Путешествие учеников Ладожско-Сергиевской церковно-приходской школы Весьегонского уезда в Николо-Теребенский монастырь Вышневолоцкого уезда

Давнишнее желание мое, совершить с учениками Ладожской церковно-приходской школы путешествие в Николо-Теребенский монастырь. Ближайший из монастырей в нашей местности, от села Ладожское - 70 верст.

Получив 27 мая разрешение от Епархиального руководства, через Весьегонское отделение, я сразу же стал готовиться в дорогу. Нужно было известить учеников, достать некоторые лекарств, на случай заболевания учеников в дороге. 29 мая собрались в селе Ладожское ученики, в сопровождении своих матерей. Всего учеников было выбрано мною 25 человек. 20 мальчиков Ладожской церковно-приходской школы и 5 мальчиков Тюхтовской школы грамоты.

Котомки учеников с чистой одеждой, обувью и провизией были уложены на особую подводу. Когда все уже было готово в дорогу, мы пошли в церковь, где мною был отслужен «Чин благословения в путешествие». И все были окроплены святой водой. Из церкви мы прямо отправились в дорогу, напутствуемые от родных и знакомых пожеланиями доброго пути. День был ясный и жаркий. Ученики, одетые в красные рубашки, весело зашагали по дороге. Да как им было не радоваться? Крестьянские дети в нашем захолустье, да и не только дети, кроме свой деревни и приходского села, нигде не бывали, а теперь им, во время путешествия, предоставляется возможность увидеть: и чужие деревни, и села, и большие леса, и реки. Впереди с учениками шел мой псаломщик - Покровский. Покровского я взял с собой взамен учителя, который выехал в город Тверь, для получения священнического места. А позади всех шел я. Так идти было удобнее, в отношении наблюдения за порядком в дороге. Первую остановку сделали в погосте Павском, где священником о.Александром Таировым была детям предложена закуска. От погоста Павского, до первого нашего ночлега, села Нижние Пороги, мы шли без остановок лесом, по берегу реки Ратыни (притока реки Мологи). А с деревни Тюхтова шли сосновым бором, по берегу реки Мологи. Местность по берегу реки Мологи довольно красивая, особенно сосновый бор. И дети были в восторге. Их удивляла и водная ширь Мологи, и громадные боровые сосны, имевшие ветви только на макушке.

В село Нижние Пороги пришли мы в 8 часов вечера, пройдя в этот день 25 верст. Село Пороги красиво расположено по обеим сторонам реки Мологи, через которую мы переправились на пароме. Детей все удивляло: и паром, двигающийся без помощи весел, и известковые берега реки Мологи, где производится ломка известкового камня, и громадные печи на берегу реки Мологи, где пережигают камень на известку. Нужно было на все дать объяснения, что я и делал.

На другом берегу нас любезно встретил Порожский батюшка, о.Василий Аниханов. Учеников поместили в здании школы, где от щедрот о.Василия для них был приготовлен чай с кренделями и ужин. Я с псаломщиком ночевал в доме о. Василия.

На другой день (в 5 часов утра) мною был отслужен молебен в церкви, перед местно-чтимой иконой «Черниговской Божьей Матери». Икона эта – копия с Чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери - принесена в дар Порожскому храму покойным землевладельцем села Пороги и церковным старостой Фокой Григорьевичем Григорьевым в благодарность за чудесное исцеление его жены от тяжкой болезни перед чудотворной иконой. После молебна о.Василий Аниханов, в память посещения нами Порожского храма, дал нам всем по картинке с изображением Черниговской Божьей Матери. Затем, поблагодарив отца Василия за радушный прием, мы снова отправились в путь. День был очень жаркий, но благодаря тому, что дорога за селом Нижние Пороги опять пошла чудным сосновым бором, идти нам было легко и привольно. Этот сосновый бор, с небольшими перерывами, в виде больших полянок, на которых расположены по дороге 5 деревень, тянуться вплоть до самого монастыря. В этот день прошли мы 38 верст, сделали две остановки в деревнях, для того чтобы закусить и напиться чаю. Ночевали в деревне Телятники, не доходя четырех верст до монастыря.

Деревнями дети шли скромно и в порядке. В каждой деревне непременно спросят меня «Куда это ты батюшка ведешь столько мальцов?».- Ответишь им – «Это братцы со мной ученики церковно-приходской школы, а идем мы в Николо-Теребенский монастырь, помолиться угоднику» - «Доброе, доброе это дело, - скажут мне мужички - А мы так и не видывали эдакой оказии». То есть не видывали, чтобы священники с учениками ходили на богомолье за такие дальние версты.

Утром мы встали рано и читали утренние молитвы с пением, так как это делали и в школе. Заслышав пение, крестьяне оставили свою денную работу, столпились около нашей квартиры, а некоторые вошли в саму квартиру, узнав в чем дело, с нами помолились. По окончании молитвы, мы быстро собрались в путь. Да и как было не торопиться? Осталось четыре версты до цели нашего путешествия. Дети с нетерпением ждали скорее увидеть монастырь. Крестьяне, провожая нас, говорили «С Богом батюшка, с Богом ! - теперь уж недалеко и до Угодника рукой подать…А хорошо батюшка у тебя поют мальчики-то, да и голоса хорошие вольные». – Для этого и учили их, братцы, что бы пели хорошо. Непременно и вы своих всех детей отдайте в школу – их научат там кроме грамоты и петь хорошо.

Быстро и молча прошли мы от деревни Телятников до монастыря. Широкая песчаная дорога от монастырской водяной мельницы, в трех верстах до монастыря, шла прекрасной сосновой рощей. При выходе из рощи открылся нам во всей красе монастырь. Дети невольно вскрикнули «Монастырь, монастырь!». Действительно, красив вид Николо-Теребенского монастыря с этой стороны (северо-востока). Я велел всем остановиться, и мы дружно пропели тропарь Святому Николаю - «Правило веры и образ кротости», припевы «Святителю отче Николае моли Бога о нас». Затем сделав земной поклон по направлению к храмам обители, мы через 10 минут уже были у ворот монастыря. Здесь встретил нас служащий при монастырской гостинице. Разместили нас, как нельзя лучше, учеников разместили в монастырской школе, а для меня с псаломщиком отвели один из нумеров гостиницы. Тут мы поотмыли с себя дорожную пыль и принарядились. Я думал, что дети устали с дороги и рады будут отдохнуть. Но не тут-то было, устали у них как не бывало. Они просились у меня гулять по монастырю, чтобы скорее все увидеть.

Уход и попечение за учениками отец настоятель поручил одному из послушников. Он поил их чаем, кормил обедом и ужином на трапезе. Монастырская братия встретила нас очень радушно. В четыре часа пополудни, были у вечерни, после которой представились настоятелю монастыря о. Архимандриту Алексию. Весьма симпатичному и доброму старцу. Тогда же я и спросил у него себе и позволение, служить на утро, утреню и литургию. После вечерни до ужина осматривали монастырь. Гуляли в окрестностях его. Были у часовни на берегу реки Мологи. Откуда на особо устроенной барке отправляется 24 июня крестный ход с чудотворной иконой Святого Николая в город Бежецк и его окрестности. Вечером, после ужина на трапезе, псаломщик Покровский вычитал в школе для учеников, правило ко святому причастию и молитву на сон грядущий. 1-го июня после утрени мы все исповедались у казначея монастыря, иеромонаха Лаврентия. Прикладывались к чудотворным иконам Святого Николая и Теребенской Божьей Матери. За литургией приобщились св. Таинств. А после для нас был отслужен перед иконой св. Николая молебен с акафистом, священником о.Павлом Косухиным. Так как 2-го июня нам надо было идти в обратный путь, то мы, отслушав вечерню в соборе, тут же в церкви, простились с о.Архимандритом, поблагодарили его за радушный прием и дети подошли под благословение. Отец Архимандрит также высказал нам свою благодарность за посещение монастыря и сожаление, что мы мало гостили.

Простившись с отцом настоятелем, мы внимательно осматривали собор, стенную историческую живопись, ризницу, последний раз приложились к чудотворным иконам. При осмотре собора руководил нами отец иеродиакон Нафанаил, мой знакомый и бывший односелец.

2-го июня, в пять часов утра, мы выбыли из монастыря , унося с собой отрадное чувство удовлетворенности, давнишнего желания посетить монастырь, чувство глубокой признательности к братии за радушное гостеприимство. Дойдя до начала сосновой монастырской рощи, мы остановились, и, обернувшись к храмам обители, пропели тропарь Свят. Николаю, молельные припевы, а затем сделав земной поклон, бодро отправились к дому. До монастырской мельницы провожал нас иеродиакон Нафанаил. На мельнице зашел я на пасеку, посмотреть на устройство ульев системы пчеловода бежецкого дворянина Трубникова, так называемых упрощенных крестьянских ульев.

Обратный путь мы совершили благополучно, без особых приключений. Шли очень быстро и 2-го числа заночевали в деревне Тюхтово, не доходя до дома 15 верст. А 3-го числа июня, пополудни мы были в селе Ладожском.

Священник Алексей  Никольский.

ИСТОЧНИК:

Тверские епархиальные ведомости, 1902год. № 3.