Посвящение учителю и школе

Всегда хочется немного приоткрыть завесу прошлого и узнать, как жили наши предки: как они росли, в какие игры играли, в какой одежде они ходили, чем питались, какой у них была школа. В год педагога и наставника актуальной становится тема образования первых школ на Руси. Вопрос этот изучается много веков и ведь точно установлено, что даже в древности люди владели грамотой, умели считать и писать. Тем более интересно, какие предметы изучали в прежние, далёкие годы, какие были наставники у первых учеников, какие приоритеты были у образования в прошлые годы. Научные статьи, находки археологов, древние летописи уже давно изучены и оцифрованы, поэтому о многом можно узнать, а если человек пытлив, то интересующие его сведения он может почерпнуть из книг или сети интернет.

Говорить о полноценном образовании в дохристианской Руси не приходится, лишь богатые отпрыски получали кое-какое домашнее обучение. Образование пришло вместе с первыми греческими учителями-монахами, которые начали обучать грамоте при монастырях и храмах. Правда, вначале, только боярских детей и уже гораздо позже стали принимать детей из других сословий. Да, необходимо добавить, что в школах обучали только мальчиков, участь девочек – заниматься управлением домашнего хозяйства, а для этого грамота не нужна!

Первые школы для молодых девушек из богатых семей появились только при князе Всеволоде Ярославиче, но к началу XI  века необходимость и важность образования осознавалась в достаточной степени, правда крестьянство по-прежнему было не образованным. И всё же, процесс образования, начатый при князе Владимире, укоренился на Руси и был продолжен потомками.

Население нашего края было очень работящим, рукодельным, предприимчивым, но практически, сплошь, неграмотным. Вероятно, так и остался бы край наш глухоманью или «медвежьим углом», как его называли редкие приезжие, если бы не свершилась Октябрьская революция. До революции земля, где сейчас находится Дюдиковская роща, несколько десятин, принадлежала батюшке Николо-Высоцкой церкви, и построена была на этой земле церковно-приходская школа. Батюшка наезжал в школу два-три раза в неделю и преподавал детям закон Божий, да прочие догматы религии. Землю он не обрабатывал, вот и стал расти березняк. Церковно-приходская школа существовала до революции, после была переоборудована под сельский клуб, а школе отвели в деревне Дюдиково частный дом.

Позже школы были открыты в деревнях Огнишино и Беняково, была ещё одна школа, в деревне Новое.

Где-то в 70-е годы прошлого века начальная школа работала в Сиротке, а позже, в центре Дюдиково построили новое здание для начальной школы и медпункта. В первую очередь взялись за искоренение всеобщей безграмотности: строительство новой жизни предполагало в корне изменить жизнь и быт населения.

Новые времена в корне изменили жизнь  населения, заставив не только обучиться грамоте, но и вести хозяйство не индивидуально, а общественно. Девочки в деревнях, вплоть до революции не обучались, и даже в первые годы советской власти их образование встречало яростный протест со стороны родителей.

Многие женщины, вплоть до 40—х годов XXвека, имели лишь начальное образование. Вспоминая школьные годы, они очень сожалели о том, что не могли продолжить обучение дальше из-за бедственного положения в семьях. Зато воспоминания эти были самым ярким эпизодом в их безрадостной жизни, ведь на долю деревенских женщин выпадало немало трудностей и бед.

Первые советские школы, в которых начали обучать совместно мальчишек и девчонок, не были оборудованы столовыми, дети питались тем, что родители могли выделить из домашнего пайка. Бывшие школьники вспоминали: у некоторых деток хлеб с мясом, а у большинства холодная картофелина, впрочем, многие всё время обучения голодали. Но, несмотря на трудности, дети с удовольствием ходили в школу, ведь они впервые могли получить новые знания, обучиться грамоте, узнать много нового и интересного. Главное, что крестьянские дети, хоть на короткий период, уходили из дома, где их ждал тяжёлый труд, зачастую наравне с взрослыми, и от которого они могли хоть немного передохнуть.

О первых школах, в которых учились прадедушки и прабабушки современников,  к огромному сожалению, воспоминаний не сохранилось, есть лишь несколько историй о Новской начальной школе. Воспоминаниями этими поделились местные жительницы: Никитина Нина Яковлевна, Завьялова Нина Николаевна и ушедшая от нас Крадинова Татьяна Павловна. А я делюсь этими небольшими рассказами с вами, может потом и вам захочется вспомнить свои школьные годы или расспросить своих родителей об их первых шагах в обучении. Ещё можно успеть поделиться этими воспоминаниями с нами или рассказать об этих чудесных годах своим детям!

Новская начальная школа 1956-1957 года

Учительница –Афонина Людмила Андреевна

В послевоенные годы в Новом была построена начальная школа, детишки из окрестных деревень сбегались сюда за знаниями, в том числе и дети из ближайших ярославских деревенек. Школа стояла в начале деревни, сейчас там берёзовая роща, а само здание школы позже перевезли в деревню Подольское, после того, как школу открыли в деревне Сиротка.

Новая школа была построена позже, а изначально знания ребятишки начали получать в чьем-то частном доме. Никто не помнит, чей это был дом, но стоял он вторым от реки, по правой стороне. В доме было две больших комнаты, в каждой из которых располагалось по два класса. Первый и третий класс вела одна учительница, второй и четвертый – другая. Ходили в школу дети из деревень Каменка, Дюдиково (еще были раньше Поповка и Сиротка), Коверниково, а также села Горинское, Ярославской области.

Последним стоило только перебраться через реку, по мосткам или зимнему люду, хотя в период распутицы дорога удлинялась существенно. Вся эта разношерстная ребятня прекрасно уживалась в стенах небольшой школы. В теплый период времени на переменки отпускали гулять во двор, зимой тоже бывали прогулки, но в пределах школы сильно шалить не разрешалось. Перекус каждый носил с собой, это уже зависело от возможности каждой отдельно взятой семьи. Трудно сейчас представить наших деток в таких спартанских условиях, а ведь эти первые школы для многих деревенских ребят открыли путь к элементарной грамоте, и дети учились в них с удовольствием.

Многие предвоенные дети успели получить только начальное образование, а потом были вынуждены идти работать в колхоз.Больше повезло тем детям, кто пошел в школу после войны, свое дальнейшее образование они продолжили в Прозоровской или Чамеровской средних школах.

Надо добавить, что ко всем календарным праздникам готовились в школе театрализованные представления, концерты, небольшие постановки, которые проходили не только в стенах школы, но и показывались в клубе.

Праздники собирали всех жителей деревень от мала до велика. Взрослые, устав от ежедневных трудов, с удовольствием ходили смотреть выступление школьной и клубной самодеятельности. Праздников ждали: шились костюмы, готовился немудреный реквизит, сценарии придумывались совместными усилиями учителей и клубных работников.

Из воспоминаний жителей становится понятно, что люди в те времена, хоть и жили непросто, но не унывали: умели работать и отдыхать. Этот оптимизм и умение терпеть удары судьбы, помогали людям выстоять и в период войны и в трудные послевоенные годы

Своими воспоминаниями о школьных годах поделилась Завьялова Нина Николаевна, она, как прилежная школьница, написала целое сочинение, которое предлагается вашему вниманию:

«В 1960 году мне исполнилось 7 лет, и меня приняли в 1-й класс Новской начальной школы, обучали здесь до 4-го класса. Территориально она была расположена около деревни Новое: если идти от Дюдиково, то она стояла слева от дороги, не доходя до самой деревни, метров сто. Здание было почти квадратное, состояло из двух комнат, коридора и туалетов. В тот год, когда я поступила в школу, нас, первоклассников, было 16 человек. В одной комнате училось одновременно два класса: первый и третий – в одном классе, второй и четвёртый – в другом. Моя учительница, Чухляева Александра Матвеевна, была очень строгой (так мы, дети, считали). На уроках стояла такая тишина, что было слышно пролетающую муху. За партой ученики сидели прямо, руки лежали на столе: правая на левой, это нужно было для того, чтобы быстрей поднять руку, когда знаешь ответ на вопрос. Кстати, трясти рукой было нельзя, надо было просто держать её поднятой.

 

Новская школа 1960 - 1961 годы

Учительница – Чухляева Александра Матвеевна

 Сама Александра Матвеевна была в любой день одета  в строгую одежду, причёсана на прямой пробор, волосы были подкрашены в чёрный цвет и блестели (набриолиненны).  Как педагог она была безупречна: всегда доходчиво объясняла материал, до тех пор, пока мы его не поймём, а если у кого-то не получалось, оставалась с учеником после уроков.

Учительница добивалась не только хороших знаний от учеников, но и красивого почерка: подходила к каждому, если надо, поправляла руку, чтобы был правильный наклон, писала какое-нибудь слово своей рукой, а мы, подражая, повторяли его. В те годы писали мы ручкой с пёрышком (звёздочка), на каждой парте стояли чернильницы. А у учительницы на столе стоял чернильный прибор, в котором было две чернильницы: с синими и красными чернилами. Красными учительница подчёркивала ошибки и ставила оценки. Прибор этот хранился в шкафу, и каждое утро какому-нибудь ученику доверялось принести его на стол учителю, предпочтение отдавалось тому ребёнку, который лучше учится. Конечно, девчонкам очень сильно хотелось отличиться и поставить этот прибор на стол. В конце учебного дня школьники собирались вокруг стола Александры Матвеевны с дневниками, а она выставляла отметки за работу в классе. Дневник вёлся со второго класса.

Новская начальная школа

Учитель – Чухляева Александра Матвеевна

Весной и осенью у нас был общественно-полезный труд: убрать площадку вокруг школы, облагородить клумбы. Ещё мы ходили в лес: собирали шишки, цветочки, листики – всё это потом использовалось для изготовления гербария и для уроков труда. Учительница не только учила нас основным предметам, она старалась дать школьникам разносторонние знания, развить в детях любовь к природе, к творчеству. В школе подготавливались небольшие концерты, ставились спектакли. Помню, ставили "Кошкин дом». Я была кошкой, помню, что у меня на ногах были резиновые полусапожки на каблуках. На Новый год в классе всегда ставилась ёлка, подготавливалось представление, дети разучивали стихи, песни. Класс украшали своими силами, ведь в те годы ничего было не купить, поэтому бумагу раскрашивали в разные цвета, делали гирлянды, снежинки и игрушки на ёлку.  На представление обязательно приглашались родители, все были очень счастливы.

Каждую весну, в определённое время, каждому ученику нужно было собрать определённое количество берёзовых почек. Первокласснику нужно было собрать один стакан почек, второкласснику – два, третьекласснику – три, а ученик четвёртого класса должен был собрать четыре стакана почек.

Нас, всех учеников, приучали к аккуратности: обувь, перед входом в класс, очищали от грязи или от снега. На входе стоял старшеклассник и проверял, хорошо ли очищены ноги от грязи, таким образом, воспитывалось уважительное отношение к труду технички. Техничкой работала Смородинова тётя Нюра: она не только убирала классы, но и топила печки в школе. А ещё в школу регулярно приходила фельдшер, Смородинова Валентина Николаевна, она проверяла головы учеников на вшивость, ногти и руки - на чистоту. Периодически нам выдавались таблетки от паразитов, большие и белые, при этом доктор всегда проверяла, чтобы дети их обязательно съели.

Вот, наверное, и всё, что я помню о своём обучении в начальной школе. Хочется добавить, что хотя и была учительница наша строгой, но отношение к ней всегда было уважительным. Так и она ко всем относилась так же: зазря никого не обижала, не оскорбляла, как бы не учился ученик, как не хулиганил, она всегда умела находить правильные слова, доводы. Если было необходимо, оставляла школьников для индивидуальной беседы, приводя примеры из жизни, наставляя каждого хулигана на правильный путь. Конечно, времена были другими, и сами люди, и отношение к учителям, но, лично у меня, сохранились самые приятные воспоминания о школьных годах, о первой учительнице и моих одноклассниках, воспоминания, которые и сегодня вызывают улыбку и добрые эмоции».

Про учительницу Чухляеву Александру Матвеевну можно добавить ещё то, что за свой труд она была награжденамедалью«За трудовую доблесть» 

Многие годы в деревне Новое работала начальная школа, и за эти годы первоначальное образование получило огромное количество ребятни из окрестных деревень. Начальные школы были очень удобны и для местных ребят, и для их родителей: ведь до школы каких-то пара километров, дети находятся под присмотром взрослых, ненадо добираться до средних общеобразовательных школ, которые были расположены далеко от деревень. И так продолжалось долгие годы, пока в окрестностях были дети, и пока не упразднили малокомплектные школы. С 2000-х годов школьники стали проходить обучение в Чамеровской школе.

Начальные школы в деревнях Огнишино и Беняково были открыты ещё в 30-е годы прошлого века и первоначальное образование там получали ещё довоенные дети. Это как раз то поколение детей, которое и успело поучиться только четыре года, а дальше, многие из этих учеников, особенно девочки, были вынуждены помогать родителям вести домашнее хозяйство. Первоначально в этих школах обучалось по два класса: два года обучение проходили дети в огнишинской школе, а два года бегали за знаниями в школу деревни Беняково. После войны в Беняково школу закрыли, а вот огнишинская продолжала работать. Здесь училась ребятня из нескольких деревень: Огнишино, Беняково и Сарабуха. Последняя деревня, территориально, располагалась в Ярославской области. Здесь, так же, как и в остальных школах, оставалось совмещение классов в одной учебной комнате с одним учителем. Программа везде была одинаковая, поэтому основными предметами были: арифметика, грамматика, чтение и естествознание.

Почему-то не могут бывшие школяры рассказать были ли у них такие предметы, как пение и физкультура, а вот на трудах занимались, смотря по сезону, разнообразной деятельностью: уборкой классов, сбором растений, облагораживанием помещений и территории вокруг школы. Школьников приучали к труду, несмотря на то, что и дома им хватало работы, но детей готовили к будущей жизни, где умение трудиться помогло бы стать достойным членом общества. И, наверное, это было правильно, потому что в прошлом веке был большой запрос на рабочие профессии и многие дети из деревень, в будущем смогли трудоустроиться в городах, пополнив ряды городских жителей.

Начальная школа в деревне Огнишино

Учителя: Трешкина Анна Александровна и Вера Павловна

Непосредственное отношение к начальным школам имею и я, в период с 1990 и до 2000-х тысячных годов поработав в Новской начальной школе, которая территориально была расположена в Дюдиково. Так получилось, что в 90-х годах я приехала вместе с родителями в эти края: думала после школы определиться с выбором будущей профессии, а задержалась здесь на долгие годы.

До меня в этой школе успело поработать несколько учителей, но больше всех преподавала Крюкова Мария Михайловна. Последние годы она работала уже на пенсии и просто мечтала уйти на заслуженный отдых. Так я, вчерашняя школьница, стала не только преподавателем, но и заведующим начальной школой.

Первый трудовой год достался мне очень тяжело, мечтала довести детей до конца года, да и сбежать с работы. Не хватало ни знаний, ни опыта, ни навыков преподавания. В этот самый первый год мы с ребятами многое прошли, эти мои первые три класса запомнятся мне на всю жизнь. Чего только не было: ссоры, драки, травмы, конфликты, выяснения отношений, побег с уроков. Я ведь, по сути, сама девчонка, пыталась их чему-то научить, вероятно, очень неумело. Зато и хорошего много вспоминается и смешного.

А из школы я так и не ушла, получила заочно образование, да и работа уже не казалась чем-то страшным и непонятным. Хотя работа в малокомплектной школе очень сильно отличается от преподавания в обычных школах. Ведь учитель обучает одновременно два класса, а то и три, приходится переключаться за урок по несколько раз: не только с одного на другой класс, но и, зачастую, с одного предмета на другой. Ближе к двухтысячным годам учеников в школе оставалось всего два человека, приходилось учить их не только в школе, но и надому.

Такая ситуация складывалась во многих деревнях округа, поэтому малокомплектные школы закрыли, а школьников перевели в Чамеровскую сельскую школу. А моя жизнь пошла другой дорогой, не связанной с педагогикой. На память о годах работы осталась всего одна фотография, которая напоминает мне о моих первых шагах трудовой биографии. Вот, пожалуй,  и всё, что поведали мне бывшие ученики школ нашего края.

Возможно,  кому-то захочется что-то добавить к воспоминаниям, будем рады, и с удовольствием выслушаем и вас.

Людмила Колачева, библиотекарь Дюдиковской сельской библиотеки

 

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей