«Подвижник земли весьегонской: А.А. Виноградов»

Александр Александрович Виноградов (08.07.1883-13.03.1973), народный просветитель, краевед, организатор и руководитель музеев в г. Весьегонске и при Горской школе, заслуженный учитель РСФСР(1968).

Он родился в д. Кишкино Весьегонского уезда в крестьянской семье. Окончил Горскую земскую начальную школу, Весьегонское высшее начальное училище, Рыбинское техническое училище (1903).

Работал на Невском судостроительном и механическом заводах, посещал вечернюю школу, спектакли Общедоступного театра и лекции выдающихся ученых. В 1909 году, окончив Учительский институт в Санкт-Петербурге, возвратился в родные края.

Он выступал в Народном доме с лекциями по истории края, о творчестве Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Сборы от его лекций передавались в пользу малообеспеченных учащихся, на организацию библиотеки при весьегонской тюрьме, другие благотворительные цели.

Еще будучи студентом Коммерческого института Александр Александрович совершал с учениками многочисленные экскурсии по уезду. В селах и деревнях они записали несколько сот сказок, примет и песен, пословицы и поговорки и другие произведения устного народного творчества.

Помимо этого, А.А. Виноградов производил археологические раскопки в уезде: им были исследованы и описаны курганные группы по р. Рене (Жуково-1»), сопка Бодачево-1, расположенная на острове Рыбинского водохранилища (в прошлом правый берег р. Рени) в присутствии

Председателя Тверской Ученой Архивной Комиссии И.А. Иванова (в июне 1913 года). Результатом археологических раскопок стала изданная в 1913 году первая научная работа «К археологии Весьегонского уезда».

Уже в то время Александр Александрович был не случайным человеком в краеведении. Он заявил о себе и как страстный пропагандист музейного дела. В 1914 году он ходатайствует об открытии в Весьегонске музея, но его не поняли и не поддержали, назвав его мысль о создании музея затеей и глупостью.

В 1915 году окончил педагогическое отделение Московского Коммерческого института и одновременно Московский Археологический институт. Некоторое время занимался перевоспитанием малолетних преступников. Жадный до знаний, он увлекался педагогикой и техникой, археологией и краеведением.

В связи с тем, что просветительная деятельность Александра Александровича не имела поддержки в земстве, он был вынужден покинуть родные края незадолго до октябрьских событий 1917 года и переехать в ярославское село Великое. Там он был директором коммерческого училища и весной 1918 г. обращается за советом и помощью к наркому просвещения А.В. Луначарскому, не скрывая своего огромного желания вернуться на родину и принять активное участие в организации народных университетов.

В этом же году Виноградов А.А. возвращается в Весьегонск и вводится в отдел народного образования уездного исполкома, возглавляемый Александром Прокофьевичем Серовым, на должность заведующего подотделом. В июле он возглавил внешкольный подотдел, а августе – подотдел по охране памятников старины.

После свершения Октябрьской революции он организовал в Горе общество питомцев Горской народной школы, объединившее грамотных людей. Он ездил за книгами в Рыбинск, читал лекции крестьянам, устаивал вечера-концерты, организовывал кружки-ликбезы. В своем отчете уездному отделу народного образования он писал и предлагал: «Весьма желательно бы в каждом селении организовать какого-либо рода культурно-просветительную ячейку в виде клуба или читальной избы». Например, в Макаровской волости под руководством А.А. Виноградова открылся детский клуб, в котором проводились беседы, читались стихи, рассказы, проводились занятия по пению и танцам. К учителю и краеведу домой из дальних

деревень приходили крестьяне за книгами, и он хлопотал о создании сельских библиотек.

А.А. Виноградов принимал участие в организации школ в уезде, народных университетов в Чамерове, Любегощах и других селах.

Пожалуй, не было ни одной школы, ни одного селения, где бы ни побывал он с докладами и лекциями. По своей должности, пешком за двадцать пять верст в уездный Весьегонск, на телеге, предоставленной уисполкомом, со своим неизменным спутником – волшебным фонарем, сопровождавшим его выступления, он объехал весь уезд. Попутно собирал картины, редкие книги и другие вещи музейного характера.

По предложению уездного исполкома на средства Наркомпроса 23 августа 1918 года Виноградов А.А. начинает исследование курганов в окрестностях города. Обнаруженные им материалы немного позднее найдут свое место в одном из будущих отделов музея – историческом.

По его инициативе в 1918 году организуется «Общество по изучению истории родного края».

По заданию Губмузея обследовал усадьбы Звана, Телятино … Трусовых, Ухтомских, Пояркова и другие.

Одновременно с работой в отделе народного образования он участвует в разборе, описании документов местного архива и снова выступает с инициативой создания в городе музея. Много сил отдает его организации и в ноябре 1918 года становится его первым заведующим (Зелов).

Весьегонский советский музей, открывшийся 1 мая 1919 года по инициативе Виноградова, расположился в одном из лучших зданий города – одноэтажном каменном доме местного купца Богомазова на улице Советской (Гостинодворской). За короткий промежуток времени для музея было собрано около 2 000 предметов, в основном дворянского быта: оружие, иконы, живопись, богатейшая библиотека, большую часть которой составляли книги из усадьбы Вятка, принадлежавшей Ф.И. Родичеву. Фондами этой библиотеки пользовались видные ученые из Твери, Москвы, Ленинграда, специально приезжая для этого в Весьегонск. В 1922 году музей посетило уже более 15 000 человек.

Александр Александрович неоднократно встречался с поэтом Демьяном Бедным, посетившим Весьегонск вместе со студентами Института советского строительства и права в мае 1919 года. Бывал в гостях у него дома, в Москве,

помогал комплектовать личную библиотеку редкими изданиями, обнаруженными краеведом у родственников владельцев бывших дворянских имений. Он передал поэту несколько рукописей А.И. Одоевского, его акварельный портрет работы Н. Бестужева, подлинные письма декабристов, рукописи нескольких стихотворений автора знаменитой сказки «Конек-Горбунок» П.П. Ершова.

Начиная с 1920 года, он начал подвижническую работу по спасению архивного материала.

В феврале этого года второй уездный съезд работников просвещения и культуры командировал учителя, председателя Весьегонского учительского союза, А. А. Виноградова прямо к Ленину, чтобы он рассказать о тяжелом материальном положении весьегонских учителей. 27 февраля он был принят В.И. Лениным, который рекомендовал выдать из местных запасов весьегонским учителям повышенный паек хлеба и картофеля, обувь или кожу.

Окрыленный поездкой к вождю и отчитавшийся перед учителями, Виноградов оказался в их глазах едва ли не обманщиком, т.к. учителя ничего не получили. Александр Александрович, высказав упреки местному начальству, стал для него «персоной нон грата». После чего уезжает в Ярославль, где снова становится директором коммерческого училища. В начале мая в Москве, встретившись с А.В. Луначарским, поведал ему о своем желании вернуться на родину. Луначарский поддержал Виноградова и написал записку в Тверской губисполком и Весьегонский уездный исполком о введении в отдел народного образования весьма полезного работника.

Вернувшись в Весьегонск, помимо педагогической работы, Александр Александрович занялся большой просветительской деятельностью. В ноябре 1920 года в городе с его участием открылся рабоче-крестьянский университет. Учебная программа, рассчитанная на 8 месяцев, была обширной и включала изучение обществоведения, литературы, математики, сельского хозяйства, геологии и даже археологии. Лекции проходили каждый вечер по три часа, желающий посещать университет было множество. Квалификация лекторов была весьма высокой для такого маленького городка. Из 8 преподавателей двое окончили учительские институты, один – Высшие естественные курсы, трое – Петербургский университет. Еще один - Московский университет, Константин Смоленский – Сорбонну, Александр Александрович, как я уже говорила, имел три высших образования: коммерческое, учительское и археологическое.

А.А. Виноградов принял активное участие в организации и открытии в Весьегонске детской художественной школы-студии. Он вместе наркомом просвещения составили смету, Луначарский ее подписал и отдал распоряжение губернским властям. Учеником этой студии был сын руководителя народного образования Александра Прокофьевича Серова - Владимир, будущий народный художник СССР. Одна из самых известных его работ, написанная в 1950 году, «Ходоки у Ленина». Сюжет картины Владимиру Александровичу Серову подсказал учитель Виноградов, не раз посещавший дом Серовых и лично встречавшийся с Ильичом.

В 1923 году Виноградова назначили директором музея, фонды которого он собирал уже пять лет. Александр Александрович возглавлял музей по 1926 год. Постоянно шел сбор материалов и экспонатов. В 1924 году 150 учеников Весьегонской школы 2 ступени (члены кружка по изучению родного края) вместе с руководителем Виноградовым за одни только святки собрали свыше 6 000 произведений устного народного творчества, которые пополнили документальный фонд.

При А.А. Виноградове музей начинался с фасада. На нем было изображение земли со стратосферой. Здесь Александр Александрович начинал экскурсии.

В 1924 году вышли следующие книжки А.А. Виноградова, изданные Весьегонским музеем: «Из воспоминаний о В.И. Ленине» (26 мая), «Уходящее», «Частушка-эхо», «Бодачевский курганообразный могильник».

За неимением средств на печатанье, оставались неизданными, почти готовые к печати «Историко-археологический очерк местного края», «Русская свадьба», «Народные рассказы», «Русские народные песни» и «Путеводитель по Весьегонскому музею».

По рекомендации ответственных работников наркомата просвещения А.А. Виноградов в двадцатые годы учительствует в учебных заведениях Москвы и Подмосковья. Из-за отсутствия жилья и трудных семейных обстоятельств, Александр Александрович вынужден был вернуться на родину - в деревню Кишкино Весьегонского уезда, где продолжали жить жена и две дочери-дошкольницы.

С 1929 по 1931 год А.А. Виноградов преподавал в Весьегонском педтехникуме.

А с 1931 г, всего более тридцати лет, учительствовал в Горской средней школе. Преподавал географию. Неутомимый педагог организовывал походы и экскурсии школьников. Под его руководством юные краеведы нашли на весьегонской земле кварцы, известковый туф, целебные грязи, собрали старинные монеты, солдатские медали, вышедшие из употребления предметы деревенского быта. И тогда родилась идея – создать школьный музей (1937), вдохновителем и организатором которого стал Александр Александрович, числившийся преподавателем географии, но выполнявший обязанности этнографа, геолога, лектора, воспитателя и т.д.

Постепенно в музее, под который был отдан находившийся во дворе школы в Горе небольшой двухэтажный дом, накопилось свыше трех тысяч экспонатов. Изучая местный говор, весьегонский энтузиаст добавил к словарю русского языка 250 новых и малоизвестных слов. Вместе с юными краеведами и калининскими студентами он собрал и записал огромное количество произведений устного народного творчества. Около 50 000 частушек, песен, поговорок в 1930-е годы приобрел Государственный литературный музей. Сейчас они хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства в личном фонде А.А. Виноградова (Ф. № 1428). Более 20 000 фольклорных записей краевед передал на кафедру русского языка и литературы Калининского педагогического института, свыше 15 000 – профессору Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Копорскому. «Большое количество записей я роздал профессорам и преподавателям Ярославского педагогического института» - писал в автобиографическом очерке. – Около 50 000 хранится у себя в необработанном виде».

РГАЛИ хранит в фонде сельского краеведа отзывы о нем академика-фольклориста Ю.М. Соколова, историка В.А. Городцова, других ученых, первый номер рукописного журнала «Краевед» (1929) с записями старинных свадебных песен. Деятельность весьегонского краеведа ценили историк А.П. Смирнов, композитор А.Д. Кастальский и другие видные деятели науки и культуры. «Нужно радоваться, что в Тверской губернии в одном из ее наиболее удаленных углов находятся краеведы хорошо научно подготовленные, совмещающие требования современной науки и ее задачи, энергично и плодотворно развивающие свою деятельность и взрыхляющие почву для углубленного массового краеведческого изучения, - отмечал 17 марта 1928 г. в отзыве о А.А. Виноградове действительный член Российской академии наук, профессор 1 МГУ, выдающийся фольклорист Ю.М. Соколов.

– Необходимо таких товарищей глубоко уважать, высоко ценить и всячески поддерживать».

Александр Александрович выступал на заседаниях Академии педагогических наук РСФСР, в аудиториях крупнейших вузов, музеев Москвы, с трибуны республиканских, областных съездов работников просвещения, вдохновенно рассказывал об опыте организации и работы кружка краеведов при Горской средней школе, школьного музея.

Вел обширную переписку со многими научными, музейными учреждениями страны.

В 1954 году, в период ликвидации Весьегонского музея, часть вещей Виноградову удалось задержать. То, что удалось спасти, он перевез в Горскую школу, пополнив музей.

Делом всей жизни А.А. Виноградов считал создание одного из первых (если не первого) школьного музея в стране. Помимо краеведа и его учеников музей пополняли государственные музеи, родители учащихся. От них поступали посылки, бандероли с книгами, гравюрами, старинными монетами и т.д. Музей постоянно посещали не только местные жители, но и журналисты московских изданий, студенты многих вузов страны.

О работе А.А. Виноградова и его воспитанниках освещалось в «Учительской газете» (31.01.1951), в журнале «Огонек (№ 17, 43 за 1956 г.). и

Александр Александрович заботился о талантливых детях. Не терпел фальши, обывательщины, разоблачал учителей, не желающих делать больше, чем предписано инструкцией. Стремился вовлечь учительский коллектив в общественную работу.

После смерти жены, Ольги Федоровны, переехал в подмосковный поселок Нахабино, где жили и преподавали в школах его дочери. По его инициативе в Нахабино был открыт краеведческий школьный музей героя Великой Отечественной войны Д.М. Карбышева, организовано несколько краеведческих кружков. Там был написан очерк по истории местного музея. Проживая в подмосковье, он по-прежнему проявлял заботу о горском музее.

Узнав, что в Весьегонске к 50-летию Октября решили восстановить городской музей, и понадобилась его помощь, отложив все дела, Александр Александрович поехал в родной город и принял живейшее участие в

организации музея. Основу музея составили экспонаты, перевезенные из Горы.

В 1968 году, в восьмидесятилетнем возрасте, за заслуги в области народного образования А.А. Виноградову было наконец-то присвоено звание заслуженного учителя РСФСР и назначена персональная пенсия. Долгие годы он не удостаивался этого почетного звания, так как считался неблагонадежным: в 1918 г. он по доносу подвергался безрезультатному обыску местной ЧК, в тридцатые годы отстранялся от педагогической работы. Возвращался на любимую работу благодаря поддержке, вниманию и заботе Н.К. Крупской, А.В. Луначарского и многих видных деятелей науки и просвещения. Долгое время просьбы работников Министерства просвещения РСФСР к местному руководству предъявить ходатайство о присвоении ему звания Заслуженного учителя оставались без внимания.

Скончался Александр Александрович в Нахабино весной 1973 года в возрасте девяноста лет. По завещанию похоронен на сельском погосте, на кладбище Никола-Реня, недалеко от родной деревни.

Поразительно, как много он сделал для родного края, для сельской школы, музея! Многие экспонаты Весьегонского музея связаны с именем Виноградова. А сколько у него учеников!

Подвижническая деятельность весьегонского учителя, краеведа снискала уважение Н.К. Крупской, В.Д. Бонч-Бруевича, Д. Бедного, видных ученых-фольклористов, историков, археологов.

Земляки чтят память А.А. Виноградова, знатока родного края. Его жизни и деятельности посвящены статьи в местной и областной газетах, краеведческих алманахах. К 100-летнему юбилею в краеведческом музее была открыта выставка, посвященная его памяти, где присутствовали жители города, учителя, учащиеся школ, краеведы. В Москве в Доме учителя состоялись педагогические чтения, посвященные столетию учителя, краеведа. В них участвовали представители Весьегонского района – Н.Н. Бажмина, В.Н. Левина, В.Н. Котин, Н.И. Соколова.

В 2009 году наш земляк В.М. Воробьев в своей статье «Подвижник земли весьегонской» писал: «Заслуженный учитель РСФСР А.А. Виноградов прожил большую и честную жизнь подвижника, оставив сотни учеников, музейные коллекции и добрую память о себе. Давно пора присвоить Весьегонскому краеведческому музею его имя…».

Литература:

1. Виноградов А.А. Уходящее // Весьегонск: Краеведческий альманах. Вып.1. – М.: Филиал ФГУП «Военное издательство» МО РФ, 2006. – С.51-56.

2. Виноградов А. Частушка-эхо: (Главнейшие мотивы местных частушек). – Весьегонск: Гос. типография им .тов. Калинина, 1924. – С.28.

3. Виноградов Александр Александрович //Ларин Г.А. Весьегония. - … С. 320-321.

4. Виноградов А.А. Незабываемое // Прошлое и настоящее Весьегонска. 1918-1964гг.: альбом.

5. Воробьев. Подвижник земли весьегонской…

6. Липин В. Возрождение: Вторая жизнь Весьегонского района / Виктор Липин. – Тверь: ОАО Тв. обл. типография, 2010. – С. 352 : ил.

7. Зелов Н.С. Энтузиаст краеведения // Весьегонск. Краеведческий альманах. Вып. 1. М.: Филиал ФГУП «Военное издательство» МО РФ, 2006. – с.57-62.

8. Зелова С.В. К истории Весьегонского музея // Весьегонск: Краеведческий альманах. Вып.1. – М.: Филиал ФГУП «Военное издательство» МО РФ, 2006. - С. 333 -344.

9. Королев В. …

10. Купцов Б.Ф. Весьегонск : Вехи истории / Борис Купцов. – [Б.м.] : Отдел церковной археологии Свято-Успенского Старицкого монастыря, 2007. – Кн. 2. - 400с. : ил.

11. Липин. Возрождение. Стр. 190 (о педагогических чтениях, проходивших в Москве к 100-летнему юбилею).

12. Ростков А.Ф. Ходоки // Окрыленные Ильичем. – Москва: Сов. Россия, 1969. – С. 43-63.

13. Ростков А.Ф. Сельский учитель //Ходоки. – Калинин: Моск. рабочий. Калинин. отд-ние, 1987. – С. 97-112.

Г.Н.Савельева, библиограф центральной библиотеки

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей