. Предание существует, что этот посох принадлежал одному из Соловецких чудотворцев, посещавших будто бы во время своего земного пребывания эту пустынь, почему посох почитается крестьянами с особенным благоговением.

2) Антиминс, хорошо сохранившийся и по настоящее время употребляемый при богослужении, из парусины; на нем надпись:

«При Благовѣрномъ Государѣ, Царѣ и Великомъ Князѣ Ѳеодорѣ Алексѣевичѣ, всея великія и малыя и бѣлыя Россіи, и при Великомъ Господинѣ Преосвященномъ Корниліи Митрополитѣ Великаго Нова-Града и Великихъ Лугъ. Лѣта отъ созданія міра...Индикта»,

наверху антиминса:

«А от воплощенія Божія Слова АХО (1670 г. – ред.) мѣсяца... въ... день».

Длина антиминса 11; ширина 10 вершков.

3) Напрестольные вещи, как то: железныя два копия, с железными рукоятками и крестиками на концах, и звездица; от времени вещи эти заржавели, никаких надписей не имеют, и в церковных описях не значится — от которого они года; оловянные вещи два потира, с чеканными

изображениями кругом верхней половины и с обыкновенно употребляемыми на потирах надписями; на одном, судя по виду, более древнем потире надпись: «7180 года».

Два дискоса, четыре блюдца и две звездицы с таковыми же чеканными изображениями. Надпись на двух блюдцах: на одном, — «Священницы и діаконы и строители и вамъ бы отца нашего поминать на святыхъ», а на другом — «Божіихъ Литургіяхъ и на литіяхъ, а васъ Господь БГЪ (Бог – ред.) самихъ помянетъ во царствіи небеснемъ».

Судя по форме этих вещей, они одного времени с тем потиром, на котором есть надпись 7180 года.

4) Крест деревянный восьмиконечный, обложен тонким листовым серебром, длины 6 вершков, пожертвован царевною Софиею Алексеевною; на нем следующая надпись: «Лета 7190… августа в день 7 построила (т.е. пожертвовала – ред.) сии (сей (этот) – ред.) крест в пустыню Спаса Ренск… монастыр… благове…я царев… Соф… (в пустыню Спаса Ренского монастыря благоверная царевна Софья – ред.)».

Точки означают повреждение в тех местах серебряного оклада вместе с буквами.

5) Иконы в ныне существующей церкви Преображения Господня, над царскими дверями: Тайная вечеря, Умовение ног, Распятие Господне, Снятие со креста, Положение во гроб Иисуса Христа и царские врата поступили из сгоревших церквей Спасо-Ренскаго монастыря. Размеры образов квадратные, около 1/2 арш. длины и ширины; писаны по желтому под матовое золото фону и принадлежат, судя по живописи, к древнейшим временам, но положительных данных о их времени в церкви не имеется. Царские врата в вышину 2 ½ и ширины 1 х ½ аршина, деревянный, без просвета; в верху в полукружии, на правой стороне, изображен ангел благовеститель, на левой Пресв. Мария с книгою в руках… Затем ниже Благовещения четыре евангелиста, каждый в особой рамке. По сторонам царских дверей, на четырехгранных колоннах, по четыре образа на каждой стороне: на правой — Иисус Христос, святые Василий, Никола, Дионисий, на левой — Божия Матерь, святые Иаков, Иоанн и Григорий. Кроме вышеописанных царских дверей есть еще древние царские двери; они помещены, вместо образов, на правой и левой сторонах иконостаса в нынешней церкви Преображения и принадлежали бывшим церквам Спасо-Ренской пустыни. В вышину эти двери 2 арш. 4 верш., а в ширину 1 арш. На них изображены также: Благовещение и четыре Евангелиста (Иоанн с учен. Прохором), а при них какие-то древние городские здания. Есть еще очень много и других древних икон, принадлежавших Спасо-Ренской обители.

6) Церковные книги, печатанные в 17 столетии, следующие: за все двенадцать месяцев Минея 1691 года. В книге за август месяц, по листам внизу, надпись: «лета 7203 Сентября в 26 день далъ вкладу в домъ чюдотворца Николаа в Бежецкой верхъ во антоновъ монастырь при архимандрите Иосифе з братиею слуга Моксимъ Федотьевъ сынъ Улейменской книгу минею месячную месяца августа по родителех и по своей души…», т.е. пожертвовал книгу за поминовение.

Требник 1680 года, напечатан при царе и великом князе Феодоре Алексеевиче, с благословения патриарха Иоакима. В этой книге по листам следующая надпись: «Книга глаголемая евхологий син речь требникъ церковная бежецкого верху Николаевскаго антонова монастыря приписной спасоренской пустыни а трудился и в мире ходил посборе (по сборе – ред.) денежном радел и сию книгу купилъ тоежъ спасоренско пустыни монах Никонъ и сий книги никому и из святые сия пустыни неймать и непродат и никому неотдать быти е во святей божий церкве, а кто дерзнет взят или похощет продат или отдать и то…»

(на двух страницах, по случаю ветхости, надпись заклеена бумагою и потому неизвестны слова, написанные на этих двух страницах) «… всемъ (в сем) веце и вбудуще (в будущем) от святые Божия церкве…да анафеми …».

7) Два колокола: на одном надпись: «193 годъ, декабря въ 11 день, вымѣнилъ сей колоколъ Городецкаго уѣзду Антонова монастыря чудотворца Николы, приписная Спасо-Всемилостиваго Ренская пустыня, строитель Никонъ»;

но на другом колоколе нет никакой надписи, по форме же и виду можно думать, что этот последний колокол древнее первого. Вес на колоколах не обозначен, но примерно, — первый до 10 — 12, а второй до 5 — 6 пудов.

 

ИСТОЧНИК:

Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 4. – Москва, Синодальная типография на Никольской улице, 1874.

Подготовил к публикации Никита Снетков

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей