Овинищенский детский дом. I полугодие 1951-1952 гг.

В 1943 году в село Кесьма был переведен Овинищенский детский дом, который расположился в здании начальной школы. Одним из директоров детского дома в начале 50-х годов стал Сергей Павлович Ермошин. Воспитанники Сергея Павловича вспоминали о нем с неизменной теплотой, глубоким уважением и слезами признательности на глазах, говоря о его безупречности и порядочности, об удивительной теплоте, человечности и заботе, с которой он относился к детям.

С подробным отчетом директора о работе Овинищенского детского дома за 1 полугодие 1951-1952 уч. года мы предлагаем вам познакомиться.

1. Помещение детского дома

Овинищенский детский дом размещен в помещении начальной школы. Общая площадь детдома - 400 м.2. Полезная площадь детдома - площадь спален составляет 148 м.2. Остальная площадь занята под коридорами и кладовыми.

В детдоме нет мастерских, комнат для занятий, детдом не имеет бани, прачечной, нет сарая под сено и дрова. Таким образом, занятия проводятся в тесной столовой, большинство времени дети находятся в спальнях, что создает там пыль и неуют.

Мытье детей производится в общей сельской бане, которая обходится детдому в месяц 200 рублей, что составляет в год 2500 рублей.

В 1951 году необходимо построить свою баню, на которую нужно 6000 руб. Прачечной своей детский дом тоже не имеет.

Детдому нужно и дополнительное помещение, о чем неоднократно указывалось в актах обследования детского дома инспекторами областного ОНО и МВД. Местные власти не могут представить дополнительного помещения для детского дома, а потому на приобретение его нужны средства в 1951 году в сумме 15-20 тысяч рублей. Основному помещению детского дома нужен ремонт, который обойдется детдому в 20-25 тысяч и прочие работы.

На 1-е января 1950 года в детдоме числилось 56 воспитанников.

В течение года две девочки по представлению соответствующих документов были направлены к матери, пять воспитанников трудоустроено и учится в техникуме, 6 человек прибыло из других детских домов: 5 человек из Кесовогорского детдома и 1 воспитанник из Удомельского детдома. Таким образом, на 1-е января 1951 года в детском доме числится 55 воспитанников, из них 5 человек находятся на лечении в Максатихинском сан. детдоме Девочек в детдоме 34 человека, мальчиков — 21. Все дети школьного возраста и все учатся в школе.

Достаточно крепкого коллектива в детдоме еще нет: дети заметно ухудшили дисциплину и успеваемость в связи с новым судебным следствием, проходившем в июле месяце по делу работников детдома, состоявшемся 28-30 декабря 1950 года, решением которого им было определено наказание за превышение власти по 2 года лишения свободы. На следствии и на суде 30 человек детей, воспитанников детдома, присутствовали в качестве свидетелей. Несмотря на то, что после суда детдом посетил пом. прокурора Калининской области тов. Луговской Г.М. и провел с детьми беседу о их дисциплине, учебе, о тех мерах, которые могут быть применены к злостным нарушителям дисциплины, дети чувствуют себя развязно, и некоторые сознательно делают только то, что им нравится. Например, обедать, играть, отдыхать, шалить такой, воспитанник будет, а комнату убирать, дрова приготовить, урок выучить и пр. труд выполнять он может и не пожелать. Если воспитатель особенно навязчиво будет требовать своего, то такой воспитанник может ответить: «А вот понервничайте!».

Особенно не уважают воспитанники воспитательницу, зарекомендовавшую себя безразличным отношением к жизни детей. Наблюдались случаи, когда на нее воспитанники нападали с поленом или с табуреткой. Отличается недисциплинированностью и плохой учебой Красюков Анатолий - 7 класс, неуспевающий по 7 предметам, Соловьев Михаил — 6 класс, Козлов Геннадий - 5 класс, Болдонов Григорий - 2 класс. Они проявляют свою недисциплинированность не только в детском доме, а больше того в школе; Козлов, например, сделал короткое замыкание в электросети и чуть не учинил пожар в средней школе, на что директору детдома Королев В.М.- директор школы - представил докладную с просьбой наказать его.

2. Распределение детей по возрасту и по классам

 

 

По полу

 

По классам

 

Возраст

Мальчиков

Девочек

Класс

Колич.

 

 

 

 

1 класс

-

 

С 7 до 11

7

11

2 класс

6

 

 

 

 

3 класс

2

 

С 12 до 14

9

17

4 класс

14

 

 

 

 

5 класс

16

 

Старше 14

5

6

6 класс

11

 

 

 

 

7 класс

6

 

Имеется второгодников: во 2-м классе - 1, в 4-м классе - 6, в 5-м классе - 4. Дети, поступившие из Кесовогорского детдома в 5-й класс все переведены в 4-й класс, как совершенно неподготовленные для 5-го класса, а как говорят сами дети, так они там были оставлены на осень, но когда их стали направлять из детдома - выставили в табель оценки и написали, что переведены в 5-й класс

КАДРЫ ДЕТДОМА

ФИО

Год рожд.

Должн.

Образов.

Полит- подготовка

Партий-ность

Где учится заочно

Стаж работы в д/д

1

Ермошин Сергей Павлович

1922

директор

Средн.-педагог.

Специаль-ной нет

Чл. ВКПб с 1946

Калининский пед. институт

С 1949 г.

2

Стремблева Нина Ивановна

1925

И.о. завуча

Средн.-педагог..

Специальной нет

б/п

Калининский пед. институт

С 1946 г.

3

Хорошулина Зоя Константиновна

1925

Воспитатель

Средн.-педагог..

Специальной нет

Член ВЛКСМ

Не учится

С 1949

4

Аничкина Мария Михайловна

1906

Воспитатель

Средн.-педагог..

Специальной нет

Чл. ВКПб

Не учится

С 1950

5

Лизунова Антонина Андреевна

1923

воспитатель

Учи. институт

Специальной нет

б/п

Не учится

С 1950

На 1-е января 1951 года кадрами детдом укомплектован. Кроме воспитателей, в детдоме имеется 2 инструктора по труду: инструктор швейного дела и инструктор столярного дела и медфельдшер. Врач работает по совместительству, но обязанности свои исполняет добросовестно. Для инструкторов по швейному и столярному делу нет совершенно никаких условий для работы. Если инструктор по швейному делу занимается в помещении бельевого склада, где очень тесно, то у инструктора по столярному делу нет вообще никакого помещения. Коллектив детского дома в целом спаян и преследуют одну цель - обеспечить жизнь детей в детдоме так, чтобы они не могли ни на минуту представить себе, что о них не заботятся, чтобы эти дети чувствовали отеческую и материнскую заботу со стороны каждого работника детдома.

Все вопросы педагогического характера в детдоме разрешаются на педагогическом совете, за 1-е полугодие 1950-1951 учебного года проведено 5 заседаний педагогического совета детдома, из них на 2-х педсоветах присутствовали учителя школы. Воспитатели и я в школе на педсовете были тоже 2 раза. На педагогическом совете обсуждены за 1-е полугодие следующие вопросы:

1.Роль воспитателя по приготовлению уроков.

2.Отчеты воспитателей о работе за месяц.

3.Обсуждение и утверждение плана детдома на 1950-1951 учебный год.

4.Результаты летней оздоровительной работы с детьми.

5.Результате учебы за сентябрь месяц.

6.Обсуждение вопросов проведения праздника 33-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

7.Отчеты воспитателей за 1 четверть учебного года по учебно-воспитательной работе.

8. Обсуждение акта обследования детдома от 13.09.1950 года, сделанного ст. инспектором УМВД по Калининской области ст. лейтенантом Казанским.

9. Обсуждение успеваемости за ноябрь месяц.

10. Подготовка к новогодней елке.          

Кроме педсоветов проводились методические совещания, которых за 1-е полугодие проведено только 2.

Обсуждены вопросы:

  1. Методика решения типовых задач.
  2. Ст. И. В. Сталина «Относительно марксизма в языкознании».
  3. О педагогическом такте.
  4. Об авторитете родителей.

На педсовете иногда разгоралась горячая критика по поводу проведения воспитательной работы.

Вопросы быта и хозяйственного характера разрешались на производственных совещаниях, присутствовали на которых и участвовали в них все без исключения работники детдома. За 1 полугодие 1950-1951 учебного года проведено 5 производственных совещаний, на которых обсуждены следующие вопросы:

  1. О помощи колхозам в уборке урожая
  2. О всемирном конгрессе сторонников мира.
  3. Выдвижение уполномоченных в поселковую комиссию по сбору подписей под Стокгольмским воззванием постоянного комитета сторонников мира о запрещении атомного оружия.
  4. Трудовая дисциплина отдельных работников детдома.
  5. Выдвижение кандидатов в состав окружной избирательной комиссий по выборам в Овинищенский райсовет депутатов трудящихся и Кесемской сельсовет по Садовому округу № 14.
  6. О выставлении кандидата в депутаты Кесемского сельсовета по избирательному округу № 14. Выдвижение доверенного лица.
  7. Сталинская Конституция и советский избирательный закон.
  8. Гигиена в детском доме.
  9. Текущие вопросы

Кроме собраний с кадрами ведется одиночная и групповая работа; читаются вслух газеты, слушается радио, медработниками проводятся беседы на темы гигиены в детдоме, а также о гигиене своего тела и т.д.,

КМО объединяет 3 детских дома: Овинищенский Детдом № 2, Овинищенский детдом № 1, Весьегонский детдом. В течение первого полугодия заседали КМО было всего лишь один раз в Весьегонском детдоме, куда ездила от нашего детдома И. О. завуча Стрембелева.

Методического уголка в детдоме нет. Литература и методическая, и политическая, и художественная находится в шкафу на храпении у И.О. завуча.

При первом требовании воспитателя того или другого пособия Н.И. Стремблева его выдает. Методического пособия в детдоме немного, правда детдом получает журналы «Семья и школа». Детдом не получает такого журнала как «Учебно-воспитательная работа в детдомах», который содержит замечательный материал по работе воспитателя в детдоме с детьми.

Шефы детского дома - Овинищенский райпромкомбинат и колхоз "Победа", Овинищенского района, Чернецкого сельсовета никакой помощи детдому не оказывают. Колхоз «Победа» имел в наличии большое количество лошадей, не занятых на работе и не мог выделить ни одной из них для перевозки сена с пустоши в количестве 10 возов, и вообще, в течение 1950 года я много раз обращался к председателю колхоза «Победа» тов. Волкову с тем, чтобы:

  1. помочь подвезти столбы для изгороди детдома и
  2. помочь подвезти пакли с Чернецкого льнозавода для ремонта детдома,
  3. помочь перепахать землю того больше подвезти сено, но тщетны были мои просьбы.

Я обращался и к председателю Овинищенского райсовета тов. Бугрову, но он, очевидно, занятый делами целого района, упустил этот вопрос из виду. Райпромкомбинат, правда, помог оборудовать спортплощадку при детском доме. У райпромкомбината в наличии большие возможности помочь детдому жестким инвентарем, как тумбочками, столами, рамками для портретов, полочками и т.д. Детдому мало было отпущено денег на жесткий инвентарь и много нужно было купить, поэтому невозможно приобрести кое-что из жёсткого инвентаря.  Райпромкомбинат сделал для детдома 5 столов и представил за них счет по 135 рублей за каждый. Вообще помощи ни от райпромкомбината, ни от колхоза «Победа» не оказывается, хотя последнюю можно бы оказать каждому из вышеуказанных организаций совершенно без ущерба для них.

Партийные н советские органы жизнью детского дома интересуются, но практической помощи не оказывают никакой: у детдома нет постоянного земельного участка, в 1950 году он чуть не остался без сена. Площадь сенокоса около детдома, которую он ежегодно использовал, в этом году использовалась райисполкомом.      

На бюро Райкома ВКП/б/ не слушали ни разу детдом. В конце августа I950 года меня, как директора, слушали на исполкоме райсовета о подготовке детдома к зиме. Работники РАЙОНО и зав. РАЙОНО детдом посещают часто, интересуются работой директора, воспитателей. Официального обследования детдома со стороны РАЙОНО с проверкой всей документации детдома и работы его не было, правда, дважды в течение 1950 года проходило обследование детдома комиссией, состоявшей из представителей РК ВЛКСМ, РАЙОНО, pайздрава под председательством представителя РО МГБ.

Попечительский совет не работает.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

За 1-ю четверть текущего учебного года из 49 детей-воспитанников детдома не успевало 11 человек. Основное количество неуспевающих падало на 5 и 7 класс.

Успеваемость в этой группе за 2-ю четверть составляет 73,9% из 83-х воспитанников группы, не успевает 6 человек. В остальных двух группах из 27 воспитанников, не успевали 3 человека, что составляет успеваемость 89%. По детдому за 2-ю четверть, из 50 воспитанников не успевает 9 человек, что составляет успеваемость 82%.

По сравнению о 1-й четвертью во 2-й четверти успеваемость незначительно повысилась с 77% до 82%. Выше я указывал, что отношение к работе и дисциплине  у наших детей безответственные. Я считаю, что основной причиной этому послужило неправильное воспитание раньше, и теперь некоторые воспитатели воспитательный процесс видят только в сухом требовании с ребенка, но слишком мало задумываются над вопросом: как применить свой педагогический талант к детям с целью выработать у них настоящий характер советского человека, не стремятся создать авторитет детского  коллектива, не находят умения развить среди детей критику и самокритику.

Среди детей наблюдаются также случаи, когда они в школе нарочно не отвечают урок учителю, хотя материал знают или наоборот не готовили уроки в детдоме и шли в школу неподготовленными. С такими детьми, как Красюков Анатолий, Соловьев Михаил, Козлов Геннадий, Волдоков Григорий много беседовали на педсовете, на собрании групп, они неоднократно вызывались на беседу к директору, к завучу, но значительных результатов в лучшую сторону в поведении этих детей не обнаруживается. Они злостно стараются нарушать дисциплину, пользуясь тем, что теперь их бить не будут. Эта тенденция выработалась потому, что раньше мерой наказания для детей в детдоме было физическое наказание, и они, естественно, меньше делали нарушений, но сами детские натуры воспитывались замкнутые, лживые, запуганные.

Для детей такой резкий перелом в жизни послужил тем, что они поняли заботу руководства о себе, оценили это и, конечно, в целом, хотя еще твердого коллектива нет, дисциплина среди основной части детей сомнительная и, надо надеяться на то, что в недалеком будущем и дисциплина, и успеваемость среди детей детдома будут хорошими.

Воспитатели ведут дневники своих групп, где делают записи о качестве учебного поведения каждого ребёнка. Нарушения воспитанников в этих дневниках не только фиксируются, но каждое из них преломляется воспитателем в свете советской педагогики. И воспитатель, взяв во внимание мельчайшие детали в характере того или иного воспитанника, старается найти лучший для достижения эффективного результата в изжитии наличествующего недостатка в поведении ребенка. Иногда данные дневники обсуждаются на трудовых собраниях воспитанников, где воспитателю предоставляется широкая возможность для направления воздействия коллектива. Общих собраний воспитанников за 1-е полугодие проведено 7. На собраниях обсуждались вопросы успеваемости, дисциплины, ставились беседы и доклады силами воспитателей и врачебного персонала.

Детский дом работает по годовому плану, утвержденному на педагогическом совете детского дома. Политико-воспитательная работа строится с таким расчетом, чтобы наши дети выросли верными сынами своей Великой Родины.

Наши дети должны вырасти честными, твердыми и непреклонными в достижении своих целей, широко и всесторонне развитыми, знающими и культурными, горящими желанием стать такими, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Нахимов, Суворов, Кутузов, Чапаев, Фрунзе, как герои Великой Отечественной воины, как Ленин и Сталин, отстаивавшие свою любимую Родину от врагов, внешних и внутренних,

Наши дети должны ясно видеть и отчетливо представлять миролюбивую политику нашего народа, нашей партии и правительства во главе с товарищем Сталиным, должны полными глазами видеть волчьи замыслы кровожадных империалистов, стремящихся к войне.

Наши дети должны беречь социалистическую собственность, не имея намерения обладать чувством собственничества, чтобы они научились заботиться о своих товарищах, чтобы интересы коллектива для них стали превыше всего.

Наши дети должны чувствовать, что они и только они, выросшие в грозные дни Великой Отечественной войны, лишившись родителей и сейчас пользуются теплой заботой всего советского народа, должны осуществить светлые идеи коммунизма, овладев гениальной теорией великий учителей человечества, разработавших так отчетливо пути освобождения его от неволи, Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина.

В течение 1-го полугодия на групповых и общих Собраниях воспитателями сделаны следующие доклады и проведены беседы.

  1. Делу - время, потехе – час /беседа/
  2. Зоя Космодемьянская - верная дочь советского народа /лит.монтаж/.
  3. Как закалять свой организм в зимнее время - беседа мед.фельдшера.
  4. Чапаев – герой гражданской войны /доклад/.
  5. Островский - человек стальной воли /беседа/
  6. Фрунзе - выдающийся полководец Красной армии.
  7. Великие стройки коммунизма /доклад/
  8. Два мира - два детства /фотомонтаж/
  9. Строительство Волго-Донского судоходного канала.
  10. События в Корее /информация/
  11. По городам странам /беседа/
  12. 130 лет со дня рождения Фридриха Энгельса.
  13. На новостройках нашей страны /беседа/
  14. 33 года советской власти /доклад/
  15. Молодежь не для войны /доклад/
  16. Пархоменко – герой гражданской войны /доклад/
  17. Сталинская конституция – право на счастливую жизнь /доклад/
  18. С песнями борясь и побеждая наш народ за Сталиным идет /беседа/
  19. Советский Союз в борьбе за мир /доклад/
  20. Результаты выборов в местные советы депутатов трудящихся.

На групповых собраниях еженедельно каждым воспитателем обсуждались вопросы успеваемости за неделю, дисциплина отдельных детей, вопросы гигиены и быта. Воспитатель Лизунова таких собраний не проводила, а сделаешь замечание, так может заявить, что ей то детей не собрать, то материала нет и т.п. отговорки.

Коллективно с детьми прочитано и обсуждено 3 книги: «Повесть о Зое и Шуре», «Дети подземелья» и «Алые погоны».

Кроме коллективного чтения дети читают много самостоятельно. Такие дети как Максимова Екатерина, Зуева Тамара, Каменщикова Галина, Исполинов Виктор, Савченко Александр, Жуков Виктор пользуются районной и школьной библиотекой, так как библиотека детдома бедна. Самостоятельна прочитаны такие книги как «Под пятой капитана», «Честь смолоду», «Дети горчичного рая», «От всего сердца, «Тропой смелых», «Моя школа», «В приморском городе», «Джура», «Решающий шаг», «Айсалтан из страны белого золота», «Свет над землёй», «Первая книга, «Человек гор», «Когорта славных», «Дочь учителя», «Я твой, Родина», «Повесть о дружных», «Необыкновенное лето», «Абай», «Сыновья» и много других более мелких по объёму.

О многих книгах под руководством воспитателя детьми оформляются отзывы в тетради отзывов о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах. В течение первого полугодия дети посетили 9 кинокартин: «Они защищали Родину», «Секретная миссия», «Смелые люди», «За тех, кто в море», «В дальнем плавании», «Парень из нашего города», «Золотой ключик», «Артек», «По щучьему велению». Кино дети очень любят, но детдом не имеет возможности водить детей в кино более двух раз в месяц, что очень мало.

В 1950 году детский дом выписывал много газет и журналов, таких как «Правду», «Литературную газету», «Комсомольскую правду», «Учительскую газету», «Советский спорт», «Труд», «Пролетарскую правду», «Пионерскую правду», «Вокруг света», «Затейник», «Вожатый», «Семья и школа», «Пионер».

Дети интересуются периодической литературой и следят за событиями, происходящими в Советском Союзе и за границей. Из журналов «Затейник» много бралось для художественной самодеятельности это постановки: «Зелёный сундучок», «Битва на реке Кальмиус», «Белый сигнал» и пирамиды по физкультуре. Дети интересуются играми, а также загадками и фокусами, помещёнными в этом журнале. Особенно интересуют детей газета «Пионерская правда», которая печатает много детских статей воспитательного характера. С развитием таких статей «Пионерской правды» и применением конкретных примеров из жизни детей дома, как «Друг», «Любимая Родина наша», «Как воспитать волю», «Семья», «Товарищи» и других, воспитатель иногда строил интересную беседу с детьми своей группы. С выпуском стенгазет в детдоме обстоит неблагополучно. Поручено выпускать или руководить выпуском стенгазеты детдома воспитателю Хорошулиной З.К., которая за полгода выпустила четыре номера стенгазеты «За отличную учёбу».

Для достижения высокой успеваемости воспитанников детдома, для налаживания и дисциплины детдом держит связь со школой, которая стоит от дома на расстоянии 500 м. Эта связь осуществляется, во-первых, через участие учителей школы и воспитателей детдома в педсовете школы и детдома. Правда, надо отметить, что в неуспеваемости воспитанников отдельные учителя школы обвиняют только лишь воспитателей детдома, в то же время сами не оставляют детей на дополнительные занятия, объясняя это тем что в детдоме их работу, то есть довести ребёнка до понимания материала, могут делать воспитатели: «Они тоже учителя - пусть поучат» - говорят учителя школы. Наблюдаются очень часто также случаи, когда из школы воспитанников посылали в детдом за отдельные мелкие проступки, не желая нервировать себя и особенно не задумываясь над тем, как будут влиять такие случаи на личный авторитет учителя. Неслучайно, что у таких учителей и дисциплины на уроках нет. Связь детдома со школой, во-вторых, осуществлялось и через посещение воспитателями и директором детдома уроков учителей школы, которые затем совместно /учитель и воспитатель/ обсуждались с точки зрения занятий воспитанников детдома по данному предмету. Учителя школы посещали детдом очень редко: большинство учителей школы были в детдоме по 1-2 раза, а некоторые совсем не были. Некоторые учителя школы посещают общее собрание воспитанников, где выступают с анализом учёбы и дисциплины отдельных воспитанников. Успеваемость в детдоме выше, чем успеваемость школы, если брать по отдельности школу или дом.

  1. Внешкольная работа

До 25 октября 1950 года в детском доме работали кружки: музыкальный, хоровой, рисование, грамматический, физкультурный, швейный, вышивальный. 25-го октября по семейным обстоятельствам из детдома выбыл кружковод Рудаков Ф.И., уехав в город Ленинград. В настоящее время кружковода в детдоме нет и художественные кружки вести некому. Сейчас в детдоме ведутся кружки: драматический - ведёт воспитатель Хорошулина З.К., физкультурный - ведёт воспитатель Стремблева Н.И., швейный и вышивальный - ведёт инструктор по труду Ширяева Н.И. В детдоме имеется хороший аккордеон, но специалиста играть на нём нет. Результатом работы указанных кружков являются выступление детей на утренниках в детдоме и среди населения. Дети научены замечательно вышивать следующие виды вышивок: аппликация, болгарский шов, простой крест, гладь, стебельчатый шов, ришелье, мережки. Все занавески, салфетки, коврики являются украшением комнат. Особенно хорошо вышивает Зуева Тамара, Каменщикова Галя, Максимова Катя, Сильвестрова Вера и другие.

За первое полугодие 1950-1951 учебного года в детском доме поставлены четыре концерта, посвящённых:

1. закрытию лагеря;

2. началу учебного года;

3. 33 годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Особенно хорошо прошла новогодняя ёлка, где была художественно оформлена и поставлена пьеса «Снегурочка», подготовлены новогодние песни, физкультурные номера, танцы, пляски. Украшенная елка находилась на своём месте полные каникулы. Около неё дети играли, веселились, а 6 января устраивали вечер, где были поставлены две маленькие пьесы: «Чук и Гек» /отрывок/ и «День рождения». На новогодней ёлке присутствовали общественность и руководящие работники села Кесьма, их дети, а также товарищи воспитанников детдома.

Кроме указанных кружков была запланирована работа географического кружка. Был сформирован план работы кружка, а именно:

  1. Установить наблюдение над погодой, для чего в особой тетради ежедневно регистрировать количество осадков, силу и направление ветра, температуру воздуха и т.д
  2. Познакомить участников кружка со знаменитыми исследователями и путешественниками.
  3. Практиковать путешествие по карте на самолёте, на пароходе, на поезде по Советскому Союзу, для чего заранее готовить детей с рассказами, где будет проходить маршрут.
  4. Проведение силами этого кружка литературно-географических монтажей при контакте с другими воспитателями.

По всем другим видам внешкольной работы данные наличествуют в отчете выше. Внешкольная, особенно кружковая работа, осложняется тем, что нет специальных помещений, где бы можно без затруднений заниматься ею: нет групповых комнат и мастерских.

  1. Физическое воспитание.

Зимним спортинвентарём детдом не обеспечен: нет лыж и коньков, а поэтому содержание работы по воспитанию детей сильными, жизнерадостными заключается в прогулках, в играх на свежем воздухе. Например, в военных и массовых играх. Зимний спортинвентарь не приобретён, во-первых, потому что не было отпущено средств, во-вторых, местные торгующие организации ни разу в течение 1950 года не завезли в район лыж и коньков.

Ежедневно после подъёма в детдоме проводится физзарядка, но последняя не соответствует всем требованиям: проводится она в общем коридоре. У детей нет спортивных сменок, нет туалетных комнат отдельно для мальчиков и девочек, где бы можно совершать водные процедуры в полном смысле этого слова: дети умываются в коридоре.

Доступ свежего воздуха во все комнаты дома возможен: форточки есть во всех комнатах. Дети четыре раза в месяц моются в бане, но в большинстве случаев в бане бывают очень холодно. Баня принадлежит коммунальному отделу и приготовляется для взрослых, а дети детдома моются рано. Гигиеническим правилам баня тоже не соответствует: грязно, всегда плохо вымыто сидения с внутренней стороны.

Для воспитанников проводятся беседы с врачом и медсестрой, а также воспитателями на тему ухода за своим телом, гигиене питания, о влиянии на организм свежего воздуха, физических упражнений, свежей воды.

Санитарное состояние детдома поддерживается хорошо, но, как я указал выше, поддерживать идеальную чистоту не представляется возможным из-за недостаточности помещения. Вообще, взяв за основу обследование дома работниками райздрава нельзя сказать, что санитарное состояние дома нарушается. Бельё меняется еженедельно, верхние платья меняются один раз в месяц. Кипячёной водой для питья обеспечены.

Трудовой деятельности воспитанники детдома занимаются во время уборки урожая: копали картофель, разбирали его, возили овёс, солому. Сейчас помогают мыть полы, готовить дрова, разбирают в овощехранилище картофель и т. д.

  1. Общественно-полезная работа.

В течение осеннего периода 1950 года воспитанниками детдома оказана большая помощь колхозам в уборке урожая. В колхозе им. Калинина Кесемского сельсовета вытереблено 6 га льна, в колхозе «Новая жизнь» этого же сельсовета – 8 га льна, выкопано 2 га картофеля. Хорошую работу детдома в этих колхозах отметила районная газета «Колхозная правда». Особенно самоотверженно трудились воспитанники Соловьёв М., Савченко А., Кирсанов Л., Каменщикова Г., Зуева В., Зуева Т., Максимова К, и другие.

В один из дней в колхозе им. Калинина после работы воспитанниками был дан концерт. Колхозники и дети остались очень довольны.

Знакомство с окружающей действительностью осуществляется путём экскурсий в природу, которых проведено в течение осенне-зимнего периода 1950 года 4.

  1. Начало осени. Обращено внимание на признаки осенней погоды. После экскурсии проведена беседа на тему «Как готовятся к зиме  человек и животные»
  2. Замирание природы.
  3. Первый снег.
  4. Водоём зимой.

Ни одной экскурсии с детьми не совершила воспитательница Лизунова. На экскурсиях детям прививалась чувство любви к нашей русской природе, по заранее продуманному плану воспитателя дети заучивали и рассказывали соответствующее стихотворение, отрывки прозы о нашей осени, о замечательной русской зиме. На экскурсии обращалась внимание детей на богатство нашей Родины лесами, водными путями, чернозёмом и другими богатствами. Этим самым прививалась любовь к нашей необъятной родине, к нашему народу-богатырю, способному изменить лицо засушливых районов. Противопоставлялись хищнические намерения англо-американских бандитов мирным целям наших людей, нашей партии и правительства во главе с товарищем Сталиным.

Вся работа с детьми в детском доме строится на основе влияния коллектива, хотя крепкого детского коллектива пока что нет.

Мерами поощрения являются похвала, одобрение наедине, тоже перед группой, на общем собрании, премирование. Допускаются в этом вопросе случаи, когда за хорошую работу, учёбу, дисциплину тому или иному воспитаннику разрешается сходить с воспитателем в кино, прокатиться на лошади с завхозом или директором, когда последние выезжают из детского дома по делам. К нарушителям дисциплины физических мер воздействий не применяется, как было при предыдущем руководстве, сказавшиеся теперь на формировании детской личности. Мерами наказания служат меры морального характера, начиная от неодобрительного взгляда и заканчивая выговором на общем собрании, вызовом на детсовет, где выносилось решение не брать воспитанника, нарушившего распорядок детдома, в кино, на групповую прогулку и так далее. Бывают и такие меры воздействия на нарушителей, когда нарушал дисциплину один, а наказывается вся группа или детдом в целом.

Детский совет работает неудовлетворительно, во-первых, потому что среди детей нет традиции критиковать друг друга за различного рода проступки, выявлять нарушителей, влиять на нарушителей, а потому детсовет превращается зачастую в безучастное собрание группы воспитанников, в присутствии которых директор читает мораль провинившемуся, во-вторых, администрация детдома многого в этом важном вопросе недопонимает, тем более, что весь аппарат работников новый, пришедший  с учительской скамьи.

Пионерская и комсомольская организация существует при школе, где состоят и воспитанники детского дома.

Случаев побега из детдома воспитанников, а также хулиганских проступков не было.

  1. Трудоустройство

За летне-осенний период /август-октябрь/ из детдома вывезено 5 воспитанников:

Малахов Николай – Калининское РУ №12

Ермаков Василий – Калининское РУ №12

Морев Владимир – Калининское РУ №12

Матвеев Вячеслав Максатинское РЭУ №7

Зуева Валентина Ленинградский жел. м.т.

Связь с трудоустроенными поддерживается через письма, через посещение ими детдома. Например, Симкин, Корнев на каждый праздник приезжает в детдом. От Зуевой В. и от Матвеева детдом получает письма, которые пишутся и на имя директора, и воспитанникам, и на имя воспитателей. Воспитанникам -своим товарищам - трудоустроенные пишут, чтобы они лучше учились, чтобы время нахождения в детдоме они использовали с пользой для народа и для себя.

В 1951 году трудоустройству подлежат следующие дети:

У некоторых воспитанников нет метрик, и год рождения взят из справок личного дела. Метрики запрашивались в тех районах, где родились дети, но ответов пока нет.

У некоторых детей даже неизвестно и место рождения.

В течение зимы 1951 года метрики придётся оформить через врачебную комиссию. Малышева Владимира в 1950 году комиссия в городе Бежецке не признала годным из-за плохого зрения /10%/.

  1. Материальная база.

Детдом к работе в зимних условиях подготовлен. О том, что проделано по ремонту детдома, что приобретено из мягкого и жёсткого инвентаря, как обеспечен детдом кормами и фуражом, продуктами питания, дровами и т.д. показано в отчёте, который сдан зам. зав ОБЛОНО Е.А. Гусеву 21 декабря 1950 года.

В настоящее время проходит заготовка дров на 1951 год. Всего на год требуется 350 м³. Из этого количества заготовлено уже 100. Заготовка может приостановиться, если ОБЛОНО положенные на квартал по 3-ей статье средства на дрова 10-11 тыс. руб. не перечислят в январе.

О ремонте сказано выше. Питание. Продуктами питания детдом обеспечен через местную кооперацию, за исключением декабря месяца. Неважно обстоит дело с со снабжением молоком. Молоко прекратили выдавать детдому в конце третьего квартала. Сахаром и маслом детдом обеспечивается аккуратно, правда, в начале четвёртого квартала был небольшой перебой. Белым хлебом детдом снабжается аккуратно, кондитерскими изделиями тоже. Качество приготовляемой поварами пищи хорошее, особенно хорошо готовит и относится к детям повар Стремблева А.В. Четырёхразовое питание дети получают не всегда: учатся в две смены, а поэтому если в школьном буфете есть сладкий чай и хлеб, то дети это получают в школе.

  1. Охрана здоровья детей.
  2. Ослабленных детей в детдоме семь человек и все они имеют дополнительные питание.
  3. Туберкулёзную интоксикацию имеют шесть человек.
  4. Триховтийных заболеваний в детдоме нет.
  5. Других никаких заболеваний нет.
  6. Госпитализированных - 14 человек.
  7. В санаторий детдом направил шесть человек.
  8. В Артек никого не направлено.
  9. В тубсанаторий было направлено два человека.
  10. Карантина не было.
  11. Смертельных случаев в детдоме не было.

Детдом обслуживается врачом-педиатром тов. Гуревич, которая работает в детдоме по совместительству и мед фельдшером. Ею делаются углублённые медосмотры детей, которых в течение года проведено два. Кроме этого, недалеко от детдома /в 600-700 м/ - районная больница. Изолятор в детдоме имеется, но слишком мал. Медсестра ежедневно осматривает детей на чистоту рук, лица, ушей, шеи. Если замечается, что ребёнок плохо себя чувствует, сразу принимаются все возможные меры. Вообще, все дети чувствуют себя хорошо, если не считать, что в октябре-ноябре некоторые поболели гриппом.

  1. Противопожарные мероприятия.

Из пожарного инвентаря в детдоме имеется следующее: багор, лестница, вёдра, лопаты. Нет огнетушителей. На случай пожара составлен план эвакуации детей и имущества из детдома, который обсуждён с детьми и с персоналом. В ночное время детский дом охраняет сторож. Трубы чистятся регулярно. Вообще противопожарный режим не нарушается. В 400 м находится противопожарная команда, члены которой бывают в доме.

  1. Предложения.
  2.  В 1951 году отпустить средства на строительство подсобных помещений и бани.
  3. Направить в другой детдом Красюкова Анатолия, Соловьёва Михаила - шестой класс, Козлова Геннадия, Болдукова Григория.
  4. Заменить воспитателя Лизунову.
  5. Пополнить библиотеку детдома, которая очень бедна, художественной литературой.

 

Директор Овинищенского детдома С.П. Ермошин

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей