Приходы Весьегонского уезда в 1898 году

Приняв правление епархией, Высокопреосвященный Архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий приступил к ознакомительной поездке по уездам Тверской губернии. 

В последних числах августа Архиепископ Дмитрий знакомился с храмами и причтами Бежецкого уезда.  

Из Бежецка 29 августа Архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий выехал, чтобы ознакомиться с храмами города Красного Холма.  Посетил краснохолмские соборы, кладбищенскую церковь, богадельню купцов Мясниковых и уездное духовное училище, которое признал лучшим духовным училищем в Тверской епархии.  Владыка посетил Николаевский Антониев монастырь и церковь села Монастырская слобода. Впереди у Архиепископа были наши села и местные храмы: Хабоцкое, Кесьма, Чистая Дуброва и Суково.  А далее Любегощи и Макарово.

31 августа. Понедельник.  В 5 часу утра Архимандрит Дмитрий выехал их Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря в дальнейший путь.

Через город Красный Холм прибыл в село Хабоцкое.

Это село расположенное на большой дороге из города Красный Холм в город Весьегонск отличается торговлей и зажиточностью населения.  

В селе две церкви, приходская и кладбищенская. Приходская церковь каменная, построена в 1894 году. Трехпрестольная; главный престол посвящен Рождеству Спасителя, приделы – Знамению Пресвятой Богородицы и Параскевы Пятницы.  Село это древнее, некогда принадлежало великой старице инокине Марфе Ивановне, супруге Федора Никитича (Патриарха Филарета). /Родители Михаила Федоровича Романова/.

На кладбище находится еще одна церковь, посвященная Святому Александру Невскому, построена в 1885 году.  Свято чтимая икона в селе Хабоцкое Святой мученицы Параскевы Пятницы.  Приход многолюдный, до 4000 душ, поэтому в селе два причта. При ознакомлении с церковными документами не оказалось ни обыскной книги, ни тетради братских доходов, ни летописей.  В 3 части метрических книг многие отмечаются, как умершие от неизвестной болезни.  Священники оба молодые, но не заметно в них особой пастырской деятельности.  В селе нет ни школы, ни хора певчих.  При встрече Архиепископа пели одни псаломщики.  Возможно, нет и вне богослужебных собеседований.

В деревне Лихачево, принадлежащей к приходу Христорождественской церкви села Хабоцкое есть земская школа. Здание обширное.  В этой деревне переменяли лошадей, потому Высокопреосвященный имел время испытать детей на знание Закона Божьего.  Ответы их показали, что законоучитель не отличается усердием в преподавании Закона Божьего.  Дети не смогли даже с толком прочесть молитвы.  Не лучше были успехи и в русском языке.  Недалеко от училищного здания находится часовня. Собравшиеся вокруг экипажа Высокопреосвященного жаловались ему на то, что местный причт нисколько не заботится об исправлении часовни.  

Часовня деревянная, с тесовой крышей, обнесена решетчатой оградой.  Крыша на часовне довольно ветхая.  В самой часовне несколько икон местночтимых праздников и святых.  Иконы: Рождества Христова,Тихвинской иконы Божией Матери, Параскевы Пятницы.

На маршруте Высокопреосвященного значилось село Башарово, но из-за сильной грязи не было посещено.

Вот какими увидел Архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий наши весьегонские сёла:

Кесьма - торговое село.  В селе две церкви. Одна деревянная, малая, оригинальной архитектуры.  Построена в 1668 году, возобновлена в 1896 году, но без нарушения ее внешнего вида.  Фотографические снимки церкви и иконостаса находятся в Тверском музее.  Этот памятник старинной постройки 17 века заслуживает тщательной охраны. Иконостас четырехярусный, со старинными иконами.  В нижнем ярусе иконы: Спасителя, Казанской Божией Матери, Пресвятой Троицы, в честь которой посвящена церковь.

Икона Иоанна Крестителя до того обветшала, что трудно рассмотреть изображение на ней.  Старинные иконы Великомученика Георгия на коне, Святителя Николая.

Другая церковь, каменная, построена в 1765 году бывшим помещиком Львом Андреевичем Батюшковым. (Кесьма и поныне принадлежит Батюшковым.  Нынешний владелец села – Радомский губернатор Дмитрий Николаевич Батюшков).  Эта церковь двухпрестольная.  Главный престол посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, местная икона помещена у царских ворот с левой стороны.  На месте, где ей следует быть находится икона Святого Николая.  На левой стороне, у северных дверей находится икона Святой великомученицы Екатерины - в честь ангела супруги Дмитрия Николаевича Батюшкова.  Храм хоть и не обширен, но светел и высок. Придел посвящен Святому Великомученику Федору Стратилату. Придел этот находится в северной стороне, в трапезной.  В настоящее время Богородицерождественская церковь ремонтируется, в основном на средства крестьянина П. Москалева/ Возможно, это староста церкви Платон Федорович Москалев/. Который просил позволения на свои средства оштукатурить и древнюю Троицкую церковь, так как стены в этой церкви сильно продувает ветром зимой, и холодно стоять при службе.

Между церковными документами находились две большие тетради в обложке.  Одна заключала собой проповеди священника Александра Ивановича Воскресенского на воскресные и праздничные дни.  Вторая тетрадь – его же катехизисские поучения.  

О. Воскресенский с усердием занимается проповедованием слова Божия. Он трудится над сбором материалов по истории церквей в селе Кесьма, куда недавно перешел. В бытность свою в селе Спас при реке Рене он составил описание бывшей Спасоренской пустыни и приходской церкви.  Описание было опубликовано в газете Тверские Епархиальные ведомости и отдельной брошюрой.

В селе Кесьма церковно-приходская школа.  Помещена школа в собственном доме священника Воскресенского.  Священник с семьей живет в церковном доме. Преподают в школе сам священник с дочерью Александрой.  

Дети своими ответами на вопросы Преосвященного показали, что законоучитель и учительница трудились в школе с усердием.  В селе Кесьма предполагается открытие второклассной церковно-приходской школы.   Для каковой пожертвовано Д. Н.  Батюшковым вблизи села Кесьма четыре десятины земли.  

Рядом с селом находится часовня в честь Святого великомученика Александра Невского, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.  Помимо этой часовни есть еще часовни в деревнях Губачево (Святого Модеста и Власия), В Пашкове (Святого Архангела Михаила) и в Мякишеве (Святого Николая Чудотворца).  Поблизости от церкви построено несколько деревянных лавок, дающих церкви дополнительный доход.  В 1888 году прихожане и церковный причт собрали средства и приобрели колокол 99 пудов на колокольню церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

В своем аналитическом размышлении о поездке Высокопреосвященный епископ Дмитрий отметил, что самая лучшая, отличная школа в селе Кесьма, за что выражена священнику Воскресенскому благодарность.

По пути в Параскево-Пятницкую женскую общину приехали в деревню Большое Фоминское.  Жители деревни построили в 1892 году часовню. Строили самовольно, без согласия на это епархиального руководства.  Руководство епархии сочло ее план не соответствующим событию, в честь которого жители деревни часовню построили.  (В воспоминание Священного коронования в Бозе почившего императора Александра Третьего).

Множество жителей деревни (а деревня более 90 домов) говорили Преосвященному, что часовня построена во имя преподобного Кирилла Белозерского и Великомученика Власия – по обету, после сильного градобития, истребившего поля и скотского падежа.  По уверению крестьян исстари здесь находилась часовня, которая сгорела во время пожара вместе с крестьянскими избами.  Крестьяне деревни Фоминское поспешили построить новую часовню, которая уже семь лет стоит неосвященная.

На пути село Чернецкое.  Здесь прежде приходского храма посещена кладбищенская церковь, посвященная Иоанну Предтече.  

Церковь небольшая, построена в 1885 году.  В церкви замечательная по древности икона Святого Предтечи, недавно пожертвованная одним прихожанином из села Чернецкое. Храмовыми праздниками считаются 24 июня, день рождения Святого Иоанна Предтечи и 29 августа, день его усекновения головы.  На местной иконе он изображен проповедующим.  Вокруг его изображено несколько святых.  Кладбище мало. Требует расширения, содержится небрежно.  Много крестов повержено на земле.  Вокруг кладбища деревянная ограда.

В селе Чернецкое приходская церковь. каменная, построенная отдельно от часовни.  Многое в селе дает повод думать, что здесь был когда то монастырь.  К сожалению приходские священники (коих в селе два) не потрудились составить летописи.

В Чернецком храме четыре престола.  Два в холодной части.  Посвящены: в честь Успенья Пресвятой Богородицы и Великомученика Георгия.  Посреди церкви поставлено перед иконостасом большое распятие на кресте Спасителя.  В трапезной два престола.  Посвящены Святому пророку Илье и Святому Николаю.  В деревнях прихода восемь часовен, посвященных: Пресвятой Троице, Вознесению Господню, Святому Николаю, пророку Илье, священному ученику Модесту, святой мученице Параскеве Пятницкой, Святому Александру Невскому. Восьмая часовня, уже упоминаемая ранее, в деревне Большое Фоминское. 

В глухом лесу приютилась с 1894 года Свято–Параскевинская женская община.  Община эта слывет в народе Пятницкой, или Пятницы на камне.  Построено несколько домов. В одном из них размещена домовая церковь, посвященная Святой мученице Параскеве Пятнице.  В этом же доме живет начальница общины монахиня Евсевия.  В других домах размещены сестры.  Остальные дома заняты службами.  По прибытии в церковь, Преосвященный предложил монастырскому священнику Матвею Приселкову отслужить молебен святой мученице Параскеве.  Сам архиепископ прочел акафист святой мученице.  Небольшой хор певчих - клирошанок стройно пропел молебен покровительнице общины.  Молебен совершался перед иконой Святой мученицы Параскевы, с изображением ее страданий.  Эта икона написана сестрами общины.  В малом, светлом храме все было благоприлично и в надлежащем порядке.  Иконы Иверской Божией Матери и Святого великомученика Пантелеймона высланы общине из Афона в благословение общины.  Икона Преподобного Иоанна Рыльского – дар протоиерея Ивана Ильича Сергеева (Иоанна Крондштадского). В воспоминаниях о его благотворительных отношениях к общине. По благословению сестер общины и богомольцев Высокопреосвященный посетил помещение начальницы.  На стенах портреты: среди которых портрет благодетеля общины П. В.  Вознесенского.

В общине предполагается постройка каменного трехпрестольного храма. (В честь Пресвятой Троицы, Иверской Божией Матери и Святого Великомученика Дмитрия).  На месте, где будет строиться монастырский собор Высокопреосвященным была прочитана молитва, а местность окроплена святой водой.  Место алтаря отмечено установлением креста.  Затем перед могилой статского советника П. В.  Вознесенского, произнесена заупокойная лития с возглашением вечной памяти.  Тело Вознесенского погребено возле стен церкви общины, с разрешения Архиепископа Саввы.  Господином Вознесенским было пожертвовано общине 108 десятин земли и 8000 рублей на содержание живущих в общине.  Скончался он 62 лет.  Супруга его служит начальницей женской прогимназии в Весьегонске. (Вдова статского советника Анна Алексеевна Вознесенская). Могила господина Вознесенского сестрами содержится в образцовом порядке.

При выезде из общины Высокопреосвященный посетил часовню Святой мученицы Параскевы, с древних времен поставленной на камне.  Находится часовня в двух верстах от деревни Малая Поповка.  Часовня приписана к церкви села Чистая Дуброва.  Некоторые прихожане села были главными жертвователями землей и вещами на устройство общины.  

 Чистая Дуброва.  Село было посещено Высокопреосвященным неожиданно.  В селе два храма.  Один старинный, деревянный, с тремя престолами.  Посвящены престолы: Покрову Пресвятой Богородицы и Пророку Илье, третий престол в трапезной, посвящен Тихвинской иконе Божьей Матери.  Многоярусный иконостас, с иконами старинного письма.  Этот храм, как замечательный старинный памятник, следует сохранить от разрушения.  Хотя, по словам священника, у прихожан нет на это средств.

Рядом с церковью кладбище, уже на столько переполненное могилами, что насущный вопрос устроить новое.  Настоятель церкви неоднократно предлагал прихожанам привести кладбище в благообразный вид.

Другая церковь в селе Чистая Дуброва – каменная, трехпрестольная.  Главный престол посвящен Покрову Пресвятой Богороодицы.  Приделы – Святому Илье и Великомученику Георгию. В селе есть церковно-приходская школа.  Учащиеся не были собраны по неожиданности прибытия Высокопреосвященного.  Но появившиеся несколько мальчиков показали хорошие ответы в знании Закона Божьего.

Чистая Дуброва –родина Казанского епископа Павла.  От него положен в церковь денежный вклад на поминовение родителей.  Высокопреосвященный Павел, Архиепископ Казанский и Свяжский. В миру Петр Лебедев (27.12.1827-23.04.1892). Обучался в Тверской духовной семинарии.  Высокопреосвященый Павел был замечательный, неутомимый проповедник Слова Божьего.

 

Суково.  Село было посещено Высокопреосвященным вне маршрута.  Поэтому посещение было неожиданным.  В селе две церкви.  Одна из них приходская.  Престол в честь Введения девы в храм.  На плафоне в трапезной написана картина, освящающая это священное событие.  Храм построен в 1705 году.  Но был отремонтирован и выглядит новым.  Вторая церковь на кладбище.  Посвящена Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы.  В селе земская школа.  Ученики, которой по Закону Божьему, отвечали удовлетворительно.  Видимо священник Александр Тугаринов усердно с ними занимается.

1 сентября.  Вторник.  Архиепископ Дмитрий приехал в 6 часов вечера в Весьегонск.  

Направился к Богоявленскому собору, в котором состоялось всенощное бдение.  Собрались священники всех городских церквей.  На следующий день, с утра Архиепископ Дмитрий осмотрел все церкви города.

В Богоявленском соборе священники Александр Воскресенский (Кесьма)и Александр Рождественский (Макарово) награждены скуфьями.  По окончании литургии Высокопреосвященный посетил женскую прогимназию, городское приходское училище, дом церковного старосты господина Зверева.  Затем прошел в отведенное для отдыха помещение.  Здесь состоялась встреча с предводителем Весьегонского дворянства и земскими начальниками.

2 сентября.  Среда.  В 6 часов утра Архиепископ Дмитрий отправился из города Весьегонска для дальнейшего обозрения церквей Тверской епархии.

Были посещены следующие церкви.

Макарово.  В селе церковь каменная.  трехпрестольная, построена в 1792 году, на месте прежней деревянной.  Главный престол посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.  Приделы в трапезной посвящены Владимирской Божьей Матери и Святому Николаю.  В правом приделе местная икона Владимирской Божьей Матери.  Находится на левой стороне царских ворот.  Небольшая, старинная и богато украшенная она была родовая икона фамилии земледельца А. П. Измайлова.  Еще 12 праздничных икон написанных на средства господина Измайлова.

Вокруг церкви кладбище. На котором погребены родные Измайловых и прежние владельцы села Макарово.  В двух верстах от церкви отведено новое кладбище.

Близь села Макарово находится новое обширное благоустроенное здание земского училища.  Ежегодно в училище обучается более 100 детей.  Учительницы.  Госпожа Голованова и одна из дочерей А. П.  Измайлова.  Законоучитель приходской священник Александр Рождественский.  Спрашиваемые по Закону Божьему дети, отвечали очень хорошо.  Близь училища построен дом для народной читальни и библиотеки.  Коими заведует А. В.  Ванчугова.  После обозрения церквей, Высокопреосвященный посетил дом помещика Измайлова.

В 6 деревнях прихода имеются часовни.  Одну из часовен, еще не освященную, в деревне Филиппцево осмотрел Высокопреосвященный.  Осмотрена интересная, построенная в виде ротонды, часовня в деревне Квасково.

Причт села Федорково пригласил Высокопреосвященного осмотреть их вновь отремонтированный храм.  Возобновленная деревянная церковь, посвященная Воздвижению честного креста.  Церковь с колокольней, поставлена на новый фундамент.  Довольно много икон старого письма.  Вокруг церкви кладбище и прихожане выразили желание, продолжать на нем погребение своих близких.

Село Любегощи.  Каменная церковь, построена в 1794 году, вместо ранее существовавшей деревянной.  В храме три престола.  Главный престол посвящен Пресвятой Троице.  Приделы: в честь Святого Николая и Святого Благоверного князя Александра Невского.  Есть небольшая церковь на приходском кладбище, но не освященная.  В северо-западном углу ограды небольшая каменная часовня.  В ней резная фигура страждущего Спасителя.  На стенах часовни много икон местночтимых святых.

Любегощский приход многолюдный, более 3000душ обоего пола.  Причт один.  Прихожане просили Преосвященного дать им второго священника.  «Так как приход широк.  Село и 24 деревни «.  Прихожанам надо озаботиться постройкой для второго причта дома и выделением усадьбы.

В Любегощах многолюдное земское училище.  Обучается 180 детей.  Некоторые из учащихся принимают участие в пении при богослужении.

Помимо церкви в Любегощах, состоялось посещение часовни в деревне Нестерово, где Высокопреосвященный обратил внимание на большое количество икон разного формата.  Оказалось, что жители деревни с этими иконами ходят в пасхальный крестный ход, а потом оставляют в часовне.

Тухани.  Село находящееся на маршруте обозрения было посещено Высокопреосвященным.  В селе церковь каменная, трехпрестольная, построена в 1789 году.  Главный престол посвящен Благовещенью Пресвятой Богородицы.  Приделы посвящены: пророку Илье и Святому Николаю.

В 1768 году помещик села Тухани Илья Андреевич Батюшков/ брат Льва Андреевича и Семена Андреевича Батюшковых/обратился к Олонецкому епископу Антонию о построении в селе трехпрестольной церкви.  Храмозданная грамота от епископа Антония хранится в церковной ризнице.  В селе земская школа.  Дети на вопросы Высокопреосвященного отвечали хорошо.  Дети из церковно-приходской школы села Поляны хорошо пели.  За что выражена благодарность от гостя священнику села Поляны Л.  Ершову.  

Далее маршрут обозрения приходов Весьегонского уезда продолжался.  Высокопреосвященный посетил Соболины и Сушигорицы.  Нефедьево и Карамышево. Так начатое ознакомительное знакомство с Весьегонским уездом на погосте Типня, закончено в селе Пнево.  

Источник:

«Тверские епархиальные ведомости», 1898.  № 21, 22, 23.

Подготовила Елена Ивановна Селифонова

Сбор новостей

Подписка на Сбор новостей