Открытие кинотеатра «Форум»
В январе 1916 года берег Весьегонского затона оживился, дотоле пустынный и темный. Здесь впервые, в Весьегонске засверкало настоящее электричество в прямом смысле слова, а не лабораторные опыты на сцене Народного дома. Здесь все было наставлено на промышленную ногу предприимчивым Родиным. Было выстроено кирпичное здание по определенному, не очень сложному плану. Впереди – фойе. Кассы, конторка, отгорожены деревянной решеткой, мягкие стулья. Два входа в зрительный зал.
У входа встал внушительный швейцар, в ливрее и форменной фуражке с галунами. Экран, в глубокой черной раме, как в нише. Сбоку, слева – пианино. Зал узкий, но длинный, – на 150 мест, – боковые двери на выход. В Задней стене проекционные и смотровые окна. Три люстры в потолке. Сзади здания проекционная будка. Чуть дальше – каменный сарайчик – машинное отделение. Там, по вечерам, через большое окно ожидающая публика видела ярко освещенное, отштукатуренное помещение – и – на первом плане – громадный чугунный маховик. На конец вала была нахлобучена медная шапка, долгие годы привлекавшая внимание толкавшихся во дворе людей. В другом окне виднелась динамо-машина, работающая от приводного ремня «дизеля».
Шведский дизель «Экваль» развивал 25 лошадиных сил при 200 оборотах в минуту. Динамо-машина питала током всё это хозяйство «Форума», начиная с уличного фонаря и световой вывески видной издалека, зальных люстр и кончая электроприбором кино аппарата «Патэ-2 и его дуговыми углями. Нам, весьегонским дикарям, если так можно выразиться, долгие годы бил в глаза этот новый, неосознанный, неосмысленный, яркий свет. Но дальше территории «Форума» он не пошел. Правда, ходили разговоры промеж городских властей что де мол, неплохо-бы провести электричество в Нардом и в Городскую Управу. Но хозяин обосновывал, на заявлениях своего техника, утверждавшего, что никакой дополнительной нагрузки ни дизели ни «динама» – нести не могут, не повезут, едва только свое хозяйство обеспечивать в состоянии. Показывали в этом кинотеатре главн. образом американские приключенческие боевики с участием Д. Форбэнкса, М. Пикфорд, Ч. Чаплина и других. Одни Ленты, производства Патэ, присылались и отсылались с почтой. В каталогах этой фильмы тогда числилось до 10 тысяч названой. Как видим, выбор большой. Свое, отечественное кино производство было весьма ограничено. Можно привести только небольшой ряд фильмов: «Марфа Посадница», «Степан Разин», «Анна Каренина», «Война и мир», «Ревизор» и др. Фильмы шли по 3-4 дня, ежедневно 2, в виде исключения 3 сеанса. Детских сеансов не ставилось. Фильмы были односерийными только впоследствии стали появляться 2-3 серийные – Как-то появилась в городе киноафиша, сразу обратившая на себя внимание. «Атлантик» – по одноименному роману Г. Гауптмана. Картина требует не менее 3 часов для демонстрации. Длина кинематографной ленты–диапозитива равна 18.000 метров. Нервным лучше не просматривать картину!
Это был первый пример 2-х серийного фильма, объединенного в 1 сеанс. Качество проекции и в те времена было уже весьма неплохое, изображение не подрагивало, не покачивалось не искрило снегом, пока лента не успевала износиться. Вспоминается одно, маленькое обстоятельство: во время демонстрации, всякое разное действие на экране – выходило толчкообразно. Нынче это тоже, – но толчки размельчились. Еще через сколько-то лет, когда в секунду будут проскакивать, например, – 100 кадров – эти толчки совсем прекратятся.
Немые, того времени, фильмы демонстрировались в сопровождении пианинной музыки. В течении 19 лет в Весьегонске действовало только немое кино.
За этот период сменилось несколько таких музыкантов. Вот какое было кино с 1916!
ИСТОЧНИК:
Борис Расцветаев Воспоминания о Весьегонске. Тетрадь 1
На фото улица Белозерская, на которой располагался кинотеатр "Форум".